Можно ли применять тосол для системы отопления дома

Расчет объема антифриза

При покупке дорогих незамерзаек чтобы не переплачивать деньги перед тем, как заполнять систему отопления, следует знать требуемый объем теплоносителя. Самый простой способ его точного определения – накачать в магистраль воду с напором в 1 – 1,5 бара, а затем ее слить и измерить полученное количество. К массе жидкости можно добавить 10% на завоздушивание, испарение теплового носителя.

V (системы) = V (котла) + V (бачка) + V (батарей) + V (труб)

Рабочий объем котла и расширительного бака узнают из паспортных данных на оборудование, представленных производителем. Аналогичным образом из инструкции по эксплуатации определяют емкость радиаторов, умножая показатели одной секции на их количество. При отсутствии, утере паспортов на котел, гидроаккумулятор или радиаторные теплообменники, необходимую информацию получают из интернет-источников.

Объем рабочего тела в трубопроводе определяют умножением площади его сечения на длину по общеизвестной формуле:

V (объем) = S (площадь) х L (длина), где

S (площадь) = 3,14 (число пи) х R2 (радиус в квадрате).

Рис. 9 Пример расчетных данных для нахождения объема

Свойства и особенности применения антифризов в системах отопления

Для частных теплосистем в продаже можно найти два вида незамерзаек: водные растворы этиленгликоля и пропиленгликоля. Гликоли, в отличие от воды, при понижении температуры переходят в твёрдую фазу постепенно: диапазон от температуры начала кристаллизации до полного застывания составляет 10-15 °С. В этом диапазоне жидкость постепенно густеет, превращается в гелеобразную “шугу”, но при этом не увеличивается в объёме. Гликоли продаются в двух «форматах»:

  1. Концентрат с температурой начала кристаллизации -65 °С. Предполагается, что покупатель сам разбавит его умягченной водой до необходимых параметров. В виде концентрата продаются только этиленгликолевые антифризы.
  2. Готовые к применению растворы с температурой замерзания -30 °С.

Домовладелец может для экономии концентрата ещё разбавить его, чтобы получить температуру замерзания -20 или -15 °С. Не следует разбавлять незамерзайку более, чем на 50% – это снижает её защитные свойства.

В состав всех незамерзающих жидкостей входят добавки-присадки. Их назначение:

  • защита металлических элементов системы от коррозии;
  • растворение накипи и осадков;
  • защита от разрушения резиновых уплотнителей;
  • защита от пенообразования.

У каждой марки антифриза собственный набор присадок, универсального состава не существует. Поэтому при выборе незамерзайки следует ознакомиться с видами добавок и их назначением.

Антифриз в системе отопления дома очень восприимчив к перегреву: при превышении критической температуры (у каждой марки она своя) этиленгликоль и присадки разлагаются, образуя кислоты и твёрдые осадки. На нагревательных элементах котлов появляется нагар, разрушаются уплотнительные элементы, начинается интенсивная коррозия. При перегреве и разрушении присадок начинается пенообразование, а оно ведёт к завоздушиванию системы. По этим причинам производители отопительных котлов настоятельно рекомендуют не использовать в системе антифризы, особенно этиленгликолевые.

Также нельзя использовать оцинкованные трубы: незамерзайка разъедает цинковое покрытие, образуются белые хлопья – нерастворимый осадок.

Разрушение горелки газового котла, вызванное антифризом

Заполнение системы отопления антифризом происходит через расширительный бак. Каждые 4-5 лет теплоноситель следует менять.

Антифриз на основе этиленгликоля

Этиленгликолевые антифризы более распространены из-за сравнительной дешевизны. Однако этиленгликоль – очень токсичное вещество даже в разбавленном виде, поэтому незамерзающие жидкости на его основе категорически запрещено использовать в открытых отопительных системах, где яд испаряется из расширительного бачка в окружающее пространство, и в двухконтурных системах, где этиленгликоль может попасть в водоразборники для горячей воды.

Важно! Незамерзайки на этиленгликоле окрашивают в красный цвет, поэтому их попадание в систему ГВС можно легко обнаружить

Антифриз на основе пропиленгликоля

Это новое и более дорогое поколение антифризов. Они совершенно безвредны, а пищевой пропиленгликоль даже используется в кондитерских продуктах под видом пищевой добавки Е1520. Незамерзайки на пропиленгликоле менее агрессивны к металлическим и уплотнительным элементам. Благодаря своей безвредности они рекомендованы к применению в двухконтурных системах.

Важно! Пропиленгликолевые антифризы окрашивают в зелёный цвет

Зелёная и красная незамерзающие жидкости

Можно ли заливать тосол в отопительную систему

Автомобильный антифриз тосол производится на основе этиленгликоля, однако он не предназначен для отопительных систем. Его присадки рассчитаны на условия эксплуатации автомобильных двигателей, и действуют разрушающе на элементы системы отопления.

Переходить с воды на антифриз для систем отопления дома приходится из-за угрозы длительных отключений электроэнергии, что актуально для районов, удалённых от больших городов. Альтернативой является наличие в доме резервных источников электропитания, а также применение твердотопливных котлов (работающих на дровах, угле, пеллетах). Но если переход на незамерзайку неизбежен, то проектирование и монтаж такой системы лучше доверить профессионалам, чтобы не повредить дорогостоящее оборудование.

Замена воды на антифриз

Если в системе уже использовалась вода, а Вы хотите перейти на антифриз, то следует учитывать два обстоятельства.

Во-вторых, полностью удалить воду из системы отопления не удается никогда. Часть воды остается. Если залить просто подготовленный разведенный антифриз, то его концентрация будет недостаточной для надежной защиты от замерзания. Таким образом, нужно применять концентрат. Я обычно смешиваю концентрат с разведенным антифризом в соотношении 1:1. После заполнения системы нужно запустить циркуляционный насос (для системы с принудительной циркуляцией) или включить котел (для системы с естественной циркуляцией), чтобы теплоноситель хорошенько перемешался. Потом нужно отлить немного теплоносителя и измерить его плотность. Для измерения плотности есть прибор, который продается в большинстве автомагазинов. Этот прибор применяется для подготовки к зиме автомобиля (проверки свойств антифриза в системе охлаждения двигателя), но отлично подойдет и для наших целей. Если прибор показывает температуру замерзания ниже, чем нужно, например -50 градусов, ничего страшного, но если температура выше, чем нам нужно, то придется слить часть теплоносителя и заменить его концентратом. Слитый теплоноситель нужно утилизировать аккуратно, он ядовит, его не стоит выливать в септики и канавы.

Еще хочу обратить Ваше внимание на то, что разные антифризы могут быть несовместимы друг с другом. Бытует мнение, что нельзя смешивать красный состав с составом другого цвета. Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания

Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность

Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания. Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Заполнять систему удобно через кран слива воды — он стоит в нижней точке системы. При таком способе завоздушивание практически исключается, так как теплоноситель поступает снизу, постепенно выдавливая весь воздух в расширитель. Читать ответ.

Примеры клеев. Поксипол, жидкие гвозди, универсальный суперклей. Армир. Типичные ошибки склеивания. Правильная технология. Дополнительные приемы — армир.

Приемы фиксации резьбового соединения. Приемы фиксации (стопорения) резьбового соединения. Защита от вибрации и самопро.

Абрикос, абрикосовое дерево. Выращивание, посадка, размножение, полив. Как абрикос посадить и вырастить. Размножаем, прививаем, поливаем абрикосовое де.

Трипсы. Бесцветные / желтоватые пятна, шероховатые полосы, листки отпа. Как выявить заражение трипсами. Светлые пятна, шероховатости — признаки болезни.

Способы заполнения системы теплоносителем

Вопрос заполнения, обычно, появляется только в случае организации системы закрытого типа, так как открытые контуры без проблем заполняются через расширительный бак. В него просто наливается теплоноситель, который под действием силы гравитации растекается по всем контурам

При этом важно, чтобы все воздухоотводчики были открыты

Существует несколько методик заполнения теплоносителем закрытой системы обогрева: самотеком, с погружным насосом или при помощи специального опрессовочного оборудования. Более детально остановимся на каждом из способов.

Самотеком. Этот способ закачать теплоноситель для системы отопления хоть и не требует оборудования, но уходит на него много времени. Приходится долго выжимать воздух и так же долго набирать нужное давление. Его, кстати, накачивают автомобильным насосом. Так что оборудование все-таки потребуется.

Нужно найти самую высокую точку. Обычно, это какой-то из газоотводчиков (его нужно снять). При заполнении открыть кран для спуска теплоносителя (самая низкая точка). Когда через него побежит вода, система заполнена:

  1. Когда система заполнена (из крана для слива побежала вода), взять резиновый шланг длиной порядка 1,5 метров, прикрепить его к входу в систему.
  2. Выбрать вход так, чтобы виден был манометр. В этой точке установить обратный клапан и шаровый кран.
  3. К свободному концу шланга прикрепить легко снимающийся переходник для подключения автомобильного насоса.
  4. Сняв переходник, в шланг налить теплоноситель (держать поднятым вверх).
  5. Заполнив шланг, при помощи переходника подсоединить насос, открыть шаровый кран и насосом закачать жидкость в систему. Надо следить, чтобы не закачивался воздух.
  6. Когда почти вся содержащаяся в шланге вода закачана, кран закрывается, операция повторяется.
  7. На небольших системах чтобы получить 1,5 Бар, придется повторять ее 5-7 раз, с большими придется возиться дольше.

При таком способе можно шланг подключить от водопровода, можно подготовленную воду налить в бочку, поднять ее выше точки входа и так залить ее в систему. Также заливается и антифриз, но при работе с этиленгликолем потребуется респиратор, защитные резиновые перчатки и одежда. При попадании вещества на ткань или другой материал он тоже становится токсичным и подлежит уничтожению.

С помощью погружного насоса. Для создания рабочего давления теплоноситель для системы отопления можно закачивать маломощным погружным насосом:

  1. Насос нужно подключить к самой низкой точке (не точка слива системы) через шаровый кран и обратный клапан, на точке слива системы установить шаровый кран.
  2. Теплоноситель налить в емкость, опустить насос, включить его. В процессе работы постоянно добавлять теплоноситель — насос не должен гнать воздух.
  3. В процессе следить за манометром. Как только его стрелка сдвинулась с нулевой отметки — система заполнена. До этого момента ручные воздухоотводчики на радиаторах могут быть открыты — через них будет выходить воздух. Как только система заполнилась, их надо закрыть.
  4. Далее нужно поднять давление, продолжая насосом качать теплоноситель для системы отопления. Когда оно достигнет требуемой отметки, насос остановить, шаровый кран закрыть
  5. Открыть все воздухоотводчики (на радиаторах тоже). Воздух выходит, давление падает.
  6. Снова включить насос, докачать немного теплоносителя, пока давление не достигнет проектного значения. Снова спустить воздух.
  7. Так повторять до тех пор, пока их воздухоотводчиков не перестанет выходить воздух.

Далее можно запустить циркуляционный насос, снова стравить воздух. Если при этом давление осталось в пределах нормы, теплоноситель для системы отопления закачан. Можно запускать ее в работу.

Насосом для опрессовки. Заполняется система так же, как и в описанном выше случае. При этом насос используется специальный. Он обычно ручной, с емкостью, в которую заливается теплоноситель для системы отопления. Из этой емкости жидкость закачивается через шланг в систему.

При заполнении системы рычаг идет более-менее легко, при подъеме давления работать уже тяжелее. Манометр есть как на насосе, так и в системе. Следить можно там, где удобнее.

Далее последовательность такая же, как описано выше: накачали до требуемого давления, спустили воздух, снова повторили. Так до тех пор, пока воздуха в системе не останется. После — тоже нужно запустить циркуляционный насос минут на пять, стравить воздух. Тоже повторить несколько раз.

Достоинства и недостатки

Тосол способен эффективно применяться в высокотемпературных контурах, так как обладает большой температурой кипения, которая составляет 110-125 градусов. Но при выборе температурного режима, нужно учитывать, что он нагревается медленнее чем вода.

Тосол имеет не только достоинства, но и некоторые недостатки, которые обязательно следует учитывать.

Недостатками тосола являются:

  1. Большая, по сравнению с водой, вязкость. Для его прокачки по трубам, потребуется дополнительная мощность. Циркулярный насос потребуется заменить на более мощный.
  2. Теплоемкость этого теплоносителя на 1-15% ниже чем у воды. Чтобы это компенсировать, потребуется установка дополнительных секций радиатора, теплообменники и т.д.
  3. Большая текучесть, которая требует хорошей герметизации всех имеющихся на отопительной системе соединений. Резиновые прокладки следует заменить на паронитовые.
  4. Срок эксплуатации тосола, как и многих других антифризов – не более 5 лет. После чего, необходима полная его замена.
  5. При застаивании, он образует белые хлопья, которые способны при оседании, испортить отопительную структуру.

Имеется у тосола еще один недостаток. Наиболее существенный. Он ядовит. Применять этот состав в отопительной системе необходимо так, чтобы он не мог попасть в помещение. Отопительная система не должна иметь никаких утечек и быть герметичной на соединениях. Ведь как уже упоминалось, текучесть этого вещества больше чем у воды, и он способен просочиться даже через незначительную трещину.

Утечка тосола обнаруживается не сразу, и чтобы избежать вдыхания его паров, которые под действием высокой температуры с легкостью выходят наружу, следует внимательно отнестись к состоянию отопительной системы и время от времени производить ее осмотр на наличие каких-либо повреждений.

Кроме того, его ни в коем случае нельзя заливать в систему отопления, если используется двухконтурный котел, так как вещество легко может попасть в контур ГВС и последствия от этого будут очень неприятными.

Правила безопасности при работе с антифризами

Не рекомендуется смешивать продукты разных торговых марок. Если возникла такая необходимость, сначала проводят проверку на совместимость. К тому же, не все производители используют одинаковые присадки. Эти компоненты могут взаимно нейтрализоваться. Тогда теряются антикоррозионные свойства теплоносителя.

Специалисты не рекомендуют заливать антифриз в открытую систему. Причина — открытый расширительный бачок. Через него могут попадать в атмосферу вредные вещества. Поэтому при использовании «незамерзаек» рекомендуют систему сделать закрытой.

Не всегда владелец дома знает, какой именно продукт использовали для заполнения системы отопления в прошлый раз. В этом случае трубы полностью освобождают от предыдущего продукта, и только потом наполняют систему.

Для разбавления концентрата используют дистиллированную воду. Она не должна содержать солей кальция и магния. Если использовать водопроводную воду с жесткостью выше 5мг-эквл, возникает вероятность выпадения осадка.

Если предполагается, что в системе отопления будут использоваться антифризы, то следует обратить внимание на характеристики радиаторов. Отдают предпочтение моделям с более высокими показателями теплоотдачи, внутреннего объема и диаметра. Мощность насоса должна быть на 60% выше, чем у оборудования, работающего с водой

Мощность насоса должна быть на 60% выше, чем у оборудования, работающего с водой.

Автоматические устройства по отводу воздуха не рассчитаны работу с такими теплоносителями. Чтобы освобождение системы от воздуха было возможным, на радиаторы устанавливают краны Маевского.

В системе лучше использовать вкладки из стойких к гликолевым средам материалов — паронита, тефлона и т. д. Резьбовые соединения прокладывают льняной паклей, в качестве смазки используют специальную уплотнительную пасту. Масляная краска не годится. Активные компоненты теплоносителя являются хорошими растворителями ЛКМ, вследствие чего система начинает протекать.

Концентрат антифиза смешивают с водой в отдельной емкости, и только в таком виде заполняют систему. Если сначала залить теплоноситель, а потом воду, система может выйти из строя. Последствия игнорирования этого правила:

  • неравномерное прогревание системы, причем некоторые радиаторы могут быть совсем холодными, из-за неравномерного распределения продукта;
  • выход из строя циркуляционного насоса;
  • вспенивание, из-за чего возникает необходимость повторного опорожнения и заполнения системы.

Если по ошибке все-таки залили отдельно концентрат и воду, то циркуляционный насос не следует включать на полную мощность. Занимают выжидательную позицию и периодически выпускают воздух из системы через радиаторы. Через некоторое время произойдет более или менее равномерное смешивание воды и антифриза. Если система отопления гравитационная с функцией самотека, то этот процесс длится дольше.

Видео — Минусы использования антифриза в системах отопления

Не следует использовать антифризы в системах, где отсутствует точный регулятор температуры. При повышении температуры до 70 °С и выше теплоноситель распадается, что опасно для системы отопления.

После слива антифриза и перед заливкой новой порции систему промывают чистой водой или специальными растворами.

1 Что такое теплоноситель для системы отопления?

Прежде чем ответить на вопрос, какой носитель лучше использовать для систем отопления, нужно разобраться, что это вообще такое.

Жидкость для отопления и состав теплоносителя для отопления отвечают за передачу тепла внутри трубопровода.

В любой отопительной системе, основанной на переносе горячей жидкости, основную работу выполняет контур или носитель. Им наполняют трубную полость. После наполнения жидкость нагревают, передавая ей желаемую температуру.

За счет постоянной циркуляции носитель постепенно отдает свою температуру стенкам труб и радиаторов, а те, в свою очередь отдают тепло уже в воздух.

Остывшая жидкость для отопления во время циркуляции циклично движется по трубам и подогревается с определенным интервалом. Подогрев происходит непосредственно внутри котла, либо же в смесительных узлах. Таким образом, в системе удается поддерживать желаемый уровень температуры, не давая дому и трубам остыть раньше времени.

За счет своей простоты, эффективности и удобства отопительные системы на основе жидкостей пользуются огромной популярностью на современных рынках.

Импортный антифриз для систем отопления из этиленгликоля

Однако со временем люди поняли, что не одна только вода подходит как жидкость для отопления дома трубами. В некоторых случаях куда более удобно и эффективно вода заменяется специальными составами, именуемыми в народе антифризами.

В отличие от воды, они обладают особенными свойствами (конкретные характеристики зависят от химической формулы того или иного рабочего варианта), и часто, куда более полезными.

1.1 Требования к тепловому носителю

Вода не просто так является фаворитом, когда речь идет о выборе жидкости в системе отопления.

Она обладает кучей преимуществ при минимуме недостатков (хотя ее недостатки довольно значительны). Главное – она практически идеально подходит под все требования, которые выдвигаются к жидкостям в системе обогрева частных домов.

Опишем эти требования конкретнее. Зная их, нам будет проще понять, что лучше использовать и когда.

  • Доступность, чем дешевле носитель, тем лучше;
  • Высокий уровень теплоотдачи;
  • Текучесть;
  • Безопасность для человека;
  • Низкий коэффициент расширяемости;
  • Полная толерантность;
  • Невозможность замерзнуть при низких температурах.

Как видим, простая вода удовлетворяет большинство наших требований. Она практически бесплатна, найти сотню другую литров для заполнения не составит труда никому.

Вода легко и быстро отдает тепло в воздух. В этом плане ни один антифриз (кроме действительно дорогих) с ней не сравнится. Она очень текуча, и обладает низким коэффициентом расширяемости

Последний момент очень важен, хотя мало кто обращает на него внимание

Трубы разрушенные длительной эксплуатацией жесткой воды в качестве носителя

Если в системе с трубами из пластика, выбрать носитель с большим коэффициентом расширяемости, то есть большая вероятность, что трубы лопнут непосредственно в процессе нагрева или транспортировки нагретой жидкости. Чего, конечно же, хотелось бы избежать.

Впрочем, под некоторые требования вода не подходит. Ее нельзя назвать полностью толерантной. Более того, обычная вода из под крана для систем отопления из стальных труб в долгосрочной перспективе даже опасна.

Ну и самый главный минус – вода замерзает в трубах. Причем замерзает быстро. Именно ее дальнейшая разморозка чаще всего приводит к разрушению труб или радиаторов.

Технология производства антифриза

Шампуни, стеклоочистители и охлаждающие жидкости производят на одном и том же оборудовании. Это связано с тем, что их изготовление идентично. Оно заключается в смешивании всех компонентов в определенных количествах. Поэтому вместе с антифризом можно изготавливать другую автомобильную химию.

Технология производства антифриза состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление концентрата из гликолей и присадок.
  2. Очистка полученной смеси.
  3. Разбавление раствора обессоленной водой.

Все ингредиенты берутся в тех количествах, которые предполагает технология. В противном случае готовый продукт будет негоден для использования. После того как все этапы пройдены, полученный материал отправляют на пробу, где его тестируют перед продажей.

Жидкость, отвечающую всем требованиям и стандартам, разливают по бутылкам, выполненным из пластика. Если организация осуществляет оптовые продажи, то антифриз можно помещать в бочки, внутри которых находится сжатый азот.

Персонал

Количество сотрудников зависит от объема производства, площади и финансовых возможностей собственника. Это может быть три человека или более. Желательно подбирать кандидатов на работу в цехе, которые имеют техническое образование. Они смогут разобраться в технологии производства незамерзающей жидкости для автомобилей.

Если работник без опыта и квалификации не будет разбираться в технологическом процессе, соблюдать инструкцию ГОСТа, готовая продукция будет некачественной. Следовательно, она не пройдет тестирование и будет непригодна к продаже.

Отдельно потребуется нанимать персонал, который будет разливать готовый материал по тарам. Но при большом объеме производства лучше купить специализированную линию, которая разливает жидкости (до 2000 литров в час) по бутылкам объемом до 10 литров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий