Можно ли залить в систему отопления автомобильный тосол

Как заполнить систему своими руками — как залить незамерзайку правильно

Применение антифриза в системе отопления предусматривает необходимость его регулярной замены (примерно раз в пять лет). Эту процедуру вполне можно реализовать самостоятельно, предварительно ознакомившись со схемой своего отопительного контура.

Инструкция, как заливать антифриз в систему отопления:

Слив старого теплоносителя. Перед тем, как закачать жидкость в систему отопления, необходимо освободить ее от старого теплоносителя. Для этого используются специальные сливные краны. Несмотря на соблазн, использовать еще раз слитую жидкость запрещается. Даже в случае сохранения ею незамерзающих качеств уровень пригодности специальных защитных присадок со временем практически нивелируется (присадки добавляются для того, чтобы создать защиту для металлических труб и резиновых прокладок от агрессивного воздействия).

Демонтаж кранов Маевского. При наличии на батареях кранов Маевского их нужно снять, предварительно стравив. На разъемы, где стояли краны, накручивается гибкий шланг – через него будет сливаться теплоноситель.

Монтаж насоса для антифриза в систему отопления. В бак, где находится свежий антифриз, устанавливают погружной насос со шлангом

В процессе работы важно наблюдать за тем, чтобы заборные отверстия постоянно покрывала жидкость, иначе агрегат будет захватывать воздух. Шланг от насоса коммутируется с заливным патрубком системы отопления.

Заполнение контура антифризом

После включения насоса начинается замена антифриза в системе отопления. Для контроля за давлением используется манометр.

Слежение за уровнем внутри циркуляционного насоса. Обязательным условием является то, чтобы по ходу закачки антифриза в систему отопления насосное оборудование было полностью заполнено теплоносителем: «сухой ход» может стать причиной его поломки. Для проведения контроля необходимо слегка открутить центральный винт: в случае выделения из-под него жидкости, делается вывод о правильности процедуры. Если наблюдается шипение воздуха, необходимо удалить воздушную пробку. После этого процедура возобновляется до полного заполнения системы.

Руководствуясь этой инструкцией, как залить незамерзайку в систему отопления, разрешается заполнять любые типы контура. По ходу реализации необходимо учитывать специфику конкретной системы, для внесения необходимых изменений в порядок процедуры.

Как правильно залить состав в систему?

Чтобы система отопления исправно работала, мало приобрести хороший антифриз, нужно также изучить технологию, как залить незамерзайку в контур.

Нюансы заливки незамерзающей жидкости заключаются в следующем:

Если в системе антифриз использовался раньше, то обязательно необходима полная промывка оборудования, так как смешение двух видов незамерзайки может дать непредсказуемую химическую реакцию.
В закрытой схеме точка заливания должна быть ниже всего остального оборудования. Заполнение системы осуществляется при помощи циркуляционного насоса

При этом важно, чтобы напор в трубопроводе был не более 3 атм.
Для открытой схемы применение низкозамерзающих составов крайне нежелательно. В этом случае высока вероятность вспенивания

Система заполняется антифризом через расширительный бак в самом верху разводки.

Предлагаем ознакомиться Коллекторный двигатель от стиральной машины характеристики — MOREREMONTA

Если же вы намерены заполнить отопительную установку с естественной циркуляцией, то антифриз необходимо залить в расширительный бачок через проточный шланг.

Здесь нужно следить за двумя моментами:

  1. Спуск воздуха (необходимо проверять все краны, которые есть в наличии, в том случае, когда используются поплавковые краны сбрасывающие воздух автоматически, то необходимо просто наблюдать за заполнением);
  2. Что бы емкость всегда была наполненной, так как в обратном случае образуется воздушная пробка и жидкость потребуется спускать по новой.

В том случае, когда используется установка с принудительной циркуляцией, теплоноситель должен подаваться под давлением с помощью насоса с нижним забором воды. К нему необходимо подключить и прочно закрепить на стыках прочный шланг, после чего шланг опускается в емкость с антифризом и запускается насос.

Но здесь тоже есть свои нюансы:

  1. Из-за того что емкость достаточно быстро опорожняется из-за работы насоса, то обязательно требуется следить за тем как она наполняется, для того чтобы предотвратить появление воздушной пробки.
  2. Следить за тем, какое в системе давление (оно не должно превышать 2-3 атмосферы), и вовремя остановить насос.
  3. Перед тем как закачать антифриз, рекомендуется заблаговременно на сутки заполнить систему водой, что бы проверить ее герметичность. Выявление протечек после заполнения системы антифризом крайне нежелательно, ввиду его высокой токсичности и вероятности попадания в жилые помещения. Кроме того сам по себе слив жидкости, для устранения неполадок, довольно проблематичен.

В том случае если в отопительной системе ранее использовали воду, то необходимо помнить о том, что у воды больше расширительные свойства по сравнению с антифризами. И перед тем, как их применять требуется замена всех уплотнителей в местах соединений для предотвращения возникновения протечек.

Кроме того, необходимо помнить о том, что слить полностью всю воду из системы невозможно и из-за этого возникает вероятность разбавление антифриза. Для того чтобы предотвратить потери плотности, необходимо смешать раствор антифриза с концентратов в пропорции примерно 1:1.

Как заменить антифриз в системе отопления дома пошаговая инструкция

Перед началом слива антифриза разогревают котел отопления, даже если замена проводится летом. Открывают все батареи, систему переводят в режим работы самотеком. Непосредственно перед сливом отключают котел, отсоединяют от источников питания другие приборы, задействованные в системе. Следует также подготовить достаточное количество тары для отработанного антифриза.

Далее действуют в следующем порядке:

Шаг 1. Вставляют шланг в подготовленную тару.

Шаг 2. Открывают вентиль для слива.

Шаг 3. Наполняют тару одну за другой.

Шаг 4. Если крана для какого-то стояка не предусмотрено, его освобождают от теплоносителя через кран Маевского при помощи прикрепляемого шланга.

Шаг 5. В большой емкости разбавляют антифриз соответственно указаниям инструкции производителя.

Шаг 6. Подключают насос «Малыш» к отверстию для закачки в систему отопления и наполняют трубы свежим теплоносителем.

Шаг 7. При заполнении системы периодически спускают воздух, докачивая антифриз, пока не будут достигнуты нужные показатели давления в системе.

Можно ли смешивать антифризы и на что влияет цвет?

Вопрос о совместимости антифризов обычно возникает у автовладельцев, которые приобрели подержанную машину и не имеют возможности определить марку залитой в систему охлаждения жидкости. Причем не разбирающиеся в технических тонкостях автолюбители в ходе решения данной проблемы, прежде всего, берут в расчет цвет плещущегося в расширительном бачке состава. И, действительно, производители для окраса охлаждающих жидкостей используют красители с самыми разными оттенками. Наиболее ходовые цвета: красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, оранжевый.

Некоторые стандарты даже регламентируют использование тех или иных оттенков. Однако, по факту, цвет – это едва ли не последний критерий, который стоит учитывать при смешивании разных марок антифризов. Вводимые в антифриз красители применяются лишь для того, чтобы дать понять, что жидкость техническая, а, значит, может угрожать здоровью человека. Кроме того, благодаря приобретаемому оттенку улучшается видимость антифриза (изначально бесцветной жидкости) в том же бачке системы охлаждения. Прямой связи между цветом и свойствами охлаждающей жидкости нет.

Какими же соображениями стоит руководствоваться при смешивании антифризов? Здесь можно дать, как минимум, пару советов:

  1. Без проблем можно соединять антифризы, имеющие одну основу и соответствующие общепризнанным стандартам качества. Правда, состав жидкости часто не публикуется производителем, поэтому остается только следовать рекомендациям, указанным на этикетке.
  2. Разные типы антифризов (с неорганическими и органическими присадками) разрешается смешивать только при явном указании производителя на такую возможность.

Несовместимость антифризов заключается в вероятности возникновения реакции между входящими в их состав присадками. Это чревато выпадением осадка или ухудшением характеристик, что может сказаться на работе двигателя.

Подогрев тосола, системы предпускового подогрева. Что выбрать — советы бывалых.

У этого поста — . Зимой, перед выездом, водителю приходится долго прогревать двигатель, либо срываться с места на холодном движке. В первом случае идет лишний расход топлива, во втором — расход топлива плюс износ поршневой системы двигателя. Быстрый и правильный запуск двигателя обеспечивает предпусковой подогрев тосола, для этого устанавливаются подогреватель: автономный, либо работающий от сети в 220 В, или автоэлектроника, управление которой осуществляется через GSM.

Автономный подогреватель.

Возможно изготовить самостоятельно из нагревательного элемента вулканизатора, помещенного в цилиндрический металлический корпус или же покупается готовое устройство. Устанавливается прибор над дном картера двигателя, крепления изолируются, а сам подогреватель подключается к электросистеме автомобиля. Работает от 12 или 24 В. За 10-15 мин. работы потребляет около 0,4 кВт.

Плюсы автономного подогревателя: большая функциональность, не требующая привязки к стационарной сети, мобильность, скорость нагрева тосола.

Минусы: дороговизна, сложности в установке, разряжает АКБ; требует установки более мощного АКБ (не ниже чем 55А/ч).

Подогреватель тосола, работающий от 220 V.

Это тэны, работающие от обычной розетки в 220 V. Тэны разогревают антифриз до необходимой температуры и отключаются автоматически.

Минусы: привязка к розетке, т. е. в чистом поле такой подогреватель бесполезен, не применяется в дальних поездках.

Eberspache, HOTSTART, Webasto.

Подогревание тосола автоэлектроникой — самый модный вариант. Дорогостоящий, но окупающий себя уже за несколько месяцев после установки. Особенно хорош для регионов, где основное время года — зима. Популярные на рынке марки: Eberspache, HOTSTART, но наиболее «раскрученная» система — Webasto. Устанавливается монтированием в блок двигателя, либо как отдельное устройство. Работает (программируется и включается, выключается) от пульта ДУ или от смартфона.

Плюсы: высокий КПД, подогрев запускается автоматически заданной программой или пультом, при этом авто может находиться на расстоянии до 1 км от водителя.

Минусы: дороговизна и сложность в установке.

Особенности заливки антифриза в систему отопления

Для того чтобы не делать самому незамерзающую жидкость для отопления и при этом рисковать работоспособностью всей системы – необходимо приобрести уже готовый состав. Однако помимо этого следует ознакомиться с технологией заливки.

Если в системе есть старый теплоноситель – его следует слить. При этом рекомендуется проверить его состояние. Степень загрязнения укажет на актуальность проведения комплексной очистки. Она выполняется до того как залить в систему отопления антифриз. Последующие этапы работы заключаются в выполнении таких пунктов:

Если до этого использовался антифриз – обязательно выполняется полная промывка системы. В противном случае смешивание двух разных незамерзающих жидкостей для печного теплоснабжения может привести к нежелательным химическим реакциям;

Закрытая система. В ней точка заливки должна находиться ниже всех остальных приборов отопления. С помощью насосного оборудования выполняется заполнение незамерзающей жидкостью системы отопления частного дома

Важно, чтобы давление в трубах не превышало значение 3 атм;

Открытая система. Для нее использование незамерзающей жидкости для водяного отопления не рекомендуется

Постоянный контакт с воздухом может привести к значительному повышению вспенивания. Заливка выполняется через верхний расширительный бачок;

Тестирование отопления. Температура в системе повышается постепенно. Одновременно с этим проверяется герметичность всех узлов, а также отсутствие посторонних шумов при циркуляции теплоносителя.

Во время эксплуатации потребуется доливать незамерзающую жидкость для отопления самостоятельно. Поэтому рекомендуется приобретать ее с запасом – на 15-20% больше от рассчитанного объема системы.

Что будет при смешивании разных цветов?

Положа руку на живот, ничего не произойдет, если смешать составы различных производителей, хотя есть и определенные условия. Ситуации бывают разные, в том числе и форс-мажорные, поэтому изначально читайте состав. Если зеленый G11 мешать с зеленым, но иного изготовителя при максимально схожих параметрах, двигатель не пострадает. К прочим стандартам это тоже относится. Можно смешивать между собой только одинаковые по цвету и присадкам продукты охладителей.

Теперь про «светофор». Как было указано выше, тот же G11/12/13 может иметь широкую палитру оттенков. Антифриз разных цветов при идентичной формуле будет отлично взаимодействовать друг с другом. Основная головная боль автомобилистов – G13 в фиолетовом и желтом исполнении. Многие боятся, что они совершенно разные, хотя это в корне неверно. Начнем с того, что этот антифриз универсален по своей сути и обладает двойной порцией присадок, которые уживаются между собой без особых последствий. Вы лишь получите новый оттенок, не более.

Конструктивные особенности

Для человека, который незнаком с устройством даже самого примитивного двигателя внутреннего сгорания, система охлаждения может показаться крайне сложным устройством. Однако на самом деле все не так страшно и чтобы разобраться с тем как она работает достаточно изучить лишь конструктивные особенности устройства. Состоит оно из следующих частей:

  • Радиатор. Его устройство схоже с самой обычно батареей в городской квартире. Разница лишь в том, что металлические трубки, из которых состоят радиаторы для автомобилей намного тоньше и сделаны из чистой меди, именно она может стать резервуаром даже для агрессивной химической жидкости.
  • Вентилятор, установлен сразу за радиаторной решеткой. Включается в тот момент, когда радиатор уже не справляется с охлаждением жидкости и создает дополнительных охлаждающий эффект с помощью потоков воздуха с улицы.
  • Проводные каналы и трубки в двигателе – обеспечивает доступ жидкости ко всем элементов двигателя, которые требуют охлаждения.
  • Помпы и насосы, отвечающие за движение жидкости по каналам.
  • Расширительный бачок – вступает в работу когда жидкость сильно нагревается и согласно законам физики начинает расширяться. Фактически бачок принимает на себя излишки охладителя и предохраняет систему от протечки. Кстати, именно в него изначально заливают охладительную жидкость, которая будет циркулировать по системе.

Следует добавить, что в любой системе охлаждения существует малый и большой круг циркуляции жидкости. Изначально когда двигатель только запущен циркуляция идет по малому кругу. Это происходит до тех пор, пока мотор не достигнет нужной температуры, в этот момент откроются специальные перепускные клапаны и жидкость перейдет на большой круг. Именно на нем происходит, и обогрев салона, поэтому тепло в автомобиле всегда становится лишь после того, как двигатель полностью прогреется.

И еще очень важно, чтобы система работала правильно подобрать подходящую жидкость. Давайте поговорим о том, как это сделать

Отличия тосола от антифриза

Видов охлаждающих жидкостей для ДВС на сегодняшний день используются три: вода (дистиллированная или дождевая чистая), тосол и антифриз.

Антифриз — это название жидкости (в переводе «против замерзания») для охлаждающей системы двигателя, которая не замерзает и выдерживает высокие температурные показатели.

Отличия:

  • антифриз придумали позже, чем тосол;
  • по экологичности антифриз лучше;
  • температуру кипения у антифриза выше;
  • температура замерзания у антифриза ниже;
  • антифриз лучше защищает от коррозии.
  • тосол образует защитную пленку, а антифриз нет, и, поэтому антифриз намного эффективнее охлаждает.
  • ресурс на который рассчитан тосол в 6 раз меньше, чем у эксплуатационный ресурс антифриза.
  • антифриз обеспечивает защиту гильз цилиндров двигателя от кавитации (пузырьки воздуха).
  • срок службы помпы (насоса) значительно уменьшается, если использовать тосол.
  • антифриз не засоряет радиаторы, не образуются различного рода отложения.

Главный минус тосола — при нагреве до 105 градусов ухудшаются его свойства.

Антифриз же закипает при нагреве до 115 градусов и при этом не оставляет осадков в каналах и может эксплуатироваться до 250 000 км.

Путаница в цветах антифризов и тосола любого автомобилиста выводит из себя. За те 2 года, пока действует охладитель и водитель не заморачивается о его замене, неунывающие производители выдумывают новые стандарты и вариации своих продуктов, что играет на руку только маркетологам, но никак не потребителю.

Впрок ОЖ тоже не запасешься ввиду ограниченного срока хранения. Старайтесь выбрать одного производителя, найти толкового продавца, который подробно разъяснит, в чем разница между составами. Да и сами научитесь читать набор ингредиентов, чтобы значительно сэкономить на сервисе в дальнейшем.

Виды и особенности антифриза

Антифризы классифицируются по типу основы:

  • пропиленгликолевые;
  • этиленгликолевые;
  • растворы на основе спирта и глицерина.

Разновидности отличаются между собой физико-техническими характеристиками

Выбирая одну из них, следует принять во внимание особенности системы отопления и условия, в которых она функционирует. Для заполнения систем производят специальные составы. Автомобильные антифризы, например тосол, для отопления не подходят

Они содержат массу токсичных веществ и негативно воздействуют на резиновые и металлические элементы магистрали, служат 1, максимум 2 года

Автомобильные антифризы, например тосол, для отопления не подходят. Они содержат массу токсичных веществ и негативно воздействуют на резиновые и металлические элементы магистрали, служат 1, максимум 2 года.

Пропиленгликолевые

Главное положительное свойство пропиленгликолевого состава – безвредность. Он не токсичен, может использоваться в открытых системах отопления и двухконтурных котлах, где осуществляется подогрев воды для водоснабжения. Даже при утечке пропиленгликоля в воду значительный вред здоровью не будет нанесен.

Технические свойства пропиленгликолевых антифризов также хороши. Они не оказывают агрессивного воздействия на внутреннюю поверхность элементов системы.

Недостатки тоже имеются:

  • высокая вязкость, которая в два раза превышает по значению вязкость этиленгликоля;
  • взаимодействие с цинком: происходит реакция с образованием белых нерастворимых хлопьев, металл разрушается;
  • высокая стоимость.

Этиленгликолевые

Этиленгликолевые составы высокотоксичны. Это их главный недостаток. Об опасности этиленгликоля сигнализирует красный или желтый цвет жидкости. Благодаря яркой окраске легче обнаружить утечку теплоносителя. Он может нанести вред при попадании в легкие или на кожу. Смертельная концентрация при употреблении внутрь – 2 мг на 1 кг веса. В связи с этим утилизация антифриза этого типа составляет определенную проблему. В целях безопасности этиленгликолевый теплоноситель используют только в одноконтурных системах, где нет риска попадания в контур водоснабжения. Технические свойства этиленгликоля позволяют использовать жидкости на его основе при температурах до –65°C.

В некоторых странах этиленгликолевый теплоноситель запрещен к использованию.

Растворы на основе спирта и глицерина

По поводу глицериновых теплоносителей сложилось неоднозначное мнение. Одни говорят о том, что глицерин – лучший бытовой антифриз для отопительной системы,  другие указывают на множество его недостатков:

  • высокая вязкость вещества, из-за которой ускоряется износ оборудования – чтобы компенсировать высокую вязкость глицерина, состав разбавляют спиртом;
  • более высокая плотность по сравнению с другими антифризами;
  • превращение в яд при температуре выше 90°C;
  • риск вспенивания;
  • сравнительно низкая теплоемкость;
  • химическое взаимодействие с резиной и пластмассой;
  • после выпаривания воды становится твёрдым или желеобразным.

Однако у глицериновых теплоносителей много положительных свойств:

  • пожаро- и взрывобезопасность;
  • экологичность;
  • химическая инертность к цинку;
  • широкий разброс рабочих температур: от –30°C до 105°C;
  • низкая стоимость;
  • долгий срок службы – 10 лет;
  • не расширяются при замораживании.

Глицериновые составы производят согласно ТУ, и это еще один недостаток, потому что производители сами устанавливают стандарты.

Можно также использовать в качестве теплоносителя растворы с содержанием 40-55% этилового спирта. Они экологичны, кристаллизуются при –30°C. Однако их применение ограничено герметичными закрытыми системами, потому что они отличаются повышенной летучестью. Температура кипения – 90°C, что является минимальным показателем среди всех типов теплоносителей.

Заполнение системы отопления антифризом

Существуют специальные таблицы, позволяющие точно рассчитать, сколько необходимо залить «незамерзайки» перед первоначальной эксплуатацией или заменить одну незамерзающую жидкость на другую, из расчетов, сделанных на один погонный метр трубы. Пользуясь такими вычислениями и зная диаметр труб, можно вычислить, какое количество теплоносителя потребуется на 10 м системы. Остается уточнить, сколько «незамерзайки» необходимо залить для заполнения секции батареи. Сложив все данные, можно получить общий объем антифриза, необходимого для заполнения системы. Единой формулы нет – заливка зависит от диаметра труб и объема радиаторов.

На таре, в которой продается тепловой носитель, в большинстве случаев, находятся данные о продаваемом антифризе и его плотности. Такие данные позволяют рассчитать, сколько нужно долить воды в жидкость, которая будет служить в качестве носителя тепла.

Чтобы заправить незамерзайку своими руками, нужно иметь насос или специальное оборудование, позволяющее провести процедуры продувки и промывки от использованных остатков. Для работ по заливке понадобятся: отвертка, плоскогубцы, разводной ключ, шланги для закачки теплоносителя, фиксирующие хомуты и уплотнительная лента.

  1. Прежде чем закачать новую незамерзающую жидкость, предназначенный для замены, нужно слить через специальный патрубок все количество отработанной жидкости или воды, открыв сливной кран. В том случае, если жидкость самостоятельно не стекает, она удаляется с применением циркуляционного насоса;
  2. Если происходит замена теплоносителя на другой (за исключением глицериновых жидкостей), необходима предварительная промывка системы;
  3. Далее помощью шланга и циркуляционного насоса заливается новый антифриз. Для процедуры закачки используется два шланга. Первый шланг закрепляется на сливном патрубке и выходе насоса с фиксацией концов хомутами. Второй шланг используется для подачи антифриза из емкости к насосу;
  4. После того как шланги установлены, включается насос, который забирая из емкости теплоноситель, заполняет им систему отопления. Во время работ по заливке антифриза в систему необходимо следить за тем, чтобы опущенный в канистру конец шланга находился ниже уровня жидкости, это необходимо для предотвращения попадания воздуха вместе с жидкостью в систему во время забора антифриза. Попавший вместе с жидкостью воздух образует пробки, которые будут препятствовать работе отопления;
  5. Для беспрепятственной закачки теплового носителя открывается «кран Маевского» или специальная заглушка, что позволит воздуху при заполнении полостей жидкостью беспрепятственно выходить. После того как из заглушки начнет тонкой струей поступать заливаемый антифриз, заполнение прекращается, а заглушка перекрывается.

Заливка антифризом своими руками не является сложной задачей. Приступая к работам по закачке теплоносителем, надо определиться с выбором теплоносителя, сколько его нужно, иметь необходимое для проведения работ оборудование – насос и инструменты.

Смешивание тосола и антифриза между собой

Правила безопасного смешивания – тосол с тосолом, антифриз – только с антифризом той же марки, что циркулирует в системе. Во всех остальных случаях владелец автомобиля действует на свой страх и риск.

Перед доливкой обязательно нужно проверить нет ли утечки в системе.

Как долить жидкость в систему:

Автомобиль переставляют так, чтобы капот находился чуть выше багажника. Это поможет вытесняемому жидкостью воздуху выходить из системы

При небольшом объеме добавки машину можно оставить стоять ровно.
Открыть горловину расширительного бачка — осторожно, медленно
Важно использовать средства защиты — перчатки, ветошь для накрытия горловины.
Залить антифриз или тосол — тонкой струйкой. Быстрое поступление большого объема жидкости приведет к образованию воздушной пробки, от которой сложно избавиться.
Завести двигатель — время работы не более 5 минут
За это время жидкость распределится по системе.
Контроль уровня — ориентация на отметку F (full) или Max на расширительном бачке

При недостаточном объеме жидкости процедуру повторяют (4-5 пункт). Цикл повторяют до стабилизации уровня.
Закрутить крышку расширительного бачка.
Обязательно проводят уборку — протирают ветошью все детали под капотом, на которые могли попасть капли тосола или антифриза. Они могут разъесть резиновые, пластиковые и металлические детали.

Чем антифриз отличается от воды

Если в частном доме живут постоянно, систему отопления рекомендуется заполнять дистиллированной водой. Если же есть вероятность, что такой теплоноситель замерзнет, используют антифризы. Одно из достоинств продукта в том, что трубы и радиаторы можно не опорожнять, даже если зимой в доме никто не будет жить. При заполнении труб водой сделать это придется, поскольку из-за расширения вследствие кристаллизации трубопровод может лопнуть.

Основное преимущество антифризов в сравнении с водой — низкая температура их замерзания. Как правило, растворы, используемые в частных домах, рассчитаны на работу при нижнем пороге температуры -65…-30 °С. У некоторых продуктов этот порог достигает -70 °С. Но даже если температуры ниже, вещество не затвердевает, а переходит в желеобразное состояние и характеризуется меньшим показателем расширения, чем вода. После размораживания «незамерзайка» не утрачивает эксплуатационных свойств. Это лишает владельца дома переживаний относительно того, что при сильных морозах трубы и котел повредятся, а при последующем повышении температуры дом затопит.

Еще один недостаток воды в том, что она вступает в реакцию с металлами, и вызывает их постепенное разрушение, или коррозию. В процессе подогрева образуется накипь, оседающая на внутренних стенках труб и радиаторов, других узлов.

Антифризы обычно содержат специальные вещества — присадки, которые препятствуют образованию известковых отложений и помогают продлить срок службы металлических поверхностей. В то же время, действующие вещества, применяемые при производстве антифризов, в большинстве своем довольно агрессивные вещества. Они также способны разрушать элементы системы отопления. Чтобы этого не происходило, в состав включают присадки.

Цены на популярные модели радиаторов отопления

Радиаторы отопления

Но у антифризов есть и недостатки в сравнении с водой:

  • высокая вязкость, из-за которой требуется установка более мощного насосного оборудования;
  • теплоемкость на 15% ниже, что влияет на теплоотдачу;
  • потребность в более тщательной герметизации соединений;
  • чрезмерная токсичность некоторых продуктов;
  • необходимость в утилизации веществ, что может составить определенные проблемы;
  • образование твердого осадка, из-за которого система забивается, разрушается, образуется нагар в котле;
  • высокая стоимость — 20-30 у. е. за 20 л.

Таблица 1. Сравнение свойств антифриза и воды.

ПараметрыВода, %Антифриз, %
Удельные показатели теплопроводности100До 90
ПлотностьОт 110
Вязкость (t° 80°С)От 130
Объемное расширениеОт 130
ТекучестьДо 150

Поэтому специалисты советуют использовать антифризы только в случае, если в доме с паровым отоплением зимой проживают редко.

Вода или антифриз: что выбрать?

Традиционно в систему отопления заливается обычная вода. Есть мнение, что заливать другие теплоносители нецелесообразно. Однако могут возникнуть ситуации, когда без «незамерзайки» просто не обойтись.

Например, в загородном доме, где нет постоянных жильцов, но «консервировать» отопительную систему по каким-то причинам не получается. Чтобы понять, какие жидкости заливать в отопление, и что принесёт большую пользу, нужно выяснить положительные и отрицательные стороны.

От того, насколько правильно подобран теплоноситель, зависит комфортное пребывание в отапливаемом помещении. При этом надо учитывать, что состав жидкостей для парового отопления у каждого производителя разный.

Вот основные компоненты, которые сейчас активно используются:

  • глицерин;
  • соляные растворы;
  • пропиленгликоль;
  • этиленгликоль;
  • бишофит.

Эти средства подобраны не случайно. Они выполняют определённые функции, которые заменить вода не в силах.

Главный недостаток воды как теплоносителя

При неожиданных перепадах температуры, если уровень ртути в градуснике опустится ниже нуля, при выключенном котле вода замерзнет. После разрыва радиаторов и труб починить это практически будет невозможно, потребуется замена всей системы. Чаще всего, первым пострадает котёл. Таким образом, придётся затратить огромные деньги, чтобы восстановить отопление.

Автомобильный тосол в системе отопления. Можно ли?

Нам часто задают вопросы посетители решившие купить полотенцесушитель под электрический ТЭН, можно ли в систему отопления залить автомобильный антифриз или автомобильный тосол.

Сразу даем ответ — в систему отопления с ТЭНовыми устройствами заливать автомобильный тосол или антифриз КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. Можно использовать только специальные жидкости на основе гликоля , например «ФРИТЕРМ-30».

Самый лучший теплоноситель в электрическом полотенцесушителе из нержавеющей стали — дистиллированная вода, при условии отсутствия воздействия не устройство отрицательных температур.

Почему? Дело в том, что ТЭНы сильно нагреваются при работе имея температуру приблизительно в 300 градусов. А вокруг стенок ТЭНов идет интенсивное испарение глицерина, который входит в состав антифриза (глицерин не что иное как простейшая молекула спирта). А как известно любая жидкость имеет свойства превращаться в пар и газ. Так вот глицерин, испаряясь в газ тянет за собой в придачу и водород, который и образует гремучую смесь — синтез газа. Этот газ вреден для здоровья и взрывоопасен.

Но что делать если все таки уже залили антифриз или другого выхода, чтобы не разорвало трубы от замерзшей воды просто нет? Тогда главная задача — не дать возможности скапливаться синтез газу, что подразумевает установку и постоянный контроль за исправностью автосбросников воздуха (автоматический Кран Маевского). Выглядят они как на фото ниже (возможны вариации).

Также, эти газы не должны проникать в жилые помещения. Если система отопления имеет открытый расширительный бак установленный на чердаке дома, то его необходимо вынести на улицу, т.к. синтез газ тяжелее воздуха и при испарении будет проникать в жилое помещение.

Использование антифризов для электрического котла отопления требует выполнения некоторых требований. Прежде всего, следует помнить, что идеальным вариант функционирования отопительной конструкции с незамерзающим веществом будет только в том случае, если используется мощный циркуляционный насос, более производительный котел, а также специальные уплотнения, готовые выдерживать не только воду, но и водные растворы гликолей.

Помимо этого, через несколько лет эксплуатации придется производить полный мониторинг работы установки и, возможно, коррекцию плотности антифриза для достижения достаточной эффективности функционирования конструкции

В свою очередь, если используется концентрат антифриза для систем отопления электрических котлов, при его разбавлении водой важно точно соблюдать пропорции, указанные в инструкции, поскольку их нарушение может привести к серьезным сбоям в работе оборудования

Если сравнивать антифриз с водой, кроме преимуществ, можно выявить ряд недостатков:

  • повышенная вязкость требует оснащения отопительного оборудования мощным циркуляционным насосом;
  • на 15% ниже теплоемкость, следовательно, количество отдаваемого тепла меньше;
  • более тщательно следует герметизировать разъемные соединения;
  • требуются радиаторы, которые по объему на 50% больше, чем аналоги для воды;
  • необходим расширительный закрытый бак, так как во время нагрева происходит повышенное расширение;
  • токсичность вещества (например, этиленгликоля) в составе антифризов предусматривает использование его в котлах одноконтурного типа.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий