Масло для кондиционера
Кроме заправки хладагента, в систему кондиционирования необходимо периодически заливать масло, необходимое для исправной работы компрессора. Выбор вещества напрямую зависит от используемого хладагента. С R12, применяемом в автомобилях, выпущенных до 1994 года, используется минеральное масло Suniso 5G.
В автомобили, работающие на R-134а, заправляются только синтетические масла PAG 46, PAG 100, PAG 150.
В 1994 году также выпускали машины с компрессорами, допускающими использование как R-12, так и R-134a. Но даже если автомобиль сошел с конвейера в данный переходный период, недопустимо смешивать синтетические и минеральные масла. Такая смесь может быстро вывести из строя всю систему.
Второй способ
Специалисты советуют использовать самый надежный и безопасный вариант подсоединения кондиционера — индивидуальный кабель, который обеспечивает стабильность работы устройства. Если установить отдельную защиту — УЗО (устройство защитного отключения), то она защитит изделие от любого перепада напряжения или перегрузки сети, а индивидуальная линия позволит разместить модули системы на любом месте.
Стандартные требования к составляющим отдельной электрической линии:
- обязательно наличие УЗО или АЗО (автомат защитного отключения);
- все жилы должны быть из меди;
- диаметр провода должен соответствовать размеру, прописанному производителем;
- оборудовать отдельное заземление для всей линии.
Электрические жгуты пропускаются в защитный шланг, затем укладываются в специальной конструкции короба из пластика, чтобы не нарушать целостность стен. Посмотрите, как делают подключение профессионалы на специальном видео:
Конструкция наружного и внутреннего блоков сплит-системы
Наружный блок кондиционера
устройство наружного блока
В наружный (уличный) модуль выносятся следующие составляющие:
- компрессор – основной элемент конструкции, участвующий в переносе тепла через изменение рабочего вещества;
- четырехходовой клапан – отвечает за переключение на холод/тепло (устанавливается в устройствах, работающих в режиме теплового насоса);
- теплообменник-конденсатор – здесь происходит отвод тепла от газообразного фреона для последующего его перехода в жидкое состояние;
- капиллярная трубка – соединяет линии нагнетания и всасывания и является регулятором давления;
- вентилятор – отводит воздух, охлаждающий конденсатор, через жалюзи кожуха и выходную решетку;
- фильтр фреоновой системы – не дает попасть мелкому мусору внутрь при монтаже;
- штуцерные соединения – место подключения межблочной хладотрассы.
Компрессор кондиционера
спиральный компрессор
Компрессор обычно закрыт звукоизоляцией. Если он имеет инверторное управление, то есть способен изменять частоту двигателя, в наружный блок устанавливают электронную плату управления, отвечающую за обширный функционал прибора.
Как правило, в бытовых кондиционерах мощностью до 3,5 кВт устанавливают спиральные компрессора типа SCROLL. Они работают бесшумно и обеспечивают пониженный пусковой ток. У моделей до 5 кВт ставят поршневые компрессора с подогревом картера.
Спиральные компрессора для бытовых кондиционеров устроены по принципу одновальной конструкции объемного типа. Две спирали вставлены друг в друга. Одна подвижная, другая нет. Равномерное нагнетание пара происходит за счет вращения подвижной спирали вокруг оси неподвижной, но при этом она не вращается вокруг своей оси. Одностороннее движение обеспечивает вал с эксцентриком.
Для устройства компрессора бытового кондиционера поршневого типа характерно изменение объема рабочих полостей за счет возвратно-поступательных движений поршней в цилиндрах. Но такие модели отличаются повышенным шумом и вибрациями при работе.
Внутренний блок кондиционера
устройство внутреннего блока
Во внутреннем блоке размещены другие рабочие элементы:
- испаритель – отвечает за переход фреона из жидкой фазы в газообразную;
- вентилятор – перемещает воздух к испарителю;
- решетка – через нее идет забор воздуха;
- фильтр – убирает мелкие частицы пыли и других фракционных вкраплений;
- створки направляющие и жалюзи – регулируют направление движения воздуха;
- датчики температуры – отвечают за включение и выключение компрессора.
Все связующие коммуникации между блоками, фреоновая магистраль и электрические кабели, обычно закрываются в декоративный короб или укладываются в штробу в стене.
Работа кондиционера
Все компоненты агрегата соединяются друг с другом трубками из меди и тем самым формируют холодильный контур. Внутри его циркулирует фреон с небольшой толикой компрессионного масла.
Устройство кондиционера позволяет совершать следующий процесс:
- В компрессор из радиатора поступает хладагент под низким давлением в 2-4 атмосферы и температурой около +15 градусов.
- Работая, компрессор сжимает фреон до 16 — 22 очков, в связи с этим он нагревается до +75 — 85 градусов и попадает в конденсатор.
- Испаритель охлаждается потоком воздуха, имеющим температуру ниже, чем у фреона, вследствие чего хладагент остывает и преобразуется из газа в водянистое состояние.
- Из конденсатора фреон попадает в терморегулирующий вентиль (в бытовых приборах он выглядит в виде спиральной трубки).
- При прохождении через капилляры, напор газа понижается до 3-5 атмосфер, и он остывает, при этом часть его испаряется.
- После ТРВ жидкий фреон поступает в радиатор, обдуваемый воздушным потоком. В нем хладагент полностью преобразуется в газ, забирает тепло, в связи с этим температура в помещении понижается.
Затем фреон с низким давлением двигается к компрессору, и вся работа компрессора, а значит и бытового кондиционера, повторяется вновь.
Работа кондиционера на холод
Первый способ
Монтажные работы начинаются с прокладки кабелей, связывающих испаритель с внешней частью системы.
Для этого:
- Прокладывается провод, предназначенный для соединения модулей кондиционера;
- Проводится отдельная линия, если система имеет большую мощность и комплектуется кабелем и автоматом, защищающим систему от возможных перегрузок;
- Производится прямое подключение кондиционера к электросети. Для этой цели используется обыкновенная стандартная розетка, если мощность прибора находится в среднем диапазоне.
Реализация последнего способа подключения кондиционера возможна в нескольких случаях:
- Небольшой мощности оборудования;
- Установки системы мобильного либо оконного класса;
- Временной установке прибора;
- Электросеть в квартире рассчитана на достаточно большую мощность;
- Использование выбранной линии только для кондиционера.
Наличие индивидуальной защиты для кондиционера является обязательным, так как в процессе эксплуатации прибор работает на разных режимах. В зависимости от выбранного режима мощность оборудования может варьироваться от максимальной до минимальной и наоборот. При превышении установленных параметров автомат предотвратит выход кондиционера из строя.
В комплект поставки любого климатического оборудования всегда входит инструкция по монтажу, порядку подключения и использования.
В документации отражается:
- Схема работы системы;
- Общая схема подключения, которой должен руководствоваться пользователь при выполнении монтажных работ;
- Электрическая схема кондиционера, отражающая порядок выполнения работ при соединении внутреннего и наружного блоков.
Для удобства пользователя информация дублируется. Она располагается с внутренней стороны крышки внутреннего модуля и на корпусе блока, монтируемого снаружи дома. При самостоятельном монтаже кондиционера это существенно упрощает выполнение монтажных работ.
Подключение испарителя производится к клеммам, находящимся в специальной коробке под лицевой панелью. Установка выполняется внутри комнаты.
Провода внутреннего блока кондиционера подсоединяются к клеммам наружного. При монтаже ориентируются на нумерацию, представленную на принципиальной схеме. Оставшиеся жилы тщательного изолируют, используя специальную ленту. Перед вводом климатического оборудования в эксплуатацию качество изоляции проверяется дополнительно, что исключить короткое замыкание во время последующей работы оборудования.
В некоторых случаях от установки климатического оборудования в загородном доме либо квартире стоит отказаться.
К таковым причинам относят:
- Старую проводку, основу которой составляет алюминиевый кабель;
- Недостаточные размеры поперечного сечения провода: проводка не выдержит создаваемую нагрузку;
- Не соответствие проводки нормативным требованиям;
- Некачественное заземление, отсутствие защиты от скачков напряжения.
Любое климатическое оборудование чувствительно к скачкам напряжения. Чтобы предотвратить преждевременный выход кондиционера из строя, до начала подключения следует убедиться в исправности электросети. При ее несоответствие нормативным требованиям может потребоваться полная замена электропроводки.
Признаки неисправности компрессора
Должно быть понятным, когда система сплит не в состоянии обеспечить заданный температурный режим, этот фактор может указывать на то, что компрессор не работает.
Кроме того, функционирование компрессорного агрегата кондиционера явно определяется характерным шумовым эффектом, какой создаёт холодильный агрегат. Шум оборудования не сказать, чтобы сильный, но при работе агрегата прослушивается уверенно.
Если принимается решение на ремонт внутренних дефектов холодильного компрессора, приходится демонтировать аппарат из системы, предварительно освободив контур от хладагента
Кстати, опять же, исходя из уровня шума, определяются некоторые виды дефектов компрессорной машины. Так, если при работе отмечается повышенный щелкающий звук или звук скрежета, скорее всего, можно констатировать износ или повреждение клапанов.
При такой неисправности производительность компрессора резко падает, корпус аппарат сильно греется. В конечном итоге срабатывает внутреннее тепловое реле, работа машины блокируется.
Зачастую имеет место ситуация, когда практически сразу после запуска компрессора наблюдается прекращение его работы. Однако при этом сам аппарат фактически цел и работоспособен.
Причиной дефекта при такой ситуации обычно является недостаток или переполнение контура хладагентом. Аварийную остановку обеспечивает тепловое реле, которое, кстати, тоже может выходить из строя.
Одна из конструкций теплового реле, из тех, что используются для защиты компрессора сплит-системы от нагрева выше допустимой температуры. Между тем, этот прибор также может быть неисправен
Наконец, владелец сплит системы может сталкиваться с рабочим моментом – когда компрессорный агрегат попросту не запускается. При этом кондиционер вполне работоспособен в плане всех остальных функций.
Компрессор не даёт повода для констатации дефектов – внешне выглядит целым и невредимым. Традиционной причиной такого варианта, как правило, является неработоспособность пускового конденсатора емкостью от 10 мкФ и более.
Примерно так выглядят конденсаторы, отвечающие за момент пуска компрессора сплит системы. В зависимости от мощности компрессорного агрегата варьируется рабочая ёмкость таких деталей
Самый тяжелый и практически невосстанавливаемый дефект компрессора сплит системы – это межвитковое замыкание в обмотках статора мотора привода. Правда, следует отдать должное – в современных конструкциях герметичных компрессоров крайне редко появляется такая неисправность.
Популярные марки
При подборе холодильной машины в квартиру решающим фактором может стать торговая марка
Многие обращают внимание на рейтинг производителей. Более качественными и надежными считаются бытовые кондиционеры японских марок и собранные в Таиланде, Малайзии, Германии, Дании, Турции, Италии. Китайские сплит-системы завоевали меньше доверия потребителей в связи с тем, что у них гораздо хуже качество пластика, комплектующих и самой сборки
Исключением могут стать марки бытовых кондиционеров типа MIDEA, у которых в комплектации предусматривается компрессор фирмы TOSHIBA
Китайские сплит-системы завоевали меньше доверия потребителей в связи с тем, что у них гораздо хуже качество пластика, комплектующих и самой сборки. Исключением могут стать марки бытовых кондиционеров типа MIDEA, у которых в комплектации предусматривается компрессор фирмы TOSHIBA.
Такие торговые марки бытовых кондиционеров, как HITACHI, DELONGHI, FUJITSU GENERAL, MITSUBISHI HEAVY и PANASONIC занимают среднюю нишу, являясь техникой бизнес-класса.
К эконом-сегменту принадлежат все китайские и корейские производители: LG, DANTEX, SAMSUNG, GREE, HAIER, AKIRA и другие, которые полюбились российскому потребителю за их дешевизну по сравнению с кондиционерами более высокого уровня.
Устройство и основные элементы
Конструкция устройства считается самой сложной из всех элементов . Кондиционер в современном автомобиле состоит из:
- компрессора;
- конденсера (конденсатора);
- магистралей высокого и низкого давления;
- ресивера с осушителем;
- испарителя;
- расширительного клапана (дросселя);
- элементов электрооборудования (датчиков).
Система полностью герметична и закольцована магистралями. Работу кондиционера обеспечивает специальный газ – хладагент, поглощающий влагу и отдающий тепло.
Схема устройства и основных элементов системы кондиционирования
Компрессор
Давление, создаваемое компрессором, обеспечивает передвижение хладагента далее по системе кондиционирования. Разделяя всю систему на контуры высокого и низкого давления, он приводится в действие от коленчатого вала посредством ременной передачи. Дополнительно конструкция оснащается механизмом отключения, в качестве которого чаще всего применяется электромагнитная муфта.
Конденсер
Главная задача элемента – охлаждение хладагента. Конденсатор, устанавливаемый перед радиатором , состоит из изогнутых трубок. Между собой их соединяют перегородки, увеличивая площадь охлаждения и обеспечивая более высокую теплоотдачу. Газ в конденсаторе охлаждается потоками воздуха во время движения автомобиля. Также охлаждение может происходить и принудительно – с помощью вентилятора.
Магистрали
Делятся на два типа: высокого и низкого давления. Первые рассчитаны на повышенное температурное воздействие: в нагретом виде температура хладагента может достигать 110 градусов. Также магистрали устойчивы к повышенным нагрузкам и способны выдерживать давление до 1500 кПа, создаваемое при нагнетании хладагента.
В магистрали низкого давления газ попадает после прохождения через испаритель. К этому моменту давление хладагента уже близко к атмосферному, поэтому в качестве магистралей низкого давления применяются обычные трубки.
Осушитель
Емкость со специальным наполнителем, способным удерживать влагу, применяется для устранения влаги, попавшей в систему. Без осушителя капли воды, образующиеся в результате перепада температур, стали бы кристаллизироваться. Маленькие кусочки льда способны повредить систему, в первую очередь – компрессор.
Испаритель
Испаритель – второй радиатор системы кондиционирования, размещаемый под приборной панелью в салоне автомобиля (в модуле HVAC). Данный элемент испаряет хладагент, забирая тепло из окружающей среды. Также на нем устанавливается датчик температуры, регулирующий работу компрессора и препятствующий обледенению испарителя.
На поверхности радиатора появляется конденсат. Чтобы влага не попала на другие элементы, испаритель оснащен дренажной системой, выводящей конденсат наружу. Принудительную подачу охлажденного воздуха в салон автомобиля обеспечивает электровентилятор, установленный на испаритель.
Электрооборудование
Электрооборудование системы кондиционирования выполняет несколько функций:
- сохранение заданной температуры;
- принудительная подача воздуха;
- управление всей системой.
За поддержание работы кондиционера отвечает электронный блок управления, который принимает и анализирует сигналы со следующих сенсоров:
- датчики высокого и низкого давления;
- датчик температуры испарителя;
- датчик забортной температуры;
- датчик положения дроссельной заслонки;
- датчик температуры охлаждающей жидкости.
Полученные данные поступают в блок управления, который, в свою очередь, управляет работой муфты компрессора.
Особенности подключения компрессоров
Рассмотрим подробно, как подключить компрессор от кондиционера бк 1500. Производится подсоединение с учетом:
- особенностей самого компрессора;
- используемого системой кондиционирования напряжения;
- мощности систем кондиционирования.
Компрессор системы кондиционирования осуществляет пуск за несколько секунд.
Схема работы
Подключение компрессора кондиционера — простая задача. Любые из двух выходов компрессора подключаются к сети питания. От третьего выхода подсоединяется клемма. Ко второму выходу подключается проводка. Завершаем подсоединение компрессора, проверяем уровень его работоспособности. Для этого система кондиционирования включается на несколько минут и определяется степень нагрева компрессора.
Внимание! Если компрессор нагревается сильно и быстро, то это говорит о плохой работе проводки. Для исправления проблем ее меняют местами на выходе компрессора. Автомобильные системы кондиционирования имеют отличие от стационарных
Поэтому при их установке, используется схема подключения кондиционера Panasonic на Лада Гранту. Правильное подсоединение систем кондиционирования в транспортном средстве будет гарантировать ему отменную работоспособность
Автомобильные системы кондиционирования имеют отличие от стационарных. Поэтому при их установке, используется схема подключения кондиционера Panasonic на Лада Гранту. Правильное подсоединение систем кондиционирования в транспортном средстве будет гарантировать ему отменную работоспособность.
Схема холодильного контура внешнего блока сплит-системы
- Compressor. Компрессор. Он работает с хладагентом, он сжимает фреон и обеспечивает его циркуляцию по системе.
- Heat exchanger. Теплообменник. Этих устройства в системе два: один – для внешнего блока, в нем хладагент охлаждается до температуры ниже точки конденсации, другой – для внутреннего блока, это испаритель, где рабочая жидкость испаряется и отдает температуру.
- 2 Way valve. Расширительный 2-ходовой вентиль с двумя положения: закрыто и открыто.
- 3 Way valve. Терморегулирующий 3-ходовой вентиль, он является сервисным портом, к нему подсоединяются шланги при заправке фреоном или измерении давления в системе.
- 4 Way valve. Расширительный 4-ходовой клапан, который обеспечивает реверсное движение хладагента в режиме обогрев.
- Strainer. Фильтр, предотвращающий попадание влаги в тонкий канал, поскольку она способна закупорить его и сделать недоступной для рабочей среды.
- Muffler. Это глушитель.
Сплошная стрелка схемы показывает, как работает устройство в режиме охлаждения, пунктирная – в режиме обогрева. В более сложных кондиционерах, помимо вышеописанных механизмов могут быть установлены: маслоотделители, датчики давления, устройство впрыска в компрессор, отделители жидкого фреона и линии перезапуска.
Внешний блок
В состав кондиционера входят внутренний и наружный модуль, последний размещается вне здания. Это вызвано шумной работой вентилятора и компрессора, а также независимым отводом теплого воздуха в атмосферу.
Устройство наружного блока
Несмотря на разнообразие кондиционеров, их внешний модуль всегда имеет одинаковые составные части:
- Компрессор. Он способен сжимать фреон и придавать определенное движение по контуру.
- Конденсатор, находящийся в наружном блоке. Он превращает хладагент в жидкое состояние.
- Испаритель. Радиатор расположен внутри аппарата – служит для преобразования фреона из водянистой фазы в газообразное положение.
- Терморегулирующий вентиль (ТРВ). Посредством прибора понижается напор хладагента.
- Вентиляторы. Задача этих устройств заключается в обдуве испарителя и конденсатора, чтобы создать более интенсивный теплообмен с атмосферой.
- Фильтры. Эти части кондиционера предохраняют контур от попадания посторонних частиц (грязи, пыли)
Работа кондиционера в режиме обогрева
Заправка кондиционера
настенные сплит-системы
В профилактическое обслуживание сплит-системы входит стандартный набор процедур:
- чистка и дезинфекция фильтров внутреннего блока;
- промывка внешнего модуля;
- диагностика рабочих параметров;
- восполнение потерь хладагента.
Этот процесс может проходить по-разному. Для большинства кондиционеров, работающих на фреонах типа R-22, достаточно просто небольшой дозаправки рабочим газом. Новые модели сплитов уже переходят на озонобезопасные виды хладонов – R-410A и R-407C. Таким бытовым кондиционерам потребуется заправка полностью.
Во втором случае специалист сначала произведет вакуумирование системы, а затем подключит баллон с фреоном и вольет необходимое количество вещества, ориентируясь на данные шильдика и показатели весов.
Признаки утечки фреона
Внимательный пользователь должен знать, что вызвать мастера следует при «странном» поведении охлаждающего устройства. Это необходимо, если:
- кондиционер плохо холодит или долго достигает нужных значений;
- на внешнем модуле отчетливо видно маслянистые черные подтеки или обмерзание жидкостного и газового кранов;
- во время работы компрессора появляются вибрации и шумы;
- прибор уходит в режим кода ошибок или не включается вообще;
- от устройства пахнет гарью.
Во всех перечисленных случаях может требоваться обычная заправка бытовых кондиционеров фреоном.
Типы кондиционеров
Изготовители производят всякие виды кондиционеров, вкладывая значительные средства в свое дело. В результате чего современный потребитель может выбрать всякую модель по любым параметрам.
Кондиционеры сплит – системы
Устройства типа сплит прекрасно подходят для маленьких комнат.
Различают два вида таких устройств: разделительные системы и мульти разделяющиеся системы. Настенные аппараты вида сплит-система представляют собой два блока: маленький внутренний узел и крупный внешний модуль.
Во внешнем устройстве находятся самые шумные в работе устройства. Мульти сплит-система образована в результате объединения нескольких внутренних блоков к единому наружному модулю. Это разрешает оптимально сохранить дизайн дома.
Кондиционеры потолочного типа
В помещениях с большой площадью, как правило, выбирают агрегаты для установки на потолке. Их достоинство состоит в том, что охлажденный воздух равномерно распределяется горизонтально по комнате, не действуя напрямую на людей.
Массивный кондиционер потолочного вида почти незаметен, и он незаменим, когда нужен обширный поток воздуха для самых отдаленных частей помещения, при этом длина струи у некоторых моделей достигает до 55 метров.
Различают также канальные и кассетные потолочные кондиционеры. При этом первые устройства полностью спрятаны за натяжным потолком или в канале, а второго вида – кассетные блоки имеют вид потолочной плитки размером 600×600 мм.
Сплит-система
Хотя разъединительная система состоит из внутреннего и внешнего модулей, по принципу работы она не отличается от действия бытового потолочного кондиционера любого другого типа.
В самом корпусе внешнего блока расположен теплообменник, вентилятор и компрессор. Дополнительными элементами сплит – системы являются осушитель, расширительный клапан и присоединительные трубки.
А также для подключения агрегата к электросети, в нем расположены нужные пусковые и контролирующие приборы.
Промышленные кондиционеры
Такие устройства разрабатываются для обслуживания площадей более 350 метров и поэтому они имеют ряд особенностей, отличаясь тем самым от бытовых кондиционеров. Устройство прецизионного оборудования может быть различным.
Мультизональные устройства. Эти узлы кондиционирования VRF и VRV включают в себя до 64 внутренних модулей и до трех наружных блоков. Суммарно они располагаются на коммуникациях длиной до 300 метров.
Для всякого внутреннего модуля допускается устанавливать отдельную температуру и обеспечить свой микроклимат в каждой комнате. Погрешность устанавливаемой температуры составляет всего 0,05 градуса.
«Чиллер-фанкойл». Устройства с этой системой отличаются тем, что внутри контура применяется не фреон, а вода или антифриз. Центральный холодильный аппарат называется «чиллером», а теплообменные элементы – «фанкойлами».
Схема чиллер-фанкойл 2
Преимущество такого агрегата в том, что расстояние между этими компонентами может быть любое, так как вода течет по обычным трубам.
Центральные и крышные кондиционеры. Данные устройства разнообразные по своему действию. Они применяются в виде агрегатов по теплообмену, вентиляторов, очистителей и увлажнителей воздуха.
Центральным его называют потому, что воздушная масса обрабатывается во внутреннем блоке и потом по трубам двигается по комнатам. Монтаж кондиционеров такого вида и проведение коммуникаций выделяется особой сложностью и ему требуется наружный источник холода.
По возможности лучше выбирать крышные моноблоки, которые более простые в установке.