Чистка и дезинфекция испарителя кондиционера
Чтобы получить доступ к испарителю необходимо открыть переднюю крышку, снять фильтры, после чего открутить и снять лицевую панель внутреннего блока. Перед вами будет полностью открытый испаритель. Он представляет собой несколько трубок с хладагентом, на которые насажено большое количество алюминиевых ребер. Как раз между ними и накапливаются пыль и грязь.
Внутренний блок кондиционера без лицевой панели
Пыль и грязь на испарителе кондиционера
При очистке испарителя важно не погнуть ребра – они очень тонкие и легко гнутся!
Для чистки испарителя кондиционера необходимо обработать его через распылитель средством RTU EC (около 200мл на один блок) и оставить на 5-10 минут.
Для дезинфекции испарителя следует точно также через распылитель обработать его средством EasyClean и также подождать 5-10 минут. Данное средство содержит компоненты, гарантированно уничтожающие вирусы и микробы.
Завершая процесс чистки, нужно, при помощи распылителя, смыть все нанесенные ранее чистящие средства обычной водой из расчета 1 литр воды на 1 блок, и дать возможность теплообменнику просохнуть.
Чистый блестящий теплообменник после чистки
Как разобрать внутренний блок
Перед генеральной очисткой кондиционер придется разобрать. Но прежде чем приступать к работе следует ознакомиться с инструкцией, прилагаемой к прибору, и его конструктивными особенностями. Ведь сегодня существует множество производителей климатической техники. Так, сплит-система Panasonic внешне может существенно отличаться от кондиционеров, которые производятся фирмами Ballu, Lgen, Dantex, Lessar, Whirlpool, MDV, Gree или Daikin. Однако какой бы логотип ни был изображен на блоке кондиционера, последовательность выполнения работы будет схожей.
Разборка внутреннего блока – необходимая процедура для тщательной очистки кондиционера
Разбирая устройство, необходимо придерживаться следующего пошагового порядка:
- отключите прибор от электросети;
- следуя инструкции, снимите защитный фильтр внутреннего блока (обычно для этого следует открутить болты под заглушками и потянуть вниз корпус);
- снимите лопасти, которые отвечают за направление воздуха (барабан вентилятора);
- демонтируйте нижнюю часть блока;
- отсоедините шнур электропитания;
- снимите дренажную трубу и электрические провода;
- демонтируйте корпус внутреннего электронного блока;
- снимите выводной шланг и устройство слива.
Запоминайте все шаги, проделанные на этапе разборки, ведь после очистки внутреннего блока систему необходимо будет собрать в обратной последовательности.
Подробнее ознакомиться с особенностями разборки бытовой сплит-системы LG поможет просмотр видео:
1 Принцип работы агрегата
Все модели сплит-систем, представленные в продаже, построены и функционируют по одному принципу. Они состоят из компрессорного и испарительного блока. Для их соединения применяют специальные трубки. Монтаж внешнего блока осуществляется снаружи стены.
Устройство агрегата
Внутри помещения устанавливается испаритель. Более производительные и дорогие модели оснащаются несколькими внутренними блоками с общим компрессором.
Принцип функционирования кондиционера дома:
- 1. Через сопло, диаметр которого соответствует отводящим трубкам, подается хладагент (фреон) под высоким давлением.
- 2. Он направляется во внутреннюю часть испарителя, где постепенно расширяется, а по истечению некоторого времени и вовсе закипает. Образованный пар активно абсорбирует тепло.
- 3. В процессе поглощения непременно выделяется конденсат в виде воды, оседающий на поверхности радиатора.
- 4. Влага переводится в резервуар, а затем отводится за стены дома.
Если установка кондиционера выполнена профессионально и правильно, компрессор будет постоянно откачивать пары фреона из внутренней камеры, параллельно происходит повышение внутреннего давления. Как следствие, нагревается хладагент, что способствует его преобразованию в плотный туман.
Хладагент перенаправляется в конденсационную камеру, где и охлаждается интегрированным вентилятором, трансформируясь в жидкость. В таком состоянии он направляется в испаритель (через сопло) и все замыкается по кругу.
К поломке климатического агрегата может привести даже обычная пыль. Влажная уборка не только необходима, но и предписана, причём основательная, регулярная и тщательная. В помещении категорически запрещено ставить на сам блок какие-либо изделия, предметы. Накрывать его скатертью также нельзя.
Схема работы
Установка кондиционера своими руками в обязательном порядке предполагает герметизацию всех соединительных элементов и стыков, что позволит нивелировать вероятность испарения хладагента. Специалисты рекомендуют размещать наружный блок таким образом, чтобы он по уровню находился ниже внутреннего. Стандартный монтаж кондиционера предполагает расположение наружного блока в прохладном месте, в тени.
Рекомендуем к просмотру наглядное видео по работе кондиционера.
https://youtube.com/watch?v=xK3_QhbdE2g
Как чистить внешний блок
Очистка наружного блока важна так же, как и все предыдущие. Особенно если ваше жилье находится на нижних этажах, т.к. оседает уличная пыль, падает тополиный пух, листья, разный мусор.
Снимите верхнюю крышку блока и защитную решетку вентилятора. Оденьте перчатки и удалите крупный мусор – листья, ветки и т.д. Открутите крепежную гайку крыльчатки вентилятора и снимите его, помойте. Оберните полиэтиленовой пленкой двигатель. Теперь можно приступать к мойке радиатора теплообменника.
Как часто нужно чистить внешний блок
Как минимум два раза в год – перед и после сезона. Сняв кожух внешнего блока, Вы сами сможете оценить необходимость и объем работ. Перед этим обязательно отключите электропитание.
Обслуживание внешнего модуля сплит системы
Основным врагом наружных блоков кондиционеров является уличная пыль и тополиный пух. При отсутствии своевременного ухода конденсатор и компрессор этого модуля, в зависимости от высоты расположения, будут работать эффективно не более двух — трёх сезонов.
Процедура обслуживания внешнего блока несколько проще, чем внутреннего, и не требует полной его разборки, со снятием вентилятора, теплообменники и других деталей
Для грамотного обслуживания этого модуля необходимо также представлять его устройство.
Наружный блок в своём составе имеет:
- Вентилятор, подающий потоки воздуха на теплообменник.
- Конденсатор, представляющий собой систему из медных трубок, по которым циркулирует фреон.
- Компрессор, обеспечивающий сжатие и циркуляцию хладагента по системе.
- Четырёхходовой клапан, обеспечивающий реверсивную работу сплит системы, меняя ролями конденсатор и испаритель.
- Фильтр.
Как и при работе с внутренним блоком, перед началом клининг-процедуры наружного модуля необходимо убедиться в том, что система обесточена. На первом этапе производится уборка всех загрязнений на корпусе блока, после чего демонтируется лицевая панель и можно приступать к чистке изнутри.
Пошагово это выглядит следующим образом:
- Снять решётку и вентилятор.
- Произвести защиту двигателя от попадания влаги, спрятав его как можно герметичней в полиэтиленовый пакет.
- Произвести сухую очистку доступных мест внутренней системы прибора при помощи малярной кисти.
- Обработать моющим средством все внутренние детали модуля, доступные при открытой фронтальной части, а также там, где это возможно — снаружи, по бокам и сзади.
- Выждав 5-10 минут, провести мойку всех узлов способами, аналогично описанным для внутреннего блока.
- Произвести установку всех снятых деталей в обратной последовательности.
Следует помнить, что чистить радиатор внутреннего модуля необходимо также с осторожностью, чтобы не погнуть и не повредить его рёбра
Во время чистки компрессорно-конденсаторного блока желательно осмотреть его составляющие
Важно своевременно выявить нарушения в работе компрессора, чтобы немедленно устранить неполадки. С правилами проведения диагностики ознакомит рекомендуемая нами статья
Особенностью обслуживания внешних модулей является то, что самостоятельно почистить можно лишь блок, смонтированный в доступной близости. В остальных случаях, всё же придётся прибегнуть к услугам сервисных мастеров, имеющих допуск для работы на высоте
Важно не только представлять в какой последовательности и как производить чистку составляющих сплит систем в обычных домашних условиях, но и не нарушать основных мер безопасности
Все контакты с внутренними узлами системы допускаются только на обесточенном устройстве, а при работе на высоте необходимо обеспечить страховку и соблюдать максимальную осторожность
Все контакты с внутренними узлами системы допускаются только на обесточенном устройстве, а при работе на высоте необходимо обеспечить страховку и соблюдать максимальную осторожность
Чистка и дезинфекция промышленных кондиционеров
Системы промышленного кондиционирования в обязательном порядке необходимо подвергать чистке и дезинфекции в соответствии с регламентом производителя. При этом службой эксплуатации должен вестись журнал учета работ по обслуживанию, очистке и дезинфекции оборудования. Работы выполняются специалистами, прошедшими спецподготовку и последующую аттестацию комиссией.
Для мультизональных систем кондиционирования (VRF/VRV), крышных кондиционеров, а также для систем чиллер-фэнкойл регламент и периодичность проведения сервисных работ мало отличаются от работы с бытовым и полупромышленным сегментом, с поправкой на габариты и сложность оборудования.
Что касается прецизионной климатической техники, то промывка и дезинфекция внутреннего модуля, включая систему увлажнения, производится ежеквартально, а очистка и мойка выносного конденсатора — дважды в год.
Центральные кондиционеры и компрессорно-конденсаторные блоки работают в комплексе вентиляционных систем, следовательно, их очистку и антисептическую обработку следует производить по рекомендациям СНиП и СанПиН.
Все работы по сервисному обслуживанию с последующим обеззараживанием поверхностей систем промышленного кондиционирования должны выполняться лицами, прошедшими соответствующее обучение, включающее вопросы безопасного проведения работ и оказания доврачебной медпомощи при отравлении дезинфицирующим средством.
Средства для чистки кондиционера
Краткая информация о средствах для чистки кондиционера:
- RTU EC – универсальное моющее средство для удаления грязи с теплообменника. Удаляет все виды грязи и отложений.
- EasyCare – средство для мойки и дезинфекции испарителя. Убивает бактерии и грибки и улучшает качество воздуха в помещении.
- EasyClean – эффективное чистящее средство, подходящее как для испарителей, так и для конденсаторов с воздушным охлаждением. Его состав абсолютно безопасен и обеспечивает эффективную очистку в рамках проведения регулярного технического обслуживания.
DrainClean – средство для очистки системы дренажа. Специально разработано для прочистки дренажных каналов систем кондиционирования воздуха. Это мощное жидкое чистящее средство удобно расфасовано в объеме, достаточном для обработки одной системы. Уникальный носик бутылки-дозатора «лебединая шея» позволяет легко применять средство даже в неудобных и труднодоступных местах. Быстро удаляет накипь, ржавчину и слизь из дренажных стоков и сифонов холодильных установок. Так как удельный вес средства больше, чем у воды, оно быстро находит свой путь к месту засора, даже в случае, когда U- образная ловушка-сифон располагается между засором и точкой доступа.
- EasyFoam – средство для очистки теплообменника наружного блока
EnviroCoil – экологически чистое средство общего назначения для всех конденсаторов. Это биоразлагаемое вещество, и оно безвредно для окружающей среды. Повышает энергоэффективность систем. Щадящая формула делает препарат идеальным для использования как на открытом воздухе, так и в помещении.
Средство безвредно для окружающей среды, а его поверхностно-активные вещества полностью биоразлагаемы.
- HydroCoil – сверхмощное средство для сильно загрязнённых испарителей
CondenCide – дезинфицирующее / чистящее средство для всех охлаждающих змеевиков (испарителей в кондиционерах и теплообменников в фанкойлах). Улучшает энергоэффективность устройства и качество воздуха в помещении. Убивает 99,9% бактерий и грибков менее чем за 60 секунд.
- GreaseGobbler – обезжиривающий растворитель для кухни
- StayClean – средство, имеющее длительный эффект и обеспечивающее защиту от неприятных запахов в ресторанах и VIP-зонах
- StayClean Strips – средство, имеющее длительный эффект и обеспечивающее от загрязнения конденсата во всех кондиционерах
EasyFinish – очиститель поверхности. Служит для визуальной очистки сильно загрязнённых диффузоров и корпусов. Независимо от того, насколько чист змеевик испарителя внутри, замаранный, блеклый, неопрятный корпус сложит впечатление грязного устройства. EasyFinish представляет собой универсальное средство для очистки диффузоров и корпусов, специально разработанное для удаления пятен никотина, жира и глубоко въевшейся грязи, позволяющее инженерам оставлять после себя все в чистоте и порядке.
Предосторожности
Если кондиционер вышел из строя и не подлежит ремонту, то его снять просто — нет нужды сохранять фреон, не важна герметичность компрессора, конденсатора и испарителя.
С рабочим кондиционером так поступать нельзя. И в этом случае главное, чтобы внутрь системы не попали пыль и даже воздух. Иначе можно говорить о гарантированном выходе компрессора после монтажа и пуска кондиционера на новом месте. Причина — особенность устройства вакуумного насоса.
Фреон чрезвычайно текуч, а разница температур на входе и выходе достигает нескольких десятков градусов. Никакие уплотнители и кольца, используемые в обычных насосах и компрессорах, не выдержат таких условий эксплуатации. Необходимая герметичность достигается за счет исключительно точной подгонки поверхности движущихся элементов насоса к внутренней геометрии камер. Малейшая царапина твердой частицей приводит к выходу из строя компрессора. А такой частицей может быть и крупинка льда, образовавшаяся при замерзании влаги в попавшем внутрь воздухе.
Именно поэтому новые кондиционеры продают заполненными инертным газом, который перед закачкой фреона откачивают вакуумным насосом.
Когда снимают кондиционер самостоятельно фреон надо откачать, а блоки разъединить. Сделать это надо так, чтобы внутрь системы не попала пыль вместе с воздухом. То есть создать там вакуум. И желательно фреон сохранить полностью (или его большую часть), чтобы на новом месте было проще привести систему в рабочее состояние.
Подготовка
Чтобы правильно снять кондиционер, из профессионального оборудования нужна только манометрическая станция, которую можно взять в аренду.
Остальные инструменты есть у каждого домашнего мастера:
- набор гаечных и шестигранных ключей;
- отвертки;
- труборез или бокорезы;
- ручные слесарные тиски;
- плоскогубцы.
Спуск фреона
Есть два способа демонтажа рабочего кондиционера:
- Применение манометрической станции для сбора фреона во внешнем блоке.
- Использование станции откачки и сбора фреона, подключаемой к специальному двухвентильному баллону. У станции есть собственный манометрический коллектор и компрессор для откачки хладагента в жидком или газообразном состоянии.
Первый способ более «доступный», но его можно использовать только при запуске кондиционера — транспортировка фреона происходит за счет штатного компрессора.
Второй способ универсальный. Его можно использовать даже зимой, когда кондиционер нельзя включать из-за низкой температуры на улице. Достоинство такого способа еще и в том, что внешний блок будет вакуумирован — без фреона в конденсаторе. Что гораздо безопаснее при перевозке на новое место. Но аренда такой станции и баллона будет стоить дороже, чем обычного манометрического коллектора.
Сбор фреона во внешнем блоке
Сбоку на корпусе наружного блока есть два штуцера, от которых отходят трубки:
- тонкая — для транспортировки жидкого фреона из конденсатора в испаритель;
- толстая — для закачки газообразного фреона в конденсатор.
У обоих штуцеров под крышками есть головки перекрывающего клапана. От головки газового отходит отвод с ниппелем.
Сбор фреона в конденсаторе проходит в следующем порядке:
- Со штуцеров и ниппеля снимают защитные крышки.
- К ниппелю подсоединяют коллектор.
- Включают кондиционер на максимальный «холод».
- Спустя несколько минут перекрывают клапан жидкостного штуцера, прекращая подачу фреона в испаритель.
- По манометру контролируют давление.
- Когда стрелка покажет «-1 МПа», закручивают шестигранником клапан газового штуцера и сразу отключают кондиционер (для чего и нужен помощник) — при длительном холостом режиме насос компрессора может выйти из строя.
Показание манометра «-1 МПа» означает, что весь фреон в конденсаторе, а внутри испарителя, в трубках и в компрессоре — технический вакуум.
После этого можно разъединять блоки.
Очистка фильтров
Прежде, чем приступить к очистке кондиционера, не забудьте выключить питание системы. Чтобы отключить питание, найдите сервисную панель на внешнем конденсаторе или компрессоре. Обычно это – запорная коробка рядом с устройством.
Если у вас возникли проблемы с поиском сервисного бокса, мы рекомендуем вам отключить систему полностью.
Очистка и замена фильтров — это самое главное. В каждом кондиционере есть воздушный фильтр, и если вы его не поменяете или не почистите, воздушный поток будет слабым и неэффективным.
Засоренные фильтры (и катушки, к которым мы вернемся через минуту) заставляют ваш блок переменного тока работать усерднее и расходовать больше энергии на охлаждение вашего дома — это стоит больше для вас, не давая результатов.
Для центральных кондиционеров рекомендуется проверять фильтр каждые 30-60 дней, чтобы не допустить его чрезмерного засорения.
Образ жизни при этом имеет большое значение, так как людям, у которых есть дети или домашние животные, возможно, придется менять фильтры каждый месяц, в то время как тем, у кого не слишком много посетителей или животных, фильтр можно менять лишь раз в два-три месяца.
Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович
Для обеспечения лучшей работы вашего кондиционера, советуем вам использовать плиссированные фильтры, которые более эффективно улавливают грязь и пыль.
Для оконного, настенного или переносного кондиционера откройте кондиционер в соответствии с инструкциями производителя и снимите фильтр для очистки. Его лучше чистить каждые две недели. Очистите фильтр от пыли, промойте его теплой мыльной водой. После полного высыхания фильтра поместите его обратно в устройство.
Чистка домашнего кондиционера своими руками
Чем интенсивнее работает кондиционер, а это в основном летом, тем чаще его необходимо чистить. Если компания-установщик в договоре указала эту услугу на какой-то период как бесплатную – хорошо. Если нет, то несложно все сделать и самому.
Кстати, можете понаблюдать, что в этом случае делают сервисники с вашим аппаратом. Единственное, Вам рекомендую приобрести некоторые средства для чистки. Внешний блок, если он находится на высоте и достать его даже с лестницы невозможно, придется вызывать специалистов. Проще, если вы живете в частном доме, или на первом этаже, или наружный блок установлен на балконе.
Как часто нужно проверять и обслуживать кондиционер в машине?
Чтобы система кондиционирования работала исправно долгий срок, как мы уже сказали, необходимо регулярное техническое обслуживание кондиционера, и всех связанных с ним систем. В регулярное техническое обслуживание входит диагностика исправности компрессора, испарителя, шлангов, прокладок и замер объема хладагента в системе.
Чаще всего владелец машины должен проверять шланги и прокладки системы кондиционирования, так как они с возрастом высыхают и могут стать не герметичными. Поэтому автопроизводители рекомендуют проводить проверку системы кондиционирования воздуха как минимум 1 раз в год в специализированных автомастерских.
Самым лучшим временем для проверки кондиционера является весна. Ведь перед наступлением жаркого летнего периода вы должны быть уверены, что ваш кондиционер сможет работать на полную мощь и эффективно охлаждать салон даже в самую жаркую погоду.
Обычно проверка работоспособности кондиционера и его плановое обслуживание не занимает много времени. Если конечно обслуживание будут проходить в том месте, где специалисты имеют соответствующий опыт и оборудование.
Помните, что неправильное или некачественное обслуживание кондиционера может нанести значительный ущерб системе кондиционирования воздуха, который будет связан с большими денежными тратами. Например, это может произойти, когда обслуживание выполняет неквалифицированный или плохо обученный автослесарь.
Что входит в регулярное обслуживание кондиционера в машине |
• Визуальный осмотр и проверка работоспособности всей системы кондиционирования • Заправка кондиционера хладагентом (фреоном) • Долив масла для компрессора кондиционера • Дезинфекции системы кондиционирования для удаления бактерий и грибков • При необходимости выполняется ремонт системы |
Но не всегда обслуживание кондиционера проводится с определенной периодичностью. Ведь неисправность системы может появиться и раньше запланированного планового обслуживания системы. Например, если вы заметили, что со временем охлаждающая способность кондиционера снизилась, ваша машина должна быть, как можно скорее проверена на возможную утечку фреона, а также должен быть проведен замер уровня хладагента.
Также обратите внимание, что даже без утечки, количество хладагента с течением времени снижается в любом автомобиле. В среднем объем заправленного в систему кондиционирования хладагента снижается на 8 процентов в год. В результате естественного уменьшения объема хладагента снижается не только эффективность охлаждения
Например, недостаточный объем охладителя может стать причиной преждевременного выхода из строя компрессора
В результате естественного уменьшения объема хладагента снижается не только эффективность охлаждения. Например, недостаточный объем охладителя может стать причиной преждевременного выхода из строя компрессора.
Дело в том, что в компрессор кондиционера вместе с фреоном добавляется специальное масло, которое смазывает компрессор и защищает уплотнители от высыхания и растрескивания.
Так что если вы не будете заправлять систему кондиционирования воздуха долгое время, ваш компрессор кондиционера может выйти из строя. Кстати, стоимость нового компрессора вас может «приятно» удивить. Например, на Хонду Цивик новый компрессор кондиционера стоит в среднем 48,000 рублей.
Средняя стоимость комплексного обслуживания системы кондиционирования воздуха для той же Хонда Цивик составляет 2,500-4,000 рублей. Так что согласитесь, что лучше регулярно обслуживать кондиционер, чем рисковать потерями под 50,000 рублей.
1 Случаи, при которых возникает необходимость в проведении чистки блоков кондиционера
Настоящий профессионал знает только все тонкости проведения такой работы (очиститель кондиционера), что позволяет ему провести работу в оговоренные сроки. Чтобы не обращаться к мастеру для профилактической очистки устройства необходимо запомнить несколько правил и последовательность проведения такой работы. Очистке поддается, как внутренний, так и внешний блок кондиционера. Если своевременно не почистить устройство, то могут возникнуть неприятные моменты:
- перегрев прибора приведет его к быстрому износу и возникновения поломки;
- забитый фильтр внутри затруднит прохождение воздуха;
- в процессе активной эксплуатации в фильтре скопляется влага, грязь и мусор, что является идеальной средой для развития и размножения пылевого клеща и других вредных бактерий, способных вызывать разного рода заболевания;
- размножение бактерий провоцирует появление неприятного запаха в помещении.
Место установки и расположение кондиционера играет весомое значение во время его эксплуатации. Если сравнить чистоту фильтров в квартире на первом этаже и на последнем, то второй будет выглядеть намного хуже. Также грязнее фильтр будет, если дом, либо квартира расположены возле проезжей дороги и скопления автомобилей. Во время появления проблем, сильного засорения, кондиционер сам подаст звук и оповестит человека о сложившейся ситуации.
В кондиционере есть специальные сплит-системы внутренний блок. С таких слагаемых и начинается чистка кондиционеров. Чтобы сделать что-либо, нужно сперва разобрать в конструкции устройства и его комплектации. Информация подобного плана имеется в руководстве по эксплуатации, в котором подробно описано, как получить доступ и очистить воздушные фильтры и любые другие детали, а также можно отыскать что-то подобное в сети интернет. Если найден ответ, как почистить кондиционер, значит, и сама работа не составит труда. Очистку можно провести двумя путями:
- самостоятельно, используя собственные навыки, инструменты;
- вызывая мастера со всеми необходимыми принадлежностями.
Как промыть кондиционер автомобиля своими руками
Если вас интересует очистка автокондиционера своими руками, видео подскажет вам, как выполнить ее правильно и эффективно. Осуществляя промывку, не забывайте следующие ключевые моменты:
В некоторых случаях фреон взрывоопасен
Соблюдайте меры предосторожности;
Если вы не имеете опыта обращения с взрывоопасными веществами, подумайте, быть может, провести промывку кондиционера следует силами специалистов?. Промывка кондиционера автомобиля выполняется поэтапно:
Промывка кондиционера автомобиля выполняется поэтапно:
- Откачайте из системы фреон;
- Отсоедините все составляющие системы;
- По очереди подключайте промывочную установку ко всем узлам;
- Промывайте каждый элемент в двух направлениях;
- Продуйте систему азотом;
- Ожидайте полного высыхания системы;
- Соберите оборудование, заправьте его маслом и фреоном.
Кроме того, промывка кондиционера автомобиля своими руками должна сопровождаться выполнением таких процедур, как:
- Оценка состояния системы целиком и всех ее элементов по отдельности;
- Замена фильтров;
- Обновление уплотнителей.
Для промывки автокондиционера рекомендуется использовать только специализированную химию. Она обладает высокой эффективностью и безопасностью в применении.