Схема установки, монтажа, работы и управления кондиционеров

Что собой представляет процедура подключения кондиционера к электросети

Следует учитывать, что если рядом установлено несколько выключателей, то их работоспособность ухудшается из-за плохого охлаждения. В заключение хочется предупредить еще раз всех пользователей: электричество не прощает ошибок и неточностей, поэтому при самостоятельном подключении адекватно отнеситесь к своим навыкам, чтобы потом не заниматься тушением проводки и ремонтом дорогостоящего климатического оборудования. При этом следует ориентироваться по номерам клемм и проводов. После подключения обоих блоков следует внимательно проверить правильность выполненной работы. Кондиционер может работать на разных мощностях, поэтому автомат защиты следует установить на линии подключения и около розетки. Как уже отмечалось, кондиционер нельзя устанавливать непосредственно над батареями отопления. Делается это напрямую в розетку. Сама процедура внедрения прибора в энергетическую систему квартиры заключается в следующем. Подключаем испаритель В принципе, методика подключения модулей системы идентична, за исключением мелких нюансов, поэтому мы представляем подробную методику подключения внутреннего модуля, а выносной — по аналогии с ним. При этом допустимая сила тока может достигать 18 А.

Схема холодильного контура

Практически применяют два базовых метода для подключения системы кондиционирования. Концы незадействованных проводников необходимо тщательно заизолировать изоляционной лентой.

Чтобы подсоединить внутренний блок, нужно использовать усиленные розетки и установить рядом автомат защиты. Лучше от действующей розетки проштробить канавку в стене и проложить по ней кабель питания в гофротрубе до блока сплит-системы, а потом вмонтировать в стену специальную розетку с декоративной накладкой. Незначительная мощность системы.

Установка кронштейнов Кронштейны устанавливают по разметке, выравнивают и надежно закручивают болты. Для эффективной работы климатических систем используют медные провода: для однофазного подключения — 3 жилы, для трехфазного варианта — 5 жил. Могут подключаться как к стационарно проложенной электрической сети, так и иметь отдельно проложенную кабельную линию. Провода не прокладывают рядом с трубами отопительной системы и газоснабжения, стандартное расстояние между коммуникациями не ближе, чем метр. Сначала прокладывается электропроводка. Ошибки при установке кондиционера

Польза и вред от кондиционера

>Плюсы от устройства

Главным преимуществом климатизеров является то, что они создают в помещении подходящий для человека микроклимат. Это повышает, в свою очередь, производительность труда, улучшает настроение и самочувствие.

Следовательно, основным достоинством этого кондиционера является создание благоприятных условий для работы или отдыха. Основной задачей таких агрегатов является понижение температуры в жаркое время, и нагрев воздуха в холодный период.

К тому же установка кондиционеров в сервисных центрах или в интернет-залах позволяет миновать преждевременных поломок компьютерного оборудования из-за перегрева.

А также некоторые модели таких агрегатов способны выполнить еще несколько полезных функций:

  1. Очищение воздушного пространства от неприятных запахов. Например, часто оконные кондиционеры монтируют на кухне и в туалете.
  2. Увлажнение или осушение воздушной среды в помещении.

Минусы устройств

Однако при неправильном использовании кондиционера, от него может исходить определенный вред для здоровья человека:

  • Есть вероятность, что в этих устройствах размножаются вредные бактерии.
  • Климатическое оборудование благоприятствует распространению вирусов.
  • Кондиционеры, пропуская через себя воздух, убивают в нем полезные элементы.
  • Компрессоры создают шум во время работы.

На самом деле, в большинстве случаев, это относится к мифам, и такие утверждения не соответствуют действительности. Во избежание неприятных явлений, не нужно находиться под холодной струей воздушного потока.

Систематические чистки агрегата и его профилактический ремонт помогут избежать неправильной работы устройства. И если соблюдать эти элементарные правила, то кондиционер создаст в помещении приятный микроклимат, так необходимый человеку для приятного отдыха и плодотворной работы.

При покупке комнатного кондиционера очень важно правильно подойти к выбору технических характеристик и ответственно отнестись к установке. По статистике наибольшая часть поломок кондиционеров происходит из-за их неправильной и неквалифицированной установки

Правильная последовательность подключения электрической схемы кондиционера – это залог его качественной и долговременной работоспособности. Если кондиционер все же установлен неправильно, то впоследствии могут проявиться следующие отрицательные характеристики: протекание конденсата внутрь помещения, утечка фреона и др.

Существует два вида установки кондиционеров в помещениях: стандартная и нестандартная. Стандартная установка – самая распространенная, установка кондиционера недалеко от окна, так как компрессор располагается на улице. Возможно, выполнение установки в комнатах с выполненным ремонтом. Такая установка не является дорогостоящей и не занимает много времени. Нестандартная установка кондиционера достаточно дорогостоящая и кропотливая работа, которую рекомендуется производить только в процессе ремонта помещения, так как она предполагает штробление стен.

Несмотря на то, какой вариант установки Вы выберите, во избежание всех негативных последствий, перед началом монтажа кондиционера и креплений, стоит выяснить важные моменты. Например, такие как схема внешнего соединения и электрическая схема, система электрообеспечения устройства, расположение вводных приспособлений, поперечное сечение проводов и будущие трассы кабелей, выяснить характеристику стены, задействованные для трассы электропроводки. Электрическая схема кондиционера должна соответствовать правилам устройства электроустановок и нормативным документам

Немаловажно участие профессиональной команды специалистов с необходимым оборудованием

Выбор подходящего места для установки кондиционера

Подбирая в вашем помещении соответствующую для монтирования сплит-системы область — как внутренней, так и внешней конструкций — обязательно учитывайте каждый из следующих факторов:

Первым делом необходимо правильно рассчитать наличие в данном помещении регулярного и беспрепятственного допуска к самому кондиционерному устройству, для возможности осуществления очистки фильтров кондиционера или выявления каких-либо неполадок, в случае их появления;
Кроме того, следует принять во внимание того рациональность минимального расстояния и минимального же количества физических преград между внутренним и внешним блоками, так как при повышении коммуникаций между блоками производительность самой кондиционной системы в целом существенно снижается). Идеальная и наиболее рациональная длина трассы – 6 метров, в системах с такими коммуникациями отсутствует большее количество проблем владельцев кондиционеров (необходимость заправки или очищения избыточной влаги в кондиционере);
Чтобы обеспечить максимально результативную работу кондиционера в плане обдувания, минимальная дистанция от блока до упорной стены не должна быть меньше десяти сантиметров;
Ни в коем случае не следует размещать внутренние блоки кондиционера над стенками, шкафами, или какой-либо другой крупной мебелью, потому что высокая преграда постоянно формирующимся в атмосфере, благодаря кондиционеру, сгусткам холодного воздуха, будет естественным фактором уменьшения производительной деятельности вашего кондиционного устройства

150 сантиметров – это минимальное расстояние внутреннего блока от любого препятствия потоку охлаждённого воздуха;
Согласно тому же фактору, придерживайтесь минимальной дистанции внутреннего блока с потолком и боковыми стенами (минимум — 15 и 30 сантиметров, соответственно);
Кроме того, весьма рекомендуется координация монтажных работ кондиционера с вашими соседями, чтобы избежать проблем и скандалов при монтировании вами вашей сплит-системы. В принципе, монтаж наружного блока, как часть рабочего процесса, не должен доставить каких-то чрезвычайно серьёзных проблем населению многоквартирного дома, если работы проходят именно в нём, однако весьма возможно, что что кому-в таком случае может никак прийтись не по душе, к примеру, звук рабочего пропеллера, либо газоконденсат. В таком случае, старайтесь заранее уведомить соседей о предстоящем объёме работ;
Ну и, наконец, самый интуитивно понятный фактор — сама работа кондиционера не должна мешать другим людям, а воздушные потоки не должны мешать жить или работать людям, которые находятся вместе с вами в одном помещений. Соответственно, учитывайте течение легких потоков воздуха, когда приступите к установке.

Определившись с местом для расположения конструкции, учтя все вышеперечисленные факторы и не найдя никаких изъянов в собственном плане — можете приступать непосредственно к самому рабочему процессу.

История автомобильного кондиционера

Автомобильная система кондиционирования воздуха – специальная установка, помещаемая в автомобиль для нормализации микроклимата. Устройство призвано снижать температуру воздуха, делая её комфортной для водителя и пассажиров. Отдельные новые модели помогают очищать состав от запахов и влаги. В современных авто эта система является составным компонентом цепочки отопления и вентиляции, но для комфорта пользования их делают независимыми.

По внешнему виду старые установки радикально отличаются от новых. Автомобильный кондиционер тех времён с трудом помещался в багажник среднего размера из-за собственной громоздкости. Ещё один недостаток – незначительная эффективность и отсутствие минимальной системы управления, не было даже термостата. Безусловно, высокая цена в комплексе с небольшой работоспособностью не позволили установке выйти на мировые продажи.

Популярность функция обрела после 1941 года. В это время оснащение ввели в список опционного. Уже в 1952—1954 устройство работало в большинстве автомобилей американского производства. В США использовали крайслеровский кондиционер AirTemp. Он состоял из основного блока, помещённого в багажное отделение, но был компактнее. Управление отличалось простотой, работа обеспечивалась трёхпозиционным переключателем. Эффективность – повышенная, за несколько минут система охлаждала салон от 50 до 30 градусов. Ещё одно преимущество – бесшумная работа. Техника стала «умнее», усовершенствовали систему управления охлаждённым потоком в режиме рециркуляции. Воздух извне проходил сквозь решётки, расположенные на крыльях авто, что позволяло предотвратить его застой.

Как выглядит первая модель кондиционера

Автомобильный кондиционер существенно отличался от привычного современного, но его популярность в то время стала причиной роста цен. Авто, оснащённые системой охлаждения, стоили гораздо дороже, несмотря на все её несовершенства. Недостаточная эффективность не связана с самим оборудованием, причина неполадок заключалась в недостаточной мощности старых двигателей. Нормальное кондиционирование срабатывало только при движении на трассе.

Этапом революции был признан 1954 год. Тогда в машины была внедрена полноценная встроенная система вентиляции и отопления. Все её элементы уменьшились в размерах и не отнимали свободное пространство в багажнике, размещались под капотом. Они активно устанавливались на авто марки «Форд» высокого и среднего ценового сегмента. К началу 60-х кондиционеры были в 20% машин Америки, но массовое распространение произошло лишь в 70 годах. Тогда их внедряли более чем в 50% авто с датой выпуска от 1959 года.

Автомобильный кондиционер Ford 1950-х гг.

До стран Европы прогресс не дошёл вплоть до 80-х годов. Отечественный автопром заинтересовался охладительными системами и внедрил их в своё детище позднее. Первой машиной с кондиционером стал ЗИЛ-111. Доныне принципиальных отличий в устройстве и функциональных возможностей нет. Основное отличие в использовании компьютерного контроля и особых систем управления. Устройства стали долговечными, работоспособными и эффективными. Ещё одно преимущество – высокая безопасность, допустимо использовать всяческие фильтры, очищающие воздушные массы от пыли и бактерий.

Правила безопасной установки

Осторожно! Во избежание поражения электрическим током или пожара надежно заземлите кондиционер

Перед установкой кондиционера обратите внимание на следующее: иначе корпус кондиционера может оказаться под напряжением. Иначе возможны протечки конденсата и появление сырости на стене. Утечка газа может вызвать пожар

Плохо закрепленный кондиционер может упасть или сильно шуметь. Кондиционер не предназначен для эксплуатации в следующих условиях:

Утечка газа может вызвать пожар. Плохо закрепленный кондиционер может упасть или сильно шуметь. Кондиционер не предназначен для эксплуатации в следующих условиях:

в саунах, транспортных средствах, кораблях

в помещениях с высокой влажностью, например, ванных комнатах, подвальных помещениях

в зонах установки высокочастотного оборудования: радиоаппаратуры, сварочных агрегатов, медицинского оборудования

в сильно загрязненных зонах и зонах с высоким содержанием масла в воздухе,

в зонах с агрессивной атмосферой, например, вблизи серных источников

в других сложных условиях.

Чистка – основной вид ухода

Приобретая оконный кондиционер, следует осознавать степень ответственности за состояние прибора. Без надлежащего ухода устройство не прослужит и месяца. Чтобы не выкидывать на ветер немалые средства, стоит своевременно очищать фильтры и остальные части кондиционера от грязи.

Задаваясь вопросом, как почистить оконный кондиционер, стоит понимать, что именно от качественной процедуры очистки зависит вся дальнейшая работа оборудования. Именно поэтому к чистке следует отнестись максимально ответственно.

Основным фактором загрязнения является распространение плесени. Дело в том, что неработающий прибор является благоприятной средой для развития бактерий, скопления пыли и развития плесени. Поэтому не стоит на длительный срок оставлять кондиционер в выключенном состоянии. Потоки холодного воздуха работающего оборудования просто не дают вредным веществам скапливаться.

Своевременная прочистка оборудования благоприятно сказывается не только на работе устройства, но и на здоровье человека. Процедура очистки способствует удалению вредных бактерий из прибора и препятствует их размножению.

Рекомендуемые инструменты для работы:

  • Различные отвертки
  • Пылесос
  • Тряпочки
  • Банка для сбора пыли
  • Чистящая щетка на длинной ручке
  • Моющее средство в флаконе-распылителе
  • Масло
  • Пластина с эффектом охлаждения
  • В некоторых моделях применяются одноразовые фильтры, поэтому при процедуре подготовки к прочистке следует взять сменный фильтр.

Этапы прочистки оконного кондиционера:

  1. Отключить прибор от сети
  2. Следует разобрать оконный кондиционер. Для этого следует ознакомиться с его устройством, чтобы не повредить детали
  3. Снять верхнюю крышку прибора
  4. Аккуратно, снять и вытащить основной фильтр. В фильтре скапливается достаточно большое количество пыли, поэтому стоит обязательно промыть его под проточной водой и протереть моющим средством с дезинфицирующим эффектом для уничтожения вредных бактерий (температура воды должна быть не выше 40 градусов)
  5. Включить прибор на минимальную мощность. Распылять на него моющее средство, следя за попаданием капель жидкости внутрь кондиционера.
  6. Дождаться полного высыхания устройства. После этого поставить фильтр на место либо же установить сменный
  7. Переднюю панель кондиционера следует обработать моющим средством и вытереть мягкой тряпочкой
  8. Корпус также следует сначала промыть, потом протереть сухой тряпочкой.

Полную процедуру очистки следует проводить не реже двух раз в неделю.

Внешний воздушный фильтр прибора нуждается в уходе 1 раз в неделю.

Внутренний теплообменник также должен подвергаться прочистке 1 раз в год:

  • Снимите верхнюю панель
  • Извлеките воздушный фильтр
  • Почистите ребра устройства при помощи пылесоса или щетки. Следите, чтобы ребра не деформировались. Это снижает эффективность работы кондиционера. Края ребер могут быть заостренными, поэтому следует работать аккуратно.

Внешний теплообменник устройства рекомендуется прочищать каждую весну. Следует проверять все режимы работы. При малейших неполадках стоит обратиться к специалистам.

Принцип работы и устройство кондиционера

Прежде чем начать установку кондиционера, необходимо ознакомиться с его устройством и понять принцип работы.

Устройство системы кондиционирования воздуха достаточно простое – конструкционно она состоит из следующих узлов и элементов:

  • компрессор, который устанавливается снаружи здания;
  • конденсирующий теплообменник, находящийся в наружном блоке;
  • испарительный блок, который устанавливается внутри помещения (в зависимости от моделей, могут быть несколько блоков);
  • регулятор давления;
  • система соединительных трубок.

Сама система представляет собой замкнутый контур. Внутри контура основным элементом, служащим для охлаждения воздуха, является хладагент.

Как правило, в качестве хладагента используется фреон. Находясь в газообразном состоянии он под давлением, нагнетаемым вентилятором компрессора, переходит в конденсирующий теплообменник, где при соединении с внешним воздухом превращается в жидкость и уже в жидком виде поступает в испарительный блок через регулятор давления.


Изначально в качестве хладагента в кондиционерах использовался аммиак. Однако, вследствие того, что аммиак чрезвычайно ядовит, в последствии он был заменен на более безопасный фреон

Благодаря действию регулятора давления понижается температура кипения фреона. Попадая в специальную камеру, находящуюся в блоке испарителя, фреон расширяется и «закипает», при этом интенсивно поглощая тепло и отдавая холод. В результате этого процесса происходит выделение конденсата, который оседает внутри камеры испарителя на радиатор, через который жидкость выводится в специальный резервуар. Из системы кондиционирования конденсат выводится через трубку.

Поглощая тепло, фреон вновь переходит из жидкого состояния в газообразное и под давлением через систему трубок выводится обратно в блок компрессора, замыкая круг рабочего процесса.


Уровень шума при работе кондиционера рассчитан в соответствии с нормами, прописанными в СН 2.2.4-2.1.8.562-96. Он не должен превышать 40 дБ днем и 30 дБ ночью. Появление шипения, гула или грохота говорит о возникновении неисправности в работе кондиционер

Таким образом, замкнутый цикл работы хладагента зависит от тщательного соединения всех элементов и исключения разгерметизации на стыках и соединениях системы.

Подробнее об устройстве и принципе работы бытового оборудования для кондиционирования воздуха мы рассказывали в этом материале.

Также для обеспечения нормального функционирования кондиционера стоит правильно подобрать место его установки. При несоблюдении технических условий по монтажу, повышается износ деталей системы и вероятность сбоев в работе. Особенности установки будут рассмотрены ниже в статье.

Автокондиционер: управление циклом работы компрессора

Для управления циклом работы холодильного компрессора автокондиционера применяется ряд электронных устройств. Все способны контролировать температурные изменения, а также изменения давления хладагента. Одним из важных компонентов схемы холодильного компрессора автокондиционера выступает термостат.

Термостатический выключатель (защита испарителя против обледенения)

Контактная группа термостата соединена последовательно с цепью управления муфты компрессора. Когда температура змеевика испарителя приближается к 0ºC, этот момент фиксируется капиллярной трубкой термостата, контактирующей с трубкой испарителя.

Внутри капиллярной трубки содержится химическое вещество, способное расширяться или сжиматься в зависимости от изменений температуры.

Контактная группа термостатического переключателя связана с трубкой механически через мембрану и разрывается в условиях низкой температуры трубки испарителя (ниже нуля градусов). Соответственно, прерывается электрическая цепь питания компрессора автокондиционера.

Схема, демонстрирующая работу термостата автокондиционера: 1 – коммутатор питания; 2 – компрессор с регулятором скорости привода; 3 – ограничительный резистор; 4 – мотор вентилятора; 5 – термостатическое реле (термостат); 6 – катушка муфты сцепления

Когда температура трубки испарителя поднимется до заданной точки (4-5°C), расширяющееся вещество внутри баллона термостата воздействует на мембрану, сила передачи которой замыкает контакт цепи. Электрическая цепь питания холодильного компрессора восстанавливается, магнитная муфта срабатывает, включается рабочий цикл.

Термистор и усилитель сигнала термистора

Фактически термистор исполняет функцию аналогичную той, что выполняет термостатический переключатель. Исключением здесь является отсутствие механического воздействия на точки контакта и капиллярную трубку.

Термистор компрессора автокондиционера и усилитель активируются электронным способом. Термистор как устройство представляет чувствительный датчик, но в отличие от капиллярной трубки термостата этот прибор измеряет температуру воздуха, исходящего от змеевика испарителя.

Как правило, термистор дополняется электронной печатной платой и электрическими компонентами, составляющими в сборе усилитель сигнала. Сопротивление термистора усиливается при помощи дополнительной электронной схемы, после чего применяется для управления (включения/выключения) реле муфты сцепления автокондиционера.

Датчики давления холодильной системы автокондиционера

Существуют конструкции автомобилей, где используется система кондиционирования с циклическим сцеплением (CCOT — Cycling Clutch Orifice Tube). Здесь для управления компрессором используется реле давления, расположенное между испарителем и компрессором. Этот датчик давления электрически соединён последовательно с муфтой привода компрессора.

Датчик давления под циклическое сцепление: 1 — датчик давления под муфту компрессора с моментом отключения — 200 кПа, включения — 350 кПа; 2 – датчик высокого давления; муфта сцепления с приводом

Как только давление на низкой стороне системы кондиционирования воздуха достигает приблизительно 200 кПа, муфта привода компрессора отключается реле давления. Параметр давления низкой стороны на уровне 200 кПа, примерно соответствует температуре змеевика испарителя  + 0,40°С – чуть выше точки замерзания воды.

Как только компрессор деактивирован, низкое давление постепенно повышается, что сопровождается повышением температуры змеевика испарителя. В заданной точке реле давления замыкает контакт питания привода муфты компрессора. Аппарат включается, начинает работать, вновь понижая температуру хладагента внутри испарителя.

Схема подключения кондиционера

Электрическая схема подключения кондиционера включает прокладку наружных проводок, закрепляющиеся через каждые 50 см специальными хомутами. Электропроводка, укладывающаяся в коробы, крепится к стене с использованием клея и шурупов, а скрытая электропроводка располагается в углублениях в стене в гофрированных трубах, прикрепляющиеся хомутами.

При выборе места для установки кондиционера в первую очередь нужно позаботиться об эстетических характеристиках: дизайн и интерьер. Рекомендуется устанавливать кондиционер в подпотолочной области в месте, где не проводится много времени, так как прямые потоки холодного воздуха могут привести к простудным заболеваниям.

Устройство системы ротации кондиционеров

Устройство системы ротации кондиционеров

Обязательным элементом в системе ротации кондиционеров является базовый модуль. Именно он отвечает за:

  • Контроль температуры;
  • Мониторинг состояния кондиционеров;
  • Выдачу для них управляющих сигналов;
  • Задание параметров переключения устройств климатической системы;
  • Прием команд от персонала на включение/выключение конкретного модуля;
  • Выдачу сигналов оповещения.

Первый вариант менее затратен (не требует дополнительных модулей), но обладает меньшей универсальностью – как правило, такой центральный модуль поддерживает работу только с ограниченным числом моделей или оборудованием конкретных производителей.

Второй – более универсален, поскольку позволяет работать практически с любым оборудованием. Однако стоимость системы за счет наличия в ней дополнительных блоков может оказаться слишком высокой.

Связь центрального блока с кондиционерами (управляющими модулями) может осуществляться по:

Первый вариант, как правило, используется только в случае использования связки центральный — управляющий модуль.

Два последних позволяют управлять непосредственно кондиционером. В этих случаях сигналы подаются на разъемы, предназначенные для подключения к климатической технике проводного пульта, или непосредственно на фотоприемник, получающий сигнал от инфракрасного пульта ДУ.

Мнение эксперта
Старостин Константин Адреевич
Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Для современных моделей кондиционеров, предусматривающих связь по каналу Bluetooth или подключение по Wi-Fi, могут быть задействованы и такие варианты управления.

В любом случае для использования с конкретными моделями оборудования или линейками конкретных производителей, система должна поддерживать соответствующие протоколы обмена.

Центральный блок обязательно оснащается датчиком температуры для контроля климатических параметров в помещении.

Мониторинг состояния кондиционеров может вестись различными методами. Наиболее распространенный – индивидуальный замер температуры на выходе воздушного потока из блока жалюзи. Для этого блоки контроля и управления или центральный блок оснащаются температурными датчиками, устанавливаемыми в непосредственной близости или прямо на корпусе кондиционера.

Примером реализации схемы непосредственного управления может считаться блок ротации УРК (УРК-2). В его состав входит основной блок, датчик температуры обслуживаемого помещения, датчики температуры на выходе кондиционеров. Сигнал управления предается по проводам. Последние модели могут одновременно управлять работой до 15 устройств средней мощности.

Раздельный вариант с центральным блоком и модулями контроля-управления реализован в системе БУРР-1-ИС. БУРР – блок управления ротацией и резервированием хранит управляющую программу, контролирует температуру в помещении, обменивается данными с интерфейсными модулями (БИС) по радиоканалу. БИС (блок исполнительный специальный) принимает сигнал от БУРР, управляет работой кондиционера через ИК-интерфейс, контролирует состояние климатического устройства, получая сигнал с датчика на выходе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий