Почему сплит-система греет?
Чтобы понять, что может пойти не так при включении кондиционера в мороз, для начала стоит разобраться, что происходит при нормальной работе системы на обогрев.
В отличие от переносных обогревателей любого типа, сплит-система не производит тепло из потреблённой энергии, а лишь транспортирует его с улицы в дом или наоборот, в зависимости от режима. Забирать тепло на улице, когда там температура ниже нуля – звучит нереально? Это только на первый взгляд.
Основные составляющие любой сплит-системы – это компрессор, по радиатору с вентилятором в каждом блоке и трубопровод с фреоном, связывающий их. Хладагент – главный фокусник в этом комплекте: именно благодаря его физическим свойствам становится возможным получать тепло на морозе и прохладу в жару.
При работе на обогрев внутренний и внешний блоки кондиционера меняются ролями. Как правило, поток фреона перенаправляется через четырехходовой клапан
Путь фреона в кондиционерах, используемых зимой для обогрева при низких температурах, выглядит так:
- Из радиатора внутреннего блока подаётся остывший жидкий хладагент.
- Попадая в наружный блок, он нагревается испаряется, ведь температура кипения хладагента -40 или -51С, а на улице даже зимой теплее. После прохода по уличному радиатору температура фреона повышается, то есть он получает тепловую энергию.
- Полученная энергия низко-потенциальна, а потому не может быть сразу передана воздуху в помещении. Компрессор сжимает газообразный хладагент, и его температура поднимается до 70 – 90С. В таком состоянии фреон подаётся во внутренний блок.
- Проходя через радиатор внутреннего блока, обдуваемый вентилятором, холодильный агент отдаёт тепло комнатному воздуху, а сам остывает и конденсируется в жидкость. Круг замкнулся, всё повторяется с начала.
Благодаря такому принципу работы сплит-системы ещё относят к группе тепловых насосов, ведь они точно так же транспортируют, перекачивают тепло с улицы в помещение или наоборот.
При испарении фреона, на трубках оседает конденсат – влага из воздуха, которая мгновенно замерзает. Чтобы такие наросты льда растаяли и не мешали работе, большинство кондиционеров периодически на 5 – 15 мин переходят в режим оттайки
Для работы электричество необходимо самому насосу – компрессору, а также двум вентиляторам. Вместе они потребляют в 3 – 7 раз меньше энергии, чем производится системой – значит, отопление кондиционером в 3 – 7 раз экономнее, чем электрическим и газовым конвектором, инфракрасной печкой или другим обогревателем.
Подготовка кондиционера к зиме
Во многих климатических компаниях ближе к холодному времени года появляется много запросов на подготовку кондиционера к зиме. Что она из себя представляет и можно ли ее сделать самостоятельно?
Утепление кондиционера на зиму
Что из себя представляет утепление кондиционера на зиму и как это делают? Наружный блок можно завернуть в плотную целлофановую пленку, внутренний блок либо также закрывают полиэтиленом, либо затыкают отверстие от слива дренажа.
Никак утеплить кондиционер на зиму по-другому не получится, если речь идет о сплит-системе. Как уже говорилось, у мобильного блока просто закрывают заглушку с уличной стороны, а у оконного – желательно прикрыть выступающую наружу часть устройства пленкой или теплым материалом. Иногда оконные моноблоки приходится демонтировать на осенне-зимний период, так как они могут являться проводниками для поступления холодного воздуха в квартиру.
Самостоятельная подготовка кондиционера к зиме
Получается, что подготовить домашний кондиционер к зиме можно и самостоятельно, но как это сделать правильно?
- Сначала включают сплит-систему на пару часов в режиме вентилятора, а потом на час в режиме обогрева. Это поможет хорошо просушить все внутренние компоненты прибора;
- Вытирают пыль с наружных поверхностей устройства мягкой слегка влажной тряпкой. Профессионалы обычно используют для этого микрофибру;
- Промывают фильтры механической очистки во внутреннем блоке;
- Полностью обесточивают систему;
- Вынимают из пульта батарейки.
Больше никаких дополнительных действий в том, как подготовить кондиционер к зиме, совершать не надо. Единственное – тем, у кого сплит-система находится с ветреной стороны, можно задуматься об утеплении холодильной машины.
Профессиональная консервация кондиционера к зиме
Профессиональные услуги по подготовке (консервации) к зиме кондиционера обычно включают следующий перечень работ:
- перекачивание фреона в наружный блок;
- полное обесточивание системы во избежание случайного включения;
- установка защиты для внешнего блока от падающих сосулек в виде специального железного козырька;
- чистка внутреннего блока.
Хотя далеко не всегда требуется весь список перечисленных услуг. Капитальную очистку комнатного модуля с промывкой фильтров, теплообменника и вентилятора лучше провести перед началом теплого сезона, а перед холодами достаточно сполоснуть в мыльном растворе фильтры механической очистки. Перекачку фреона можно вообще исключить. Как показывает практика, он прекрасно доживает до весны без лишних манипуляций. Профессиональная подготовка кондиционера к зиме или его консервация оправданы в случае наличия коммерческой или промышленной техники. В данном случае сервисные службы могут отказать в гарантийном ремонте, если прибор не был опечатан до холодов. Для того, чтобы расконсервировать технику, придется опять обращаться в климатическую компанию.
Как узнать сопротивление датчика температуры кондиционера
Главный источник информации – документация для кондиционеров, сервис мануалы (service manual) и технические данные (technikal data).
Если же не удаётся найти информацию для данной модели, можно посмотреть документацию для других моделей этого же производителя, очень часто датчики устанавливают с одинаковыми параметрами.
Также можно измерить параметры на аналогичном кондиционере, если есть такая возможность.
Если выяснилось что датчик всё-таки неисправен и требуется временно восстановить работоспособность кондиционера пока не приобретён датчик, это можно сделать поставив на место штатного датчика резистор.
Проще всего это сделать отрезав старый неисправный датчик, а освободившиеся выводы зачистить и припаять или прикрутить к ним резистор.
Для нашего примера нужен номинал 10 кОм, можно использовать любой постоянный или подстроечный.
При этом нужно учесть, что кондиционер будет всё время работать в режиме максимальной мощности не выключая компрессор.
Так что применять этот способ можно лишь на время при крайней необходимости.
Что представляет собой зимний комплект для кондиционера
Одна из основных деталей кондиционера – это компрессор, внутри которого находится масло. При низких температурах это масло густеет, и работа компрессора «на холодную» сказывается на надежности и эффективности процесса теплообмена (может привести к поломке устройства). Поэтому необходима положительная температура для теплого пуска.
В процессе охлаждения на внутреннем блока сплит-системы образуется конденсат, который обычно выводится на улицу через дренажный шланг. Чтобы вода в этом шланге не замерзла, потребуется его подогрев.
И еще один важный и самый сложный момент — это то, что при отрицательных температурах на улице, требуется поддерживать определенную температуру конденсации. Конденсация, в нашем случае, это момент перехода фреона из газообразного состояния в жидкостное. Звучит всё это сложно, не правда ли? Но заключается эта регулировка в контроле температуры конденсации за счет изменения скорости вращения вентилятора. Вот загнул! Другими словами, скоростью вентилятора регулируется скорость отдачи тепла внешним блоком.
При низких температурах процессы испарения и конденсации нарушаются, что может привести, например, к обмерзанию испарителя или попаданию в компрессор жидкого хладагента. Регулировка температуры конденсации позволяет избежать этих проблем и обеспечить необходимые условия теплообмена.
Таким образом, чтобы сплит-система безотказно работала зимой на охлаждение необходимо решить перечисленные нами проблемы. А решить их можно установкой трех дополнительных деталей:
- тэна для нагрева компрессора;
- тэна для нагрева дренажа;
- регулятора давления конденсации (регулятор скорости вращения вентилятора).
Собственно из этих трех основных деталей и состоит зимний комплект. Кроме этих опций для использования зимой существует еще подогреватель дренажного поддона внешнего блока. Но о нем сегодня говорить мы не будем, а разберем подробнее, как работает каждый из основных элементов.
Начнем с самого простого – с нагревательных тэнов. Для того чтобы «подогреть» компрессор, по кругу его картера устанавливается специальный нагревательный тэн. Также нагревательный элемент устанавливается на выходе дренажного шланга.
Регулятор давления конденсации представляет собой блок, который устанавливается во внешнем устройстве «сплита» и подключается к нему. У этого регулятора есть датчик, который контролирует температуру радиатора внешнего блока. Основываясь на информацию с этого датчика, регулятор изменяет скорость вращения вентилятора. Осуществляется это путем встраивания его в провод вентилятора. Пусть звучит это не совсем корректно, но будет более понятно.
На что обращать внимание при выборе «зимних» комплектующих
- одной из важных характеристик регулятора является его рабочая температура. Большинство регуляторов способны работать до -30, но существуют модели, работающие до -40. Поэтому, температурный параметр, присущий вашему региону, необходимо учитывать;
- мощность нагревателя картера также бывает разной. Зависит она от размеров и производительности самого компрессора. Соответственно чем он крупнее, тем мощнее тент потребуется. Также необходимо померить диаметр компрессора и подобрать соответствующую длину нагревателя;
- нагреватели дренажа в основном различаются по их длине.
Устранение неполадок и нестандартные случаи
РДК не включается
Первое на что хочу обратить внимание – на колодке внешнего блока часто кроме нейтрали есть обозначение L. Но не всегда это линия питания – очень часто это линия включения компрессора, будьте внимательны!
На многих кондиционерах питание на внешний блок подаётся только после включения с пульта внутреннего блока. Так что компрессор не будет подогреваться постоянно, а вариатор после отключения внутреннего блока отключится
Не включается вентилятор
После монтажа нашего кондиционера и его включения вентилятор не запустился!
Как некоторые уже заметили – этот блок уже имеет регулировку вращения вентилятора от платы внутреннего блока, для этого на калаче конденсора внешнего блока расположен температурный датчик.
Но его возможностей при температурах ниже -15 гр. Цельсия не хватает, поэтому заказчик устанавливает на них РДК.
Поэтому на вентилятор внешнего блока идёт не напряжение сети 220 В, а искажённое симистором внутреннего блока. Даже если при измерении мультиметр показывает 220 В – РДК всё равно не включит вентилятор.
Поэтому жёлтый провод было решено подключить на клемму включения компрессора №2.
Это несколько хуже, но не критично.
Если вентилятор не включился – то необходимо измерить напряжение вольтметром между нейтралью и чёрным проводом РДК, можно при этом погреть датчик, если на улице сильно холодно
Напряжение есть, а вентилятор не крутится – проблема в двигателе вентилятора.
А если индикатор светится, а напряжения нет – неисправен регулятор вращения вентилятора.
Из двигателя выходит много проводов
Есть несколько вариантов:
- Для пускового конденсатора провода выходят отдельно – обычно они жёлтого и оранжевого цвета, надо их отследить, найти питающий провод и подключить его к РДК.
- У двигателя несколько скоростей, обычно они при этом подключены через плату внешнего блока. Подключаются к клеммам, на которых есть надписи “Hi”, “Low” – максимальная и низкая скорость.
В этом случае снимаем провод с клеммы “Hi” и подключаем к РДК, провод от вентилятора, идущий на низкую скорость снимаем и изолируем.
Клеммы на плате соединяем вместе и подключаем к чёрному проводу РДК.
Как устанавливать зимний комплект
Когда известно заранее, что использовать кондиционер возникнет потребность и в холодное время года, его доработка производится одновременно с монтажом. Зимний комплект кондиционер требует особенного внимания при установке оборудования. Дальнейшая же установка дополнения будет возможна лишь при полной доступности внешней части прибора.
Наиболее часто для монтажа нужны три составляющих:
- замедлитель скорости вращения вентилятора;
- дренажный нагреватель;
- обогреватель картера компрессора.
Монтаж может быть произведен с помощью специалистов сервисного центра, а если планируется монтаж оборудования своими силами, необходимо тщательно разбираться во всех нюансах установки, во избежание дополнительных проблем.
Особенности монтажа такого оборудования
Наибольшие проблемы присутствуют при монтаже регулятора давления конденсата. Данный элемент—регулятор мощности, с помощью которого на электродвигатель вентилятора попадает воздух. Сенсором в нем выступает термистор. На рынке их представляет несколько производителей.
Последовательность действий при настройке регулятора давления конденсата:
- Определение нужных параметров настройки на основе анализа данных об ожидаемых минусовых температурах, а также значения конденсации.
- На основе полученных данных совершается настройка регулятора. Температурному минимуму будет соответствовать значение параметра «0% speed», а разница границ будет обозначена «100% speed Dt» на регуляторе.
- Подключив питание к вентилятору и регулятору, оставляя компрессор отключенным, нужно довести скорость вентилятора до минимальной.
- Чтобы проверить правильность монтажа данного агрегата, необходимо нагреть сенсор регулятора давления.
- В том случае, когда вызов мастера из сервисного центра невозможен или пользователь считает, что он справится с установкой зимнего комплекта сам, необходимо придерживаться определенного алгоритма действий. Эти правила будут общими для всех марок кондиционеров, но необходимо помнить о вероятных отличиях.
- Разобрать корпус кондиционера – верхнюю крышку, защитные накладки и переднюю панель.
- Монтаж контроллера давления конденсата. Лучше всего для него подходит место с минимальной температурой, свободное от пыли и грязи, где отсутствуют вибрации.
- Снять стенки прибора и термозащитный кожух. Далее проводится установка подогревающего устройства в нижнюю часть компрессора.
- Установить на места снятые стенки и крышку, защитный кожух и переднюю панель.
На дренажной трубке зафиксировать кабель подогрева. Он подключается к клеммам старта компрессора, ведь конденсация в дренажной трубке появляется, когда он работает.
Использование зимой
Перед тем как начать эксплуатацию кондиционера в зимнее время, необходимо убедиться, что он поддерживает соответствующий режим. Наличие функции обогрева указывается в инструкции или на корпусе самого прибора в виде пиктограммы солнца.
Если оборудование может выполнять обогревательные функции, следует ознакомиться с нижним порогом температурных значений, при которых можно начинать работу. Зачастую этот показатель указывается в инструкции.
Однако важно помнить, что комнатные термометры часто выдают неправильные данные, поэтому перед применением кондиционера для обогрева нужно дождаться появления критической отметки, установленной компанией-производителем. В таком случае устройство будет эффективно прогревать воздух в доме с минимальными затратами электрической энергии
Современные кондиционеры способны работать с режимом обогрева при температуре воздуха выше — 5 градусов Цельсия. Если значения опускаются еще ниже, это приводит к таким сценариям:
- Появляется вероятность обледенения конденсатора или системы дренажа.
- Показатели мощности устройства сильно опускаются.
Специалисты не советуют обогревать помещение при сильном морозе, т. к. несоблюдение такого правила может привести к выходу из строя климатической системы. Но отдельные сплит-системы поддерживают отопительные функции даже при 10 и 15-градусном морозе. Нижний показатель определяется типом рабочего вещества.
Если температура опускается до критически низких показателей, можно использовать инверторную установку. Кроме эффективного отопления эти устройства оснащены регулировкой интенсивности обогрева, что позволяет подстраиваться под текущие наружные температуры. Но стоят модели инверторного типа гораздо дороже, чем все остальные.
Рекомендуем ознакомиться: Оконный кондиционер
Недостатки и минусы зимнего обогрева
Теперь поговорим о недостатках. Не думайте, что выбрав машинку с максимальным COP, вы получите идеальную систему отопления, которая в одни ворота выигрывает у всех остальных.
Существенным недостатком всех кондеев является их шумная работа. От шума никуда не деться и не избавиться.
Особенно это раздражает в спальне. Благо в современных инверторах удалось добиться снижения уровня шума до 20-30 дб. Это примерно, как шелест листьев при небольшом ветре.
Кроме шума не забывайте про вибрацию внешнего блока. Если уж решили делать зимнее воздушное отопление, то забудьте про крепеж внешнего блока на стене.
Размещайте его только снизу на отдельной стойке с защитным кожухом от снега.
Летом при работе на холод кожух снимают, иначе блок “задохнется”.
Многие внешний блок размещают в подвале дома. В итоге получают более высокий COP, бесплатный холодильник, отсутствие влияния атмосферных осадков. Однако остается вопрос с перепадами температуры и как они будут влиять на фундамент.
Кроме того, не забывайте про количество жидкости при оттайке. За весь зимний сезон у вас в подвале запросто может образоваться небольшое болото.
Кондиционеры на тепло невыгодно использовать в домах с большой площадью и большим количеством изолированных друг от друга комнат. Забудьте про закрытые двери с таким отоплением.
Для обогрева двухэтажных коттеджей, скорее всего понадобятся мощные полупромышленные установки, которые стоят несколько тысяч долларов. На каждый этаж придется монтировать отдельные блоки.
В домиках до 120м2, можно обойтись двумя блоками, мощностью 9000-12000BTU. В общем при открытой планировке на каждые 40-50м2 рассчитывайте как минимум на один внутренний блок.
При этом максимально комфортного прогрева воздуха вы все равно не ощутите. Хотя градусник висящий на уровне глаз и будет показывать +23С, однако неприятный холодок в ногах, особенно в дальних комнатах, будет вас преследовать всегда.
А для маленьких детей это весьма критично.
Теплые полы в этом отношении здорово обходят кондиционеры. Так что, если у вас молодая семья, то скорее всего переходить на отопление кондиционером не стоит. Если же у вас дети взрослые или вы живете в одиночестве, то смело можете экспериментировать.
Еще из недостатков – при отсутствии запасного варианта обогрева, внезапный выход из строя внешнего или внутреннего блока приведет к выстуживанию всего дома.
Конечно, можно на какое-то время кондиционеры заменить на конвекторы, а что делать если в морозы аварийно отключили электричество?
Покупать мощный генератор и переходить на резервный источник?
Но это опять лишние затраты, не нужные хлопоты и потеря времени. Поэтому заранее продумайте такие моменты и имейте хоть какую-то временную альтернативу.
Тем не менее, такой вид отопления становится все более популярным. Вообще основные жалобы на убыточность и невыгодность отопления кондиционерами поступают от двух категорий людей:
кто занимается продажей, наладкой и монтажом традиционных систем отопления (газовые, твердотопливные, электрические котлы)
те, кто приобрел себе дешевый китайский бренд
Недорогие модели и потребляют в два-три раза больше “японцев” при одинаковой тепловой мощности. И греют нормально только при наружке до -5С (японцы до -30С).
Плюс шумят как паровозы, а в конце концов выходят из строя всего через пару-тройку лет.
У дорогих брендов наработка на отказ доходит до 25 лет. Соответственно у “японца” средне зимний COP 3-4, а у “китайца” еле дотягивает до 1,5.
Подводя итог можно смело сказать — обогрев кондиционерами при грамотном подходе имеет право на жизнь и способен окупить себя всего за несколько зим.
Даже если по истечении этого времени один из блоков выйдет из строя, его замена все равно будет дешевле, чем подключение, монтаж, содержание и эксплуатация большинства традиционных систем отопления.