Особенности использования кондиционера зимой и летом

Обогрев сплит системой в холодный период

Включать оборудование на обогрев нужно после очистки фильтров. Используют обычные моющие средства для съемного фильтра и специальные растворы для фильтра тонкой очистки, если он имеется. Пылесосом убирают пыль из внутреннего блока и включают на пару часов в режим вентиляции, чтобы удалить влагу.

Проверяют устройство при температурах, которые указаны в инструкции по эксплуатации. Делают это при уже установленном зимнем комплекте. Если куплена дорогая модель, которая может работать при очень низких температурах, необходимо уточнить, нужен зимний комплект, или он уже встроен во внешний блок.

При покупке сплит ситемы зимой монтаж производят, когда температура на улице позволит включить оборудование. Не стоит рассчитывать, что кондиционер будет продуктивно работать, нагревая помещение до 30 градусов. Все, чего можно ожидать – это 18 – 23 градуса при наличии мощного компрессора.

Монтаж и подключение зимнего комплекта

устройство замедления вращения вентилятора

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о монтаже и подключении зимнего комплекта на кондиционер, следует отметить, что изначально он предусмотрен для on/off моделей. В инверторных системах надобность в плате управления отпадает, так как вариативность изменения скорости вентилятора уже заложена в модуле управления внешним блоком. В них требуется лишь обогрев дренажа и картера компрессора, то есть установка предполагается в усеченном варианте. Любые монтажные и пуско-наладочные работы начинают с изучения принципиальной схемы подключения зимнего комплекта на кондиционер, которую можно найти в нескольких местах. У большинства устройств она нанесена на плату вариатора или размещена в инструкции установки зимнего пакета, которая прилагается в комплекте к самому устройству.

Особенности

Принципиальная схема не может быть единой для всех, поэтому в каждом отдельном случае используют вариант, рекомендуемый для конкретной модели.

Почему так? Здесь есть много нюансов. Дело в том, что сплит-системы, работающие только на холод не имеют четырехходового клапана, поэтому процесс упрощается. В приборах, работающих в режиме теплового насоса, этот элемент присутствует, что несколько усложняет монтаж и подключение комплекта на кондиционер. В зависимости от количества скоростных режимов вентилятора установка может происходить либо в разрыв фазы, либо в разрыв нейтрали. У некоторых вентиляторов минимальный скоростной режим соответствует минимально возможным оборотам, поэтому установка регулятора вращения вентилятора может быть нецелесообразной.

Обогрев картера компрессора и регулятор вращения

температурный датчик

Итак, установка зимнего комплекта на кондиционер начинается с разбора корпуса наружного блока. Сначала модуль демонтируют, потом снимают с сервисных портов защитные и верхнюю крышки и убирают лицевую панель.

В первую очередь крепят обогрев картера компрессора. Его надевают на нижнюю часть картера, чтобы подогрев масла шел более эффективно. Необходимо обеспечить наличие постоянного напряжения. Это исключит возможность холодного запуска и вспенивания масла. После производят подключение регулятора вращения в разрыв цепи вентилятора. У старт-стопных моделей обычно для этого требуется индивидуальное питание. Оно берется с отдельно проложенного провода.

подключение регулятора

У замедлителя вращения вентилятора есть температурный датчик. Его устанавливают на калач конденсатора, расположенный посредине 1/3 верхней части теплообменника по ходу движения фреона. Здесь происходит их оптимальный контакт, обеспечивающий точное определение температуры конденсации. Сам вариатор устанавливают и запитывают, ориентируясь на принципиальную схему подключения низкотемпературного комплекта на кондиционер, при этом его провода лучше скрепить хомутами из пластика – так будет меньше идти нагрузка на клеммы.

После подключения питания собирают внешний блок, обеспечивая надежное закрепление всех элементов на свои прежние места. Хомутами соединяют провода в один узел, стараясь закрепить их так, чтобы они не соприкасались с корпусом прибора и связуюими магистралями двух блоков. Обязательно проверяют работоспособность регулятора, сначала запустив кондиционер в режиме охлаждения, а потом в режиме обогрева. Показания снимают манометром или термометром.

Обогрев дренажа

Затем устанавливают обогрев дренажа, закрепив его пластиковыми хомутами к дренажному шлангу, и запитывают его. Как правило, если у внешнего блока кондиционера нет питающей клеммы, то вместе с межблочным кабелем прокладывают дополнительный питающий кабель. При наличии питающей клеммы обогрев дренажа, так же, как и обогрев картера компрессора, запитывают с него.

В конце статьи будет дана примерная схема подключения зимнего комплекта, которая подходит для on/off моделей. Для инверторных сплит-систем сначала проводится диагностика оборудования и только потом осуществляется монтаж по подходящей схеме. Некоторые производители выпускают кондиционеры, совмещаемые с зимними комплектами только этой же марки.

После того, как все этапы монтажа окончены, можно запускать кондиционер в эксплуатацию, но для надежной работы в зимнее время обязательно предусматривают еще внешнюю защиту наружного блока. В частном доме его можно поставить в подбалконное пространство, а в условиях многоквартирного дома прибор прячут под специальный навес, перекрывающий прямой доступ осадкам.

Общая информация

В продаже доступны самые различные виды кондиционеров, которые отличаются рабочими свойствами и принципом работы. Однако многие из них используются только в теплый период, а с приходом зимы их отключают.

Это объясняется вероятностью возникновения конденсата внутри оборудования из-за воздействия температуры и влажности. Современные модели кондиционеров оборудованы мощной дренажной системой, которая удаляет остатки влаги с помощью специальной трубы, выведенной на улицу. Если температурные отметки опускаются ниже нуля, трубка может сильно замерзнуть, из-за чего в ней сформируется ледяная пробка. В дальнейшем вывод конденсата наружу окажется невозможным, что приведет к одному из двух сценариев:

  1. Остатки влаги попадут в комнату, вызвав появление грибков, плесени и сырости.
  2. Конденсат выведет систему из строя.

Воздействие холода опасно не только для внутренних элементов кондиционера, но и для наружных. Под угрозой повреждения оказывается компрессор, который сжимает рабочее вещество, обеспечивающее нормальную функциональность прибора, и отвечает за его циркуляцию по всему контуру. Для сбалансированной работы оборудования нужно применять специальный масляный состав, но под воздействием отрицательных температур он становится очень густым, а детали системы начинают изнашиваться.

Но существует уникальная разновидность прибора, которая подходит для работы в холодных условиях. Это мобильный моноблочный кондиционер, представляющий собой передвижную установку с небольшими габаритами и хорошими показателями КПД. Его можно перевозить в любую комнату или брать на дачу, не выполняя сложный монтаж. Ключевые узлы устройства находятся внутри помещения, за исключением воздуховода для отвода теплых или холодных воздушных масс. Для предотвращения риска замерзания конденсата в период сильных морозов трубу соединяют с вентиляционной шахтой.

Мощность электропотребления сплит-системы

Мощность потребления – характеристика, которую не редко путают с предыдущими показателями даже специалисты в данной сфере. Путают, скорее всего, потому что она тоже выражается в кВт и к тому же еще может иметь несколько показателей (максимальную, минимальную, номинальную мощность потребления). Данная характеристика показывает, какое количество электроэнергии потребляет кондиционер для осуществления своей функции (охлаждения или обогрева).

Энергоэффективность – показатель, который зависит от вышеперечисленных характеристик, и отражает эффективность (КПД) работы сплит-системы с энергетической точки зрения. Он выражается коэффициентом, который определяется, как отношение производимой мощности (охлаждения или обогрева) к потребленной мощности (при охлаждении или при обогреве).

Допустим, мы знаем, что кондиционер холодопроизводительностью 2,2 кВт потребляет при охлаждении помещения 0,6 кВт электроэнергии. Коэффициент энергоэффективности его работы на охлаждение будет равен 3,67.

В современных стандартах принято распределять энергоэффективность электрических приборов на классы. Каждый класс соответствует определённым значениям данного показателя. На нашем примере коэффициент 3,67 соответствует европейскому классу «А» (т.е. к наиболее экономичным приборам).

Следующей важной характеристикой кондиционера является величина звукового давления (или шумность) внутреннего и внешнего блоков. Выражается данная характеристика в дБ

Чем выше значение, тем шумнее работает устройство, следовательно, менее комфортно пользователю (и соседям).

Звуковое давление внутренних блоков имеет разное значение при различной скорости вала. Например, для «семерок» при низкой скорости в современных кондиционерах эта цифра находится где-то в пределах 24-32 дБ. У некоторых сплит-систем эта цифра достигает 19 дБ. На высокой скорости вращения вала уровень шума большинства внутренних блоков около 36-42 дБ.

Для кондиционеров «on/off» уровень шума внешнего блока находится примерно в пределах 45-55 дБ (для «семерок»). В рабочем режиме у таких устройств звуковое давление находится на одном значении.

Производительность любого инверторного кондиционера меняется в процессе его работы, поэтому уровень шума внешнего блока тоже изменяется. Для таких приборов обычно указывают только наибольшее значение этого показателя – около 50 дБ.

Еще одной характеристикой, на которую рекомендуется обратить внимание пользователю, является допустимая рабочая температура наружного воздуха. Она показывает, при какой температуре наружного воздуха допустима безопасная (с технической точки зрения) эксплуатация кондиционера

Важно соблюдать рекомендуемые производителем рабочие температуры для обеспечения высокой надежности и долговечности устройства

Недостатки и минусы зимнего обогрева

Теперь поговорим о недостатках. Не думайте, что выбрав машинку с максимальным COP, вы получите идеальную систему отопления, которая в одни ворота выигрывает у всех остальных.

Существенным недостатком всех кондеев является их шумная работа. От шума никуда не деться и не избавиться.

Особенно это раздражает в спальне. Благо в современных инверторах удалось добиться снижения уровня шума до 20-30 дб. Это примерно, как шелест листьев при небольшом ветре.

Кроме шума не забывайте про вибрацию внешнего блока. Если уж решили делать зимнее воздушное отопление, то забудьте про крепеж внешнего блока на стене.

Размещайте его только снизу на отдельной стойке с защитным кожухом от снега.

Летом при работе на холод кожух снимают, иначе блок “задохнется”.

Многие внешний блок размещают в подвале дома. В итоге получают более высокий COP, бесплатный холодильник, отсутствие влияния атмосферных осадков. Однако остается вопрос с перепадами температуры и как они будут влиять на фундамент.

Кроме того, не забывайте про количество жидкости при оттайке. За весь зимний сезон у вас в подвале запросто может образоваться небольшое болото.

Кондиционеры на тепло невыгодно использовать в домах с большой площадью и большим количеством изолированных друг от друга комнат. Забудьте про закрытые двери с таким отоплением.

Для обогрева двухэтажных коттеджей, скорее всего понадобятся мощные полупромышленные установки, которые стоят несколько тысяч долларов. На каждый этаж придется монтировать отдельные блоки.

В домиках до 120м2, можно обойтись двумя блоками, мощностью 9000-12000BTU. В общем при открытой планировке на каждые 40-50м2 рассчитывайте как минимум на один внутренний блок.

При этом максимально комфортного прогрева воздуха вы все равно не ощутите. Хотя градусник висящий на уровне глаз и будет показывать +23С, однако неприятный холодок в ногах, особенно в дальних комнатах, будет вас преследовать всегда.

А для маленьких детей это весьма критично.

Теплые полы в этом отношении здорово обходят кондиционеры. Так что, если у вас молодая семья, то скорее всего переходить на отопление кондиционером не стоит. Если же у вас дети взрослые или вы живете в одиночестве, то смело можете экспериментировать.

Еще из недостатков – при отсутствии запасного варианта обогрева, внезапный выход из строя внешнего или внутреннего блока приведет к выстуживанию всего дома.

Конечно, можно на какое-то время кондиционеры заменить на конвекторы, а что делать если в морозы аварийно отключили электричество?

Покупать мощный генератор и переходить на резервный источник?

Но это опять лишние затраты, не нужные хлопоты и потеря времени. Поэтому заранее продумайте такие моменты и имейте хоть какую-то временную альтернативу.

Тем не менее, такой вид отопления становится все более популярным. Вообще основные жалобы на убыточность и невыгодность отопления кондиционерами поступают от двух категорий людей:

кто занимается продажей, наладкой и монтажом традиционных систем отопления (газовые, твердотопливные, электрические котлы)

те, кто приобрел себе дешевый китайский бренд

Недорогие модели и потребляют в два-три раза больше “японцев” при одинаковой тепловой мощности. И греют нормально только при наружке до -5С (японцы до -30С).

Плюс шумят как паровозы, а в конце концов выходят из строя всего через пару-тройку лет.

У дорогих брендов наработка на отказ доходит до 25 лет. Соответственно у “японца” средне зимний COP 3-4, а у “китайца” еле дотягивает до 1,5.

Подводя итог можно смело сказать — обогрев кондиционерами при грамотном подходе имеет право на жизнь и способен окупить себя всего за несколько зим.

Даже если по истечении этого времени один из блоков выйдет из строя, его замена все равно будет дешевле, чем подключение, монтаж, содержание и эксплуатация большинства традиционных систем отопления.

https://youtube.com/watch?v=KT-00pkvB8Q%3F

принцип работы, особенности и технические характеристики

На чем основывается принцип работы кондиционеров зимой и летом? Что нужно знать пользователям о правильной эксплуатации и покупке климатической техники?

Принцип работы кондиционера зима-лето

При охлаждении и обогреве воздуха кондиционер использует одинаковую схему. Она основывается на теплообмене между жидкостью и окружающей средой при переходе первой из одного физического состояния в другое.

Основным «рабочим» органом в этом процессе является радиатор или теплообменник. Их два, один нужен для выкипания хладагента с поглощением тепла, другой для конденсации с отдачей тепла. В соответствии с функциями теплообменники называются конденсатором и испарителем. И только перемена функциями друг с другом определяет охлаждает или обогревает кондиционер.

Летом кондиционер работает в режиме охлаждения: наружный модуль функционирует в качестве конденсатора, а внутренний в качестве испарителя.

Зимой же все наоборот. Причем следует запомнить: никаких специальных обогревательных элементов в кондиционере зима и лето нет.

Внимательно изучив технические данные, замечаем, что при работе кондиционера летом, затрачивается немного меньше электроэнергии, чем во время обогрева. Происходит так потому, что при обогреве увеличивается давление хладагента, повышается нагрузка на компрессор, который берет больше электричества.

Особенности работы кондиционера зима-лето

Сложности с оборудованием начинаются ранней осенью или холодным летом. Кондиционер нужно переключить на обогрев. Кнопка на пульте ДУ нажимается, светодиоды срабатывают, но вентилятор стоит. У большинства пользователей начинается паника.

Запускается режим «горячего пуска». Нужны эти минуты для того, чтобы теплообменник внутреннего модуля нагрелся.

Цена кондиционера зима-лето

Поэтому и спрос на такие модели значительно выше, несмотря на стоимость. Цена кондиционера зима-лето не менее чем на 150 у.е. выше, чем аналогичного по мощности «чисто летнего» аппарата. Возможность изменения функций блоков осуществляется электроникой и некоторым количеством механических запчастей. Они стоят денег и чем выше класс кондиционеров, тем больше разница между охлаждающими и двухрежимными моделями.

До скольких градусов можно включать кондиционер

Обычно кондиционер работает в режиме обогрева при превышении температуры воздуха больше -5 градусов. Если есть более низкие температуры, то использовать обогревательную систему нельзя из-за процесса понижения мощности работы системы, поломки дренажа и риска конденсаторного обледенения и последующего ремонта инвертора.

В целом, можно указать, что включать зимой кондиционер нужно с осторожностью, чтобы обогреваться, следуя инструкции по эксплуатации. Лучше не использовать систему в случае показа термометром критической отметки, которая заявлена производителем

Вам будет интересно:  Почему же кондиционер или сплит-система могут не обогревать

Основная функция

Главная изначальная функция бытового климатического оборудования – охлаждение внутреннего пространства квартиры, комнаты. Именно поэтому приобретение кондиционеров стало массовым явлением перед началом летнего сезона. Как происходит процесс охлаждения воздуха?

Сплит-система оборудована охлаждающим контуром из медных труб. Внутри циркулирует фреон. Особенности таковы, что при испарении он способен охлаждать воздух. Внутренний блок климат-устройства располагает теплообменником, через который фреон, испаряясь, отдает холод. Рядом расположенный вентилятор подает комнатный воздух к испарителю, прогоняет сквозь него, выдавая охлажденный поток.

Далее нагретый фреон перемещается к внешнему блоку, внутри которого преобразуется, избавляется от накопленного тепла и, готовый охлаждаться, снова возвращается к испарителю. Таким образом реализуется основная охлаждающая функция кондиционера.

4 Инструкция по установке

Перед тем как начинать подключение, нужно внимательно изучить инструкцию зимнего комплекта для кондиционера. Стоит помнить, что для разных моделей установка будет различаться:

  • Для традиционных приборов, работающих по схеме «включён/выключен» (после включения кондиционер стремится достичь заданной температуры, затем отключается, а потом автоматически включается, когда вновь стало жарче или холоднее, чем задано), потребуется полный комплект.
  • Более современные сплит-системы инверторного типа работают несколько иначе: они включены постоянно и лишь снижают скорость вращения вентилятора за счёт понижения подаваемой на него мощности. Температура при этом регулируется более плавно. В таком аппарате уже заложена возможность перемены скорости вентилятора, поэтому дополнительно устанавливать этот элемент не нужно — достаточно ограничиться двумя другими.

Установка зимнего комплекта на кондиционер может иметь свои особенности. Например, в сплит-системах, способных только охлаждать и лишённых функции нагрева, нет 4-ходового клапана, который несколько осложняет монтаж. Он обычно присутствует в кондиционерах, нагревающих помещение, и в этом случае придётся применить больше усилий. Кроме того, в зависимости от количества скоростных режимов у кондиционера устанавливать комплект можно во время разрыва фазы или разрыва нейтрали.

Назначение кондиционеров с функционалом зима-лето

Если первоначально кондиционеры работали только в одном температурном режиме и отлично справлялись с задачей охлаждения воздуха, то с усовершенствованием технологий такое оборудование получило более широкие функциональные возможности.

Кондиционеры стали эффективным климатическим аппаратом круглогодичного цикла. Помимо охлаждения, устройство могло быстро и качественно повысить температуру до определённого уровня. Такие возможности получили простое обозначение – «зима-лето» или «тепло-холод».

Для чего применяются современные системы круглогодичного применения?

  1. Возможность полноценной работы на повышение и понижение температурного режима в помещении, независимо от температуры на открытом воздухе.
  2. Очистка воздуха от пыли и различных загрязнений.
  3. Поддержание оптимального влажностного режима.

Среди недостатков таких функциональных систем можно назвать только один явный – более высокая стоимость по сравнению с простыми моделями, ориентированными либо на нагрев, либо на охлаждение. Но высокая стоимость обуславливается не только температурным функционалом, обычно такая разница компенсируется более широкими возможностями по очистке воздуха, надёжности работы и долговечности.

Основные элементы и узлы

Работа климат-контроля подчиняется ряду особенностей. Его правильная функция в автомобиле как летом, так и зимой обеспечивается благодаря присутствию определенных компонентов.

Ключевые узлы рассматриваемой в данном случае установки объединяют указанные ниже:

  1. Воздушный кондиционер. Благодаря этому механизму удается поддерживать на нормальном уровне температуру и влажность.
  2. Печь. С помощью данного механизма можно осуществлять забор охлаждающей жидкости мотора, которая перед этим пргрелась до определенного уровня.
  3. Комплекс заборников вместе с системой воздуховодов. Они отвечают за правильное рассредоточение воздуха и направляют эти потоки в ту или иную область салона.
  4. Вентилятор. Способствует смешению воздушных потоков внутри салона.
  5. Термодатчики. Используются для замера температуры воздуха в тех или иных областях салона.
  6. Электроклапаны печи. Приостанавливают действие теплообменника, когда в обогреве нет необходимости.
  7. Шторки воздухозаборников. Чтобы запустить их в работу, используют электрические сервоприводы.
  8. Датчик уровня влаги. Он присутствует в обновленных моделях, в старых не использовался.
  9. Программер-контроллер. Собирает данные со всех имеющихся датчиков и проводит их анализ, направляет те или иные команды исполнительным приборам и агрегатам.

Основные проблемы

Если случайно или специально включать обычный кондиционер при сильном морозе, это может привести к большим проблемам. Сложности поломок зависят от режима использования, от того, какая температура была на улице в момент включения. Если включить устройство для отопления квартиры тогда, когда на улице -5 °С , то наружный блок начнет покрываться льдом, поскольку он будет выделять конденсат. Ухудшится теплообмен, уменьшится производительность тепла. Хладагент может попасть в компрессор и сломать устройство.

Упадет производительность компрессора, что приведет к серьезной поломке.

Мобильный кондиционер в качестве зимнего обогревателя

Мобильный кондиционер совместил в одном корпусе все внутренние рабочие элементы холодильной машины. При работе на холод забор воздуха идет из комнаты, внутри происходит его деление на две части: охлажденный поток идет обратно, а теплый выводится через отводящий гофрорукав наружу.

Для подогрева воздуха в большинство моноблоков устанавливают ТЭН – встроенный электрический обогреватель. Компрессор работает наоборот: в трубу выходит холодный воздух, а в комнату горячий. При этом потребление электроэнергии значительно увеличивается. Соответственно, эффективность работы падает, а обогрев мобильным кондиционером становится затратным.

В то же время есть три существенных плюса:

  • с помощью данной конструкции можно обслуживать площади до 60 м²;
  • отопление кондиционером зимой возможно при любых температурах снаружи, так как внешнего блока нет вообще;
  • в мобильном блоке может быть установлен керамический ТЭН для подогрева воздуха.

В моноблок с режимом обогрева ставят точный термостат, который при достижении прибором заданной температуры отключит компрессор.

Производителей, выпускающих качественные моноблоки с функцией обогрева, не много. Самые известные среди них:

Особенности эксплуатации в зимний период

Описанный выше алгоритм работы климат-контроля носит довольно общий характер. Каждый производитель разрабатывает климатическую систему под конкретную модель или серию. Программное обеспечение контроллера также может несколько отличаться. Последние версии электронного климат-контроля позволяют владельцу машины производить самостоятельное программирование некоторых функций установки. Работа климат контроля в автомобиле зимой иногда требует вмешательства и перехода на ручное управление:

Машина находилась на открытой стоянке и ее стекла покрылись льдом. Для начала движения необходимо быстро освободить обзорные пространства ото льда. Не все прошивки климатических установок предусматривают автоматический предварительный прогрев стекол. Может быть такая ситуация, когда программа предусматривает такую функцию, но заданного времени обогрева оказалось недостаточно. В таком случае приходится выходить из автоматического режима и вручную включать обдув стекол. Скорость вращения вентилятора тоже придется выбирать вам. После того как обледенение будет ликвидировано, можно вернуться к автоматическим настройкам.

Блок климат-контроля

  • Часто незадачливые водители рассчитывают на то, что в салоне авто тепло, и пренебрегают надежной зимней обувью. Некстати выпавший снег заставляет некоторое время потоптаться вокруг машины. После освобождения автомобиля из снежного сугроба водитель получает в качестве бонуса мокрые ноги. В такой ситуации самое правильное решение – перейти на ручное управление и направить поток горячего воздуха в ноги.
  • В затяжных зимних пробках, обусловленных гололедом и снегом, можно провести довольно много времени. Для того чтобы избежать попадания выхлопных газов от скопившегося вокруг транспорта в салон автомобиля, воспользуйтесь режимом «Рециркуляция». Только очень продвинутые климатические установки оснащены автоматическим анализатором уровня СО в заборнике внешнего воздуха.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий