Понимание того, как спустить воздух с системы отопления, поможет не остаться зимой без тепла

Как правильно спустить воздух из батареи

В гравитационной системе частного дома, все пузырьки сами выходят через расширительный бак, расположенный в самой верхней точке.

В городских квартирах на каждом радиаторе устанавливается воздухоотводчик:

  1. Ручной (кран Маевского).
  2. Автоматический клапан.

В зависимости от того, что установлено, будет меняться технология работы.

Алюминиевой, биметаллической или чугунной

Алюминий – не самый подходящий для отопления материал. Он активно вступает в химические реакции и выделяет водород. Но благодаря своей скромной цене и хорошей теплопроводности, он часто применяется. Для борьбы с недостатками алюминия, его покрывают изнутри слоем специальной плёнки. Но со временем она перестаёт действовать, и водород начинает неизбежно выделяться.

Биметаллические радиаторы – ещё одно изобретение, улучшающее качество отопительных приборов. Там, где происходит контакт с теплоносителем, здесь использован другой металл. А оребрение выполнено из алюминия.

Если на батарее установлен термостат, его нужно просто периодически открывать и дожидаться пока выйдет воздух. Процесс стравливания воздуха из биметаллических батарей не отличается от работ с алюминиевым радиатором.

Кран Маевского

Это небольшой удобный воздухоотводчик, размещенный в боковой части батареи.

Если на алюминиевом, биметаллическом или чугунном радиаторе стоит кран Маевского, нужно подготовить отвёртку или пассатижи, а также ёмкость для воды.

При помощи отвёртки откручивается кран. Если пробка действительно была, начнёт выходить воздух и можно будет услышать характерное шипение.

Под кран предварительно нужно подставить ёмкость для воды – дело в том, что немного погодя воздух начнёт выходить вместе с каплями воды, но закрывать кран Маевского ещё рано. Полностью спущенным, воздух считается тогда, когда из отверстия польётся стабильная струйка воды.

Сколько времени займёт процедура, будет зависеть от того, какие объёмы газа скопились в системе. С одной батареи обычно воздух выходит в течение 5 – 7 минут. Чтобы обезвоздушить всю систему иногда требуется полчаса и больше.

При большом давлении, жидкость может брызгать в разные стороны. Защитить ремонт и мебель поможет простая тряпочка, повешенная на радиатор так, чтобы по ней вода стекала в ведро.

Без крана Маевского

На старообразных чугунных батареях раньше устанавливалась обычная заглушка.

Её нужно было открутить (что само по себе порой сложно), предварительно, перекрыв доступ теплоносителя к радиатору.

Если у Вас именно такой случай, подойти к работе нужно будет основательно. Запаситесь тряпками, тазиком или ведром.

А для того, чтобы открутить пробку понадобится разводной ключ. Проблема в том, что такие заглушки закручивались на пакле с краской, да и бывают хорошо залиты во время окрашивания батарей. Растворить краску поможет немного керосина. Его нужно нанести на место стыка заглушки с радиатором и подождать 15-20 минут. Даже после этого может понадобиться приложить немалое усилие, чтобы сдвинуть пробку по резьбе.

Умельцы прошлых лет упрощали себе задачу, устанавливая на такие заглушки обычный кран. Вид они, конечно, портили, но стравливать воздух становилось легче.

После процедуры заглушка обматывается лентой ФУМ и вставляется на прежнее место.

Если не рассчитать усилия и вывернуть заглушку полностью, горячая вода хлынет потоком! Вот почему важно перекрывать стояк – если этого не сделать, вставить заглушку обратно практически не реально

Автоматический воздухоотводчик

Чтобы не обременять себя процедурами стравливания воздуха, можно установить автоматический клапан.

Они оснащены поплавком, который плотно закрывает отверстие сброса до тех пор, пока в системе есть вода.

Когда же просачивается газ, поплавок опускается и открывает отверстие – воздух выходит.

У этих устройств есть слабость – им желательно бы работать с очень чистой водой, которой не бывает в централизованных системах отопления. Поэтому автоматический механизм нужно ставить вместе с фильтрами. Но и это не гарантирует полной безопасности воздухоотводчика. Может понадобиться, периодически чистить его или заменять.

Если через несколько лет исправной работы, автоматический клапан начал «подкапывать», дело либо в уплотнительном кольце (нужно поменять прокладку или намотать на резьбу ленту ФУМ), либо игла механизма обросла солями (потребуется снять крышку и почистить иглу).

Отвод воздуха в системах старого образца

В советские времена отопительные системы разрабатывались без таких элементов, как сепараторы или воздухоотводчики. В прошлом не было даже элементарных кранов Маевского. Системы отопления, разработанные в “совке”, эксплуатируются по сей день. Воздух в отопительном контуре устаревшего образца удаляется достаточно варварскими способами:

1. Прокачивание системы. Для прокачивания системы на крайнем радиаторе должен быть предусмотрен обыкновенный кран. На горлышко одевается трубка, обратный конец которой должен быть спущен в слив (или в какую-то емкость, например, для хранения технической воды). Кран открывается параллельно с подачей новой воды в систему. Загазованный теплоноситель выходит, а на его место прибывает новая вода.

2. Полная перезаправка контура. Система отопления должна быть остановлена. Из контура спускается вся жидкость. Далее начинается заправка труб новой водой. Жидкость подается очень медленно, чтобы получилось полностью выпрессовать воздух из труб.

3. Самонарезной винт. Раньше этим способом не пользовались, так как не было доступа к подобным материалам. Сегодня же владельцы старых отопительных систем активно практикуют метод. Самонарезной винт применим к чугунным советским батареям. Если радиатор закупорился воздушной пробкой в самый неподходящий для этого момент, то в верхнюю часть радиатора вкручивается обмотанный в ФУМ-ленту винт с самонарезной резьбой.

В процессе вкручивания винтика воздушная пробка выходит. Если того требует ситуация, то в последующие месяцы допустимо повторно спускать воздух. Метиз нужно не до конца выкручивать (винтик затем нужно затягивать до упора). С приходом теплого сезона года в место вкручивания самонарезного винтика устанавливается традиционный кран Маевского.

Вывод

Предотвратив появление воздушной пробки отопительная система получит возможность работать с полной отдачей. Когда теплоносителю ничего не будет мешать свободно циркулировать по трубам, от котельного оборудования можно получить максимально высокий КПД. Таким образом у вас получится свести к минимуму нерациональный расход топлива.

Отдельного слова заслуживает спуск воздушных пробок в таких системах отопления, как теплый пол. До спрятанных под полом теплопроводных магистралей добраться нереально. По этой причине такому обогреву нужна как можно более качественная защита от воздушных пробок.

Как правило, системы теплого пола укомплектовываются высоконадежными отводчиками воздуха либо же воздушными сепараторами. Дело в том, что закупорка какого-либо канала чревата выходом из строя дорогостоящей регулирующей арматуры, которой оснащаются все отводы циркуляционного контура.

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив

Схема с нижним розливом — наиболее типичное для домов современной постройки решение. И обратный, и подающий трубопровод находятся в подвале. Подключенные к розливам стояки соединяются попарно (подача с обраткой) перемычкой на верхнем этаже или на чердаке.

Нижний розлив: подача и обратка отопления проложены по подвалу.

Решение 1: запуск элеватора на сброс

Удаление воздуха из системы отопления проводится работниками ЖКХ еще на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура.

Для этого он перепускается на сброс:

  1. Одна из домовых задвижек открывается, вторая остается закрытой;
  2. Перед закрытой задвижкой со стороны отопительного контура открывается соединенный с канализацией сбросник.

О выходе большей части воздуха свидетельствует равномерный, без воздушных пузырей, поток воды в сбросе.

Решение 2: воздушники

В верхней точке каждой пары стояков (в радиаторной пробке или на выведенной под потолок перемычке) в системах нижнего розлива всегда монтируется воздушник. Это не обязательно предназначенный специально для стравливания воздуха кран Маевского: его может успешно заменить шаровый кран, винтовой вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.

Воздушник вполне может выглядеть вот так.

Сброс воздуха из стояка выглядит так:

  1. Приоткройте кран (не более чем на один оборот). Вы должны услышать шипение выходящего воздуха;
  2. Подставьте под него любую широкую посуду. Таз или ведро избавят вас от необходимости вытирать лужу на полу;
  3. Дождитесь, пока воздух не сменится водой;
  4. Закройте кран. Стояк должен нагреться в течение 5-10 минут. Если этого не произошло, стравите воздух повторно: возможно, что начавшаяся было циркуляция выгнала в верхнюю точку участка контура новые пузыри воздуха.

Таинство стравливания воздуха.

Несколько важных моментов:

  • Никогда не выкручивайте винт в кране Маевского полностью. При давлении в 5-6 атмосфер и хлещущем из отверстия кипятке вкрутить ее обратно у вас нет ни малейших шансов. Последствием необдуманных действий станет затопление вашей квартиры и квартир под вами по стояку горячей и грязной водой;
  • Не выкручивайте сам воздушник под давлением. Даже на половину оборота: вы не знаете, в каком состоянии его резьба. Если спускной клапан на отопление неисправен, перед его ремонтом или заменой необходимо перекрыть оба парных стояка и убедиться в том, что вентиля на них держат воду;

Выкручивать воздушник можно только при сброшенных стояках.

Если вы живете на верхнем этаже, еще до начала отопительного сезона убедитесь, что вам есть чем открыть воздушник. Современные краны Маевского открываются своими руками или с помощью отвертки, а вот в домах старой постройки может понадобиться особый ключ;

Латунный воздушник образца 70-80 годов.

Решение 3: перепускание стояка на сброс

Основная проблема воздушников на нижнем розливе именно в том, что они расположены в квартире верхнего этажа. Что делать, если ее жильцов хронически нет дома?

Парные стояки можно попытаться перепустить из подвала.

Для этого:

  1. Обследуем стояки. После вентилей на них могут быть установлены сбросники или заглушки. В первом случае никаких трат не предстоит, во втором — нужно приобрести шаровый кран с резьбами «папа-мама» того же размера, что и у заглушек;

Идеально. Оба парных стояка укомплектованы сбросниками.

  1. Перекрываем вентиля на обоих стояках;
  2. Откручиваем заглушку на одном из них;
  1. Вкручиваем вместо заглушки шаровый кран, предварительно подмотав резьбу;
  2. Полностью открываем установленный сбросник;
  3. Открываем вентиль на втором стояке. После того, как напор воды выгонит весь воздух, закрываем сбросник и открываем второй стояк.

Тонкости есть и здесь:

Если все радиаторы расположены на подающем стояке, а обратный стояк холостой (без отопительных приборов) — ставьте сбросник именно на обратку. В этом случае весь воздух выйдет гарантированно. При наличии батарей на обоих парных стояках образовавшуюся воздушную пробку удается выгнать далеко не всегда;

Разводка с холостым стояком обратки.

  • Если вам не удалось перепустить стояки в одном направлении — переставьте сбросник на второй стояк и перегоните воду противоположную сторону;
  • Если на стояках установлены винтовые вентиля, избегайте тока воды через них в направлении, противоположном указанному стрелкой на корпусе. Попытка открыть вентиль с прижатым давлением к седлу клапаном чревата отрывом клапана от штока. Для устранения проблемы нередко приходится сбрасывать всю систему отопления дома.

Как спустить воздух из батарей в частном доме

В частных домах тоже может возникнуть ситуация, при которой в отопительной системе появится воздух

Важно скорее не то, как система отопления в частном доме завоздушена, а то, как избавляться от ненужного воздуха. Универсального решения этой проблемы нет – отопление частного дома обычно проектируется в индивидуальном порядке, поэтому собранная конструкция имеет массу собственных нюансов.

Впрочем, во всех типах отопительных систем имеются схожие особенности, которые нужно изучить перед тем, как спустить воздух из батареи:

  1. Если отопление имеет принудительную циркуляцию, то возле насоса всегда устанавливаются специальные воздухоотводящие элементы (как правило, они располагаются или перед насосом, или непосредственно в котле). Воздух в системе при наличии таких элементов чаще всего оказывается из-за их засорения.
  2. Клапаны для отвода воздуха могут устанавливаться и непосредственно на батареи, но только в том случае, если они располагаются выше точки розлива. Если же розлив находится где-то на верхнем уровне, то воздушный клапан нужно искать в самой верхней его точке.
  3. На всех вертикальных изгибах розлива имеются собственные воздушники. При их отсутствии для стравливания воздуха придется воспользоваться одним из описанных выше способов.

Заполнение отопительного контура теплоносителем

Чтобы отопительная система работала правильно, ее следует промывать, а затем заново заполнять водой. Нередко именно на этом этапе в контур просачивается воздух. Это происходит из-за неправильных действий во время заполнения контура. В частности, воздух может быть захвачен слишком стремительным потоком воды, как упоминалось ранее.

Схема расширительного бака открытого отопительного контура позволяет составить представление о порядке заполнения такой системы теплоносителем после промывки

Кроме того, правильное заполнение контура способствует также более быстрому удалению той части воздушных масс, которые растворены в теплоносителе. Для начала имеет смысл рассмотреть пример заполнения открытой отопительной системы, в самой верхней точке которой расположен расширительный бак.

Заполнять теплоносителем такой контур следует, начиная с самой нижней его части. Для этих целей внизу в систему вмонтирован запорный кран, через который осуществляется подача водопроводной воды в систему.

В правильно устроенном расширительном баке имеется специальный патрубок, который защищает его от перелива.

На этот патрубок следует надеть шланг такой длины, чтобы его второй конец был выведен на участок и находился вне дома. Перед началом заполнения системы следует позаботиться об отопительном котле. Его на это время рекомендуется отключить от системы, чтобы не сработали защитные модули этого агрегата.

После того, как эти подготовительные мероприятия выполнены, можно начинать заполнение контура. Кран в нижней части контура, через который поступает водопроводная вода, открывают таким образом, чтобы вода заполняла трубы очень медленно.

Рекомендуемая скорость потока при заполнении должна быть примерно в три раза меньше, чем максимально возможная. Это значит, что кран следует отвернуть не полностью, а только на одну треть просвета трубы

Медленное заполнение продолжают до тех пор, пока вода не потечет через шланг перелива, выведенный наружу. После этого водопроводный кран следует закрыть. Теперь следует пройти по всей системе и на каждом радиаторе открыть кран Маевского, чтобы спустить воздух.

Затем можно снова подключить к отопительной системе котел. Эти краны также рекомендуется открывать очень медленно. В ходе заполнения котла теплоносителем можно услышать шипение, которое издает защитный клапан сброса воздуха.

Это нормальное явление. После этого в систему снова нужно долить воды все в таком же медленном темпе. Расширительный бак должен быть заполнен примерно на 60-70%.

После этого необходимо выполнить проверку работы отопительной системы. Котел включают и прогревают отопительную систему. Затем радиаторы и трубы исследуют, чтобы выявить места, где нагрев отсутствует или является недостаточным.

Недостаточный прогрев свидетельствует о наличии воздуха в батареях отопления, нужно снова провести его стравливание через краны Маевского. Если процедура заполнения отопительного контура теплоносителем прошла успешно, не стоит расслабляться.

Еще как минимум неделю работу системы следует внимательно контролировать, следить за уровнем воды в расширительном баке, а также проверять состояние труб и радиаторов. Это позволит оперативно устранить возникшие проблемы.

Подобным же образом осуществляют заполнение теплоносителем систем закрытого типа. Воду в систему тоже следует подавать с небольшой скоростью через специальный кран.

Выполнить заполнение отопительной системы закрытого типа рабочей жидкостью (теплоносителем) можно своими силами

Важно для этого вооружиться манометром. Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением

Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар

Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением. Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского. При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар.

Выполнять обе эти операции в одиночку затруднительно. Поэтому рекомендуется заполнение закрытого контура выполнять вместе с помощником. Пока один спускает воздух из радиаторов, его напарник контролирует уровень давления в системе и сразу же корректирует его. Совместная работа повысит качество выполнения этого типа работ и сократит их сроки.

Клапан автоматического сброса воздуха из системы отопления

В отопительной системе с жидкостным теплоносителем используется целый ряд специализированных элементов, обеспечивающих надежность и эффективность ее эксплуатации. К их числу относится воздушный клапан (сепаратор) для отопления. Устройство для сброса воздуха из системы отопления дает возможность удалять газы, скопившиеся в трубопроводе и радиаторах.

Когда в трубопроводе образуется воздушная пробка, она стремится к самой высокой точке радиатора или отопительного контура в целом. Если в этом месте установлен автоматический клапан для выпуска воздуха, теплоноситель из его внутренней камеры вытесняется газами.

При вытеснении жидкости поплавок опускается вниз и открывает клапан, в результате чего стравливаются газы из трубопровода отопления, и камера вновь заполняется теплоносителем.

Клапан для автоматического сброса воздуха из системы отопления со временем заиливается, зарастает накипью. Это приводит к заеданию механизма, потере герметичности клапана – через него начинает просачиваться влага. Такое устройство требует замены — автоматические воздушники не подлежат ремонту.

Количество автоматических воздухоотводчиков зависит от особенностей отопительной системы.

  • Устройство требуется для установки:
  • в составе группы безопасности котельного агрегата на выходном патрубке водяной рубашки, где теплоноситель нагрет до максимальной температуры;
  • на самой высокой точке вертикальных стояков — именно туда поднимаются и скапливаются газообразные вещества;
  • на распределительные коллекторы теплых полов, чтобы можно было стравливать воздух из контуров;
  • на П-образные петли из полимерных труб, которые обустраиваются для компенсации теплового расширения трубопровода.

Принципы выбора

Воздушные клапаны для системы отопления могут входить в состав группы безопасности или комплект коллектора для теплого пола, поставляться вместе с приборами отопления.

Автовоздушник подбирается с учетом его рабочих параметров (максимально допустимая температура и давление), они должны соответствовать характеристикам отопительной системы. По исполнению подразделяются на прямые и угловые устройства, горизонтальные и вертикальные.

  1. Краны Маевского различаются способом откручивания рабочего винта:
  2. с головкой штока под специальный ключ (неудобство состоит в том, что ключа в нужный момент может не оказаться под рукой);
  3. с несъемной рукояткой (нельзя использовать в местах, доступных детям младшего возраста, чтобы исключить опасность ожога нагретым теплоносителем;
  4. со шлицем под плоскую отвертку (самый удобный и безопасный вариант).

Чтобы оснастить отопительную систему надежным воздуховыпускным клапаном, рекомендуется выбирать продукцию известных марок. Следует избегать дешевых изделий из хрупкого силумина, имитирующего латунь.

Чем опасен воздух в отопительной системе

Растворенный в теплоносителе воздух постепенно выводит из строя стальные трубы и радиаторы, элементы котельного агрегата. Коррозионная активность воздуха, который был сначала растворен в воде, а затем выделился при нагреве, заметно превышает показатели атмосферного воздуха за счет повышенного содержания кислорода.

Скопившиеся в трубопроводе газы не только провоцируют или ускоряют коррозию металлических элементов, но и формируют воздушные пробки, которые мешают системе отопления полноценно функционировать: Из-за газовых пробок ухудшается циркуляция теплоносителя, в серьезных случаях движение жидкости по трубам может быть полностью блокировано. В такой ситуации приборы отопления быстро остывают. Воздушные пробки работают как теплоизолятор, и, если газы скопились в верхней части батареи, она хуже прогревается и отдает помещению меньше тепловой энергии. При наличии воздушных пробок движение теплоносителя по контуру отопления сопровождается громкими булькающими звуками и журчанием, что нарушает акустический комфорт в доме.

Циркуляционные насосы не рассчитаны на перекачку газов, при работе с завоздушенным теплоносителем подшипник и крыльчатка насосного агрегата изнашиваются значительно быстрее. Специальные воздухоотводные устройства позволяют решить проблемы, связанные с завоздушиванием системы отопления

Важно правильно подобрать клапаны для стравливания воздуха и грамотно определить места расположения этих элементов. https://youtube.com/watch?v=Q4LOLnuFOoc

https://youtube.com/watch?v=Q4LOLnuFOoc

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий