Самостоятельное строительство двухскатной крыши на гараж

Как сделать двухскатную крышу: пошаговая инструкция с фото

Работа включает несколько этапов:

  • подготовку;
  • установку стропильной системы;
  • укладку гидро-, тепло- и пароизоляции;
  • монтаж кровельного материала.

Пиломатериалы должны быть хорошо высушенными. Их хранят в штабелях под навесом или накрывают в непогоду пленкой, брезентом.

Подготовка

Если стены сложены из штучных материалов — блоков, кирпича, — рекомендуется устроить армированный пояс по периметру здания из железобетона. Это позволит собрать конструкцию воедино и выровнять поверхность под укладку мауэрлата.

На этом же этапе в свежий раствор замуровывают шпильки сечением 10 мм из оцинкованной стали. Начинать нужно от углов, шаг закладки — 60 см. Впоследствии на них будет насаживаться мауэрлат и закрепляться гайками.

Для исключения контакта древесины с бетоном устраивается гидроизоляция — поверхность армопояса промазывается горячим битумом и накрывается 2 слоями рубероида.

Укладка мауэрлата

В брусе просверливаются отверстия в тех местах, где из стен выступают шпильки. Мауэрлат укладывается на поверхность стены ближе к ее внутренней стороне, чтобы избежать сноса во время сильного ветра.

Брусья нужно выровнять по горизонтали. Можно вставить прокладки или стесать выступающие части.

Допускается укладывать мауэрлат не целиком на стену, а отдельными сегментами непосредственно под стропила. При кирпичных или бетонных стенах дополнительно используется крепление металлическими накладками, деревянными пробками и скобами, изогнутой арматурой.

По длине брус стыкуется косым или прямым замком. Угловые соединения запиливаются «в лапу» и крепятся к стене анкерами (шпильками).

Установка конькового бруса

В высших точках кровли укладывается прогон, который крепится к стойкам и лежню металлическими уголками и накладками. Шаг стоек 3-5 м.

Можно изменить последовательность и начать с установки стропил по торцам здания, но тогда придется крепить каждую пару балок раскосами или досками. В случае, когда имеется готовый прогон, сборка проходит быстрее и качественнее.

Монтаж конькового бруса

Монтаж стропил

Заготовку стропил лучше проводить по шаблону. В нижней части вырезается паз для опирания на мауэрлат. Глубина запила — не более 1/3 ширины доски.

2 вида крепления стропил к мауэрлату

Если для стропил пиломатериалы придется сращивать, используется соединение внахлест или с накладками. Рекомендуется делать стык на расстоянии не менее 1 м от точек опор, желательно примерно на 1/3 длины стропила. В центре соединять доски нельзя, поскольку в середине действует максимальный изгибающий момент, и балка может прогнуться в самом ослабленном месте.

Сборка стропил начинается от фронтонов. Сначала выставляются первые и последние фрагменты, затем натягивается шнур и производится разметка. Шпильки не должны попадать в места опирания, чтобы не создавать проблем с врубкой. Читайте подробно про крепление стропил к мауэрлату в отдельной статье.

Крепятся стропила с соседними элементами с помощью упоров, подкосов и стяжек

Важно прочно зафиксировать систему в пространстве

Крепление обрешетки

Основа для укладки кровельного покрытия изготавливается из досок, реек, плит ОСП или влагостойкой фанеры. Выбор материала зависит от вида покрытия:

  • для металлочерепицы — доска с шагом 35-45 см, равным длине поперечной волны;
  • гибкая черепица, ондулин, рулонная кровля — сплошной настил;
  • асбестоцементный шифер — обрешетка с шагом 450-750 в зависимости от угла наклона.

Доски или рейки укладываются перпендикулярно стропилам. В каждом месте крепления прикручиваются двумя саморезами. Обрешетка дополнительно придает стропильной системе жесткость и устойчивость.

Гараж с двухскатной крышей

Конструкция двускатной крыши представлена:

  • стропильными арками треугольной формы;
  • мауэрлатом с наклоненными стропилами;
  • фронтальными стенами;
  • деревянной обрешеткой;
  • паро-, теплоизоляционным, кровельным материалом.

Существует несколько вариаций системы двускатной кровли гаражных конструкций:

  1. Наклонная.
    Стропила нужно опереть в коньковую и карнизную часть. Мауэрлат лежит на стенах. К нему крепят нижние части опорных балок, а прочный прогон нужно опереть на промежуточные столбы. Опорная рама изготавливается прежде чем, монтируется стропильная система.
  2. Бесстропильная.
    Подробные расчеты выполняться не придется, специальные подъемные механизмы не нужны, как и сооружение сложных конструкций. Упор делают на фронтоны в форме треугольника, сооруженного из кирпича.
  3. Висячая.
    Опору делают только на несущие стены, стропила монтируют друг к другу в коньке, надежно фиксируют накладкой. Затяжки устанавливают в нижней части стропил, что предотвращает риск разъезжания балок при эксплуатации постройки. При наличии больших пролетов потребуется установить ригель, бабки и подкосы для устранения риска провисания стропильной системы.

После выбора вида стропильной системы, выполняется ее монтаж. Фермы собираются по схеме на земле, мауэрлат устанавливают по всему периметру строения, фиксируют на стене анкерами. Между мауэрлатом и стеновой поверхность нужно сделать прослойку из рубероида. Материал укладывают внахлест, фиксируя строительным степлером.

Затем выполняется обрешетка из деревянных брусков. Для придания строению высокого комфорта, поверх обрешетки укладывается пароизоляционный, утеплительный материал. Слои паро- и теплоизоляции надежно фиксируются метизами для герметичности. В завершение выполняется обшивка кровли отделочным материалом.

Но строительство 4 скатных крыш обойдется гораздо дороже, потребует обязательного утепления. Только тогда строение действительно будет жилым, комфортным человеку даже зимой.

При строительстве гаража своими руками важно правильно выбрать уклон крыши, соорудить конструкцию, подобрать для нее оптимальный паро-, теплоизоляционный и отделочный материал. Создание конструктивных элементов без помощи профессиональных строителей выполняется поэтапно, чтобы постройка крыши гаража своими руками получилась максимально качественной

Сначала выбираем, какого типа будет строение, определяем его размеры. Потом создаем элементы каркаса, обшиваем поверхности строя металлом. Металлический гараж односкатный и двухскатная конструкция, возведенная своими силами, прослужат длительное время без необходимости в ремонте.

Односкатная крыша своими руками пошагово — грамотное выполнение всех этапов работ

Время чтения: 8 минут Нет времени?

При выборе простой конструкции для крыши жилого, подсобного или любого другого объекта, а также пристройки к основному зданию наиболее выгодной является односкатная. Она возводится достаточно просто, нетребовательна к типу фундамента из-за небольшой нагрузки, а также легко впишется в смету любого бюджетного проекта. Односкатная крыша своими руками пошагово возводится в кратчайшие сроки даже одним человеком без привлечения дополнительной техники или людей. Конструкция обладает повышенной функциональностью и надёжностью.

Самая частая сфера применения односкатных крыш — бани и хозяйственные постройки

Отопление и утепление гаража

Если планируется использовать гараж круглый год, надо или стены сразу делать теплыми (из блоков с низкой теплопроводностью) или утеплять построенные по каркасной технологии. Материалы для утепления стандартны: минеральная вата, полистирол (экструдированный или обычный пенопласт). Есть еще вариант негорючего утеплителя, который в случае с гаражом просто отличный вариант — пенобетон малой плотности. Его можно заложить между стойками каркаса. Негорюч, недорог, хорошо держит тепло. Плохо только, что на него ничего не повесишь, но есть же стойки каркаса, вот на них и можно крепить.

Есть два типа организации отопления в гараже: постоянное и периодическое. Постоянное может быть отдельным или частью отопления дома. Если делать отдельно — это та же домовая система, только в меньшем объеме. Получается дорого и сложно: отдельный котел, который тоже надо обслуживать и контролировать.

Один из вариантов организовать отопление в гараже — дотянуть ветку из дома. Но тут тоже непросто: трубопровод, требующий хорошего утепления, большой объем земельных работ для его прокладки, причем, желательно не просто в землю, а в канализацию.

Периодическое отопление —  печки типа буржуек и их модификации. Их топить можно дровами, всяким горючим хламом, которого обычно имеется достаточно. Но наиболее привлекательной выглядит мысль сделать печку на отработке — топлива вокруг полно, и задаром (или почти). Конструкции есть разные, описаны они с статье «Печь на отработанном масле своими руками«.

Этот тип отопления организовать проще всего: поставил печку и топи, но и комфорта меньше. Во-первых, тепло в основном возле печки, а во-вторых, приходите-то вы в холодный гараж и пока растопите, пока начнет он прогреваться…

Разновидности крыш для гаража

В зависимости от типа конструкции, кровля для гаража может быть:

  • Односкатная – самый простой и наиболее распространенный вариант, который обеспечивает меньшее количество материальных затрат и времени на возведение;
  • Двухскатная – это более сложная конструкция, но имеющая несомненные преимущества перед предыдущим вариантом. Она более ветроустойчива и может быть оборудована чердачным помещением, где можно хранить инструмент или лодку. Но на такую крышу потребуется гораздо больше строительного материала, а сечения для стропил придется выбирать большее, чем при варианте односкатной конструкции. Также при выборе такого варианта, следует учитывает ее вес и возможную нагрузку на фундамент постройки, и исходя из этих параметров выбирать материалы для ее перекрытия.

Внимание! При примыкании гаража к дому, необходимо отказаться от варианта строительства двухскатной крыши, так как она не даст возможности эффективно отводить осадки от здания. Отдельно стоящий гараж может быть оборудован любым из видов кровли.. Крышу на гараж может отличать и тип кровельного материала, в этом случае следует учитывать особенности монтажа в каждом конкретном случае

При этом также берется в расчет вес и срок эксплуатации материала, а также его теплоизоляционные и звукоизолирующие особенности. Чаще всего кровля гаража выполняется из таких материалов:

Крышу на гараж может отличать и тип кровельного материала, в этом случае следует учитывать особенности монтажа в каждом конкретном случае. При этом также берется в расчет вес и срок эксплуатации материала, а также его теплоизоляционные и звукоизолирующие особенности. Чаще всего кровля гаража выполняется из таких материалов:

  • Шифер. Это дешевый и легко обрабатываемый материал, который доступен, а потому широко распространен в строительстве. С его помощью быстро выполняется как односкатная, так и двускатная крыша для гаража своими руками. Однако он имеет значительный вес и в зависимости от качества может отличаться хрупкостью и недостаточной долговечностью. Наличие на его поверхности шероховатости предполагает использование шифера для монтажа крыши только с углом наклона более 30 градусов;
  • Профнастил. Этот материал изготавливается из металлического профиля, сверху покрытого защитным слоем. Он может быть окрашен в любой цвет. Он менее тяжеловесен и может устанавливаться в качестве кровли даже под углом от 10 градусов, за счет меньшей, чем шифер, шероховатости. Но такое покрытие может не вынести сильных ветров и поэтому должно быть надежно скреплено. Кроме того, профнастил отличается низким качеством шумоизоляции, но достаточно долговечен, практичен, и прост в монтаже.
  • Металлочерепица. Это стальные оцинкованные листы, сверху на которые нанесено полимерное декоративное покрытие. Кровля из такого материала может иметь угол наклона, начиная от 15 градусов. Недостатками металлочерепицы является плохая звукоизоляция и неэкономичный расход материала. Но при этом, металлочерепица долговечна и прочна, а также проста в монтаже и легковесна.

Важно! Тип крыши материал для нее необходимо выбирать на этапе проектирования гаража, так как в данный расчетах должен быть учтен вес кровли, ее тип. Например, односкатная крыша предполагает строительство стен разной высоты, а двухскатная – одинаковой.

Преимущества двухскатной крыши для гаража

При строительстве гаража немаловажная роль отводится возведению крыши. Ведь она защищает само строение и его содержимое, в частности – автомобиль, от ветра, осадков и солнечных лучей.

С поставленной задачей лучше всего справляется двухскатная конструкция. Гараж с такой крышей не промокает, не перегревается, хорошо вентилируется, а соответственно оберегает автомобиль от воздействия негативных факторов.

Большинство автолюбителей отдают предпочтение двухскатной конструкции, это объясняется её преимуществами.

Преимущества двухскатной конструкции:

  • Ветроустойчивость;
  • Удобно контролировать целостность кровли;
  • Лёгкость профилактического обслуживания;
  • Эстетичность вида;
  • Хорошая вентиляция;
  • Возможность использования чердачного помещения;
  • Обеспечение самостоятельного схода снега и других осадков;
  • Дополнительное перекрытие служит защитой от аварийных протечек;
  • Отсутствие конденсата;
  • Возможность использования различных современных материалов;
  • Равномерный нагрев крыши солнцем.

При строительстве двухскатной конструкции своими руками достаточно знать правила расчета и особенности конструкции.

Как рассчитать угол

Наклон ската применяется при расчетах элементов стропильной системы. Он определяется в градусах или процентах, поэтому нужно провести некоторые математические действия.

Двускатная крыша в разрезе представляет собой равнобедренный треугольник (если скаты одинаковые). Ее условно можно разделить на 2 прямоугольных треугольника. Одна из сторон Н — высота до уровня конька, другая L — половина пролета дома. Они измеряются по готовым стенам и фронтону. Требуется рассчитать длину стропила B, которую можно найти исходя из тригонометрических формул.

Тангенс угла ската относительно горизонтали:

tgα= H/L

По таблице Брадиса или помощью с инженерного калькулятора находим соответствующее значение угла в градусах. Например, высота крыши 3 м, ширина дома 9 м, половина пролета 9/2=4,5 м.

tgα=3/4,5=0,6667

Этому тангенсу соответствует угол 34°, то есть крыша имеет средний уклон. Можно использовать функцию косинуса и посчитать длину стропила как B= L / соs 34° = 4,5/0,829=5,42 м.

Также информация об угле наклона нужна, чтобы сориентироваться в кровельных материалах.

Для расчета длины стропил ( и проверки) можно воспользоваться вторым способом — теоремой Пифагора:

B²=H²+L²= 9+20,25=29,25, откуда B =√29,25=5,41 м — длина стропила (без свеса).

Чтобы исключить попадание осадков на стены, нужно добавить не менее 40 см для свеса. Получаем для своего здания минимальную длину стропил 5,81 м при угле наклона ската 34°. Для удобства можно принять B=6 м, чему соответствует стандартная доска.

Определение угла ската

В процессе проектировки гаража очень важно правильно и грамотно выполнить уклон ската, это необходимо для стекания воды во время дождей. В этом случае необходимо установить опорные стены имеющие разный уровень

Однако уклон ската зависит от различных нюансов.

Особенности климатических условий. В этом случае уклоны рекомендуется делать исходя из особенностей климата, так, например, с климатом, где выпадает большое количество осадков в виде дождя и сильного и порывистого ветра, уклон рекомендуется выполнить не более чем на 5-7°. А вот если климат более суровый с большим количеством снега, в этом случае уклон рекомендуется выполнить не более 25°.

Выбор кровельного материала. Безусловно, один из важнейших вопросов в строительстве крыши, чем покрыть крышу гаража? В основном для кровли гаражей используются битумно-полимерные рулоны или так называемый “рубероид”, так же хорошо использовать для таких целей шифер либо листы стали или металлочерепицу.

Внешний вид архитектурной панорамы участка. В этом случае необходимо соблюдать практически одинаковый уклон всех строений крыш, это необходимо для создания единой общей панорамы участка.

Технология установки стропил

Технология установки стропил на балки, расположенные на верхней плоскости подпорных стен, предполагает, что:

  • мауэрлат всегда жестко закрепляют на стене при помощи анкерных крепежных изделий;
  • используемые балки должны соответствовать толщине стен;
  • прежде чем установить стропила (подпорные балки), рабочую поверхность основания выравнивают и гидроизолируют, для чего применяют рубероид или битумную смазку;
  • во время монтажа мауэрлата требуется постоянный контроль над горизонтальным расположением его поверхности;
  • после завершения установки основания для закрепления стропильной системы односкатной крыши на балках производят отметки мест вхождения стропил и под них вырезают гнезда;
  • подготовленные пазы обрабатывают специальными защитными средствами;
  • стропила помещают в гнезда таким образом, чтобы их концы выступали примерно на 40 сантиметров из мауэрлата. Их крепят к балке при помощи анкерных болтов и скоб, для прочности соединяя оба элемента медной проволокой;
  • дополнительные опоры устанавливают в обязательном порядке, если длина балок превышает 4,5 метра;
  • обрешетку для монтажа кровельного материала выполняют из тонких брусков сверху гидроизоляции перпендикулярно несущей системе. Ее делают сплошной или разреженной. В зависимости от тяжести материала для кровли обрешетка бывает однослойной или двухслойной (прочитайте: “Как сделать крышу гаража: обустройство и монтаж”). 

Устройство обрешетки для односкатной крыши гаража, подробнее на видео:

Виды простых крыш и их основные элементы

Любая крыша состоит из несущего каркаса и защитного кровельного покрытия.

Каркас включает следующие элементы:

  • Стропила – наклонные балки (служат несущей основой крыши).
  • Коньковый брус (соединяет верхние стыковочные узлы стропил).
  • Обрешетка – настил из досок или плиты OSB, укладываемый на стропила и служащий основанием для кровельного материала.
  • Контробрешетка – применяется при устройстве теплой кровли (создает воздушный зазор для вентиляции утеплителя).
  • Мауэрлат – деревянный брус (монтируется на продольные стены). К нему крепятся нижние части стропил (стропильных ног).
  • Вертикальные стойки, горизонтальные затяжки и подкосы (используются для усиления стропильной конструкции).
  • Кобылки – доски, прибиваемые к нижним концам стропильных ног для создания кровельного свеса.

Двускатная крыша для дачи и бани (ширина пролета не более 6 метров)

Конструкция простой крыши для дома определяется несколькими факторами:

  • шириной перекрываемого пролета;
  • назначением чердачного пространства (жилое или нежилое, проходное или непроходное);
  • видом междуэтажного перекрытия (деревянные балки, железобетонные панели).

Если ширина здания невелика (до 4,5 метров), а на чердаке не планируется обустройство жилого помещения, то можно остановиться на варианте односкатной крыши. Она экономична и проста в монтаже.

Стропила такой крыши, можно опереть непосредственно на стены. Для этого одну из них нужно сделать выше другой. Так мы создадим уклон, необходимый для стока дождевой воды.

Если вы решите поставить односкатную крышу на стенах одного уровня, то для создания уклона в ее конструкцию нужно включить деревянные стойки. После завершения монтажа их обшивают сайдингом, OSB плитой или блокхаусом.

Варианты односкатных крыш для гаража, сарая, беседки и бани

Для асбоцементного шифера угол наклона кровли должен быть не менее 22 градусов. Для металлочерепицы, ондулина, битумной черепицы уклон крыши делают не меньше 15 градусов. Делая расчет простой односкатной кровли, помните о том, что снеговая нагрузка – серьезный фактор. Для ее уменьшения уклон ската рекомендуется делать более крутым. В противном случае вам придется увеличить сечение стропил и обрешетки, что приведет к удорожанию конструкции.

Если ширина пролета составляет от 4,5 до 6 метров, то стропила нужно усилить раскосами (наклонными стойками из бруса). Они уменьшат прогиб стропильных ног под действием снеговой нагрузки. Нижние концы раскосов заделывают в кладку, а при использовании вертикальных опорных стоек крепят к ним при помощи скоб, гвоздей или зубчатых металлических пластин.

Односкатные кровли чаще всего применяют для небольших сооружений, таких как гаражи, сараи, бани или беседки. Двускатная конструкция с большим углом подъема – оптимальный вариант для обустройства чердачного помещения.

Тонкости монтажа

Технология отделки кровли зависит самой конструкции и выбранного материала.

Начнем рассмотрение с покрытия железобетонных перекрытий, состоящего из таких последовательных действий:

Очистка бетона. На поверхности материала не должно быть грязи и крупных вкраплений, так как чистота будет способствовать лучшему сцеплению материалов.
Нанесение жидкого битума

Обратите внимание, что некоторые составы нужно разогревать. Покрывают поверхность с помощью специальных щеток или распылителей.

Укладка рубероида. Его укладывают сразу после смазывания кровли битумом

Это важно, так как состав быстро застывает и теряет вязкость. При монтаже рулон постепенно расстилается и равномерно прижимается к основанию

Упростить эту задачу можно с помощью специальных валиков.
Монтаж последующих слоев. Их количество зачастую равняется 2-3 шт. Алгоритм из нанесения аналогичен ранее описанному принципу. Но при расположении следующих листов важно учитывать расположение стыков. Желательно, чтобы верхний слой рубероида перекрывал их. В самом конце вся поверхность кровли тщательно смазывается битумной мастикой.

Теперь рассмотрим принцип монтажа конструкций, располагающихся под углом. Эти операции имеют множество нюансов.

Покрытие этих кровель имеет несколько общих действий:

Обустройство обрешетки. Технически она представляет собой несколько деревянных досок, которые располагаются по всей площади кровли. Они нужны для создания основания, к которому будет крепиться отделка. Шаг между досками подбирается индивидуально. Некоторые отделочные материалы требуют полностью цельного основания без щелей (мягкая черепица и т. д. ).

Монтаж таких систем следует осуществлять очень аккуратно. Поднятие листов желательно осуществлять вместе с несколькими помощниками, так как они довольно тяжелые и могут легко травмировать человека.

Как правильно утеплить крышу

Находиться в холодном гараже, а тем более ремонтировать автомобиль, будет некомфортно, поэтому нужно заранее позаботиться об утеплении и вентиляции крыши.

Перечень необходимых материалов:

  • В качестве утеплителя можно использовать прессованную минвату, пенопластовые и пенополистирольные листы.
  • Для качественной паро- и гидроизоляции рекомендуется заменить используемый на протяжении многих лет рубероид новыми диффузионными мембранами и гидроизолирующими пленками. Выбирать теплоизоляцию можно как среди фольгированных, так и обычных пленочных материалов. Достаточно одного материала, который станет и паро-, и гидроизоляцией.

Устройство и монтаж деревянного гаража, подробно на видео:

Итак, поэтапно рассмотрим, из скольких слоев состоит двухскатная крыша на гараж с утеплением из помещения.

  1. Декоративное оформление из фанеры или вагонки.
  2. Пароизоляционная прослойка – крепится на утеплитель. При выполнении работ нужно следить за герметичностью покрытия всей крыши пленкой или мембраной. Для удобства можно проклеить специальную ленту, при этом покрытие укладываться внахлест.
  3. Укладка теплоизоляции (утеплителя) требует соблюдения промежутка от одной балки до другой не более ширины материала.
  4. Гидроизоляционная мембрана крепится на утеплитель. Особая структура диффузионного материала позволяет выпускать влагу и пар наружу, не допуская при этом обратного эффекта.
  5. Грамотно обустроенная контробрешетка обеспечивает сразу несколько функций: она служит основой для обрешетки, удерживает в определенном положении гидроизоляционный слой и обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства. Устанавливать рейки следует к стропилам на всю длину.
  6. Элементы обрешетки располагают поверх контробрешетки.
  7. Заключительным слоем укладывается кровельное покрытие.

Придерживаясь данной последовательности при обустройстве утепленной конструкции крыши гаража, добиться положительного результата смогут даже новички. В случае возникновения некоторых проблем, достаточно посмотреть фото, либо посоветоваться со специалистами (читайте статью: “Утепление крыши гаража изнутри и снаружи”).

Данные в статье рекомендации относятся к самым распространенным кровельным гаражным системам, первостепенными же факторами является особенность расположения гаража и внешних условий. Так, например, на отдельно стоящем строении отлично смотрится двухскатная крыша из профлиста, однако, несмотря на удобство монтажа такой конструкции, на гаражном кооперативе ее, практически, невозможно создать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий