Где находится испаритель кондиционера и зачем он нужен

Как устроен принцип работы инверторного кондиционера

Особенность данного агрегата в непрерывной работе, но не на пределе возможностей, как в обычном кондиционере. Инвертор экономит электроэнергию и продлевает срок жизни компрессора, поскольку он работает не рывками, а плавно. Плавность работы обеспечена отсутствием необходимости выключать устройство для экономии электроэнергии. 

Инверторная модель будет экономичней, чем любое другое устройство, если она будет работать как минимум несколько часов без выключения. У инверторной модели есть  два блока – внешний и внутренний. В наружном установлен компрессор, система с фреоном, вентилятор и конденсатор. Внутренний блок состоит из испарителя, вентилятора, жалюзи, фильтра и специального поддона для образовавшегося конденсата. 

Очистка фильтров

Прежде, чем приступить к очистке кондиционера, не забудьте выключить питание системы. Чтобы отключить питание, найдите сервисную панель на внешнем конденсаторе или компрессоре. Обычно это – запорная коробка рядом с устройством.

Если у вас возникли проблемы с поиском сервисного бокса, мы рекомендуем вам отключить систему полностью. 

Очистка и замена фильтров — это самое главное. В каждом кондиционере есть воздушный фильтр, и если вы его не поменяете или не почистите, воздушный поток будет слабым и неэффективным.

Засоренные фильтры (и катушки, к которым мы вернемся через минуту) заставляют ваш блок переменного тока работать усерднее и расходовать больше энергии на охлаждение вашего дома — это стоит больше для вас, не давая результатов.

Для центральных кондиционеров рекомендуется проверять фильтр каждые 30-60 дней, чтобы не допустить его чрезмерного засорения.

Образ жизни при этом имеет большое значение, так как людям, у которых есть дети или домашние животные, возможно, придется менять фильтры каждый месяц, в то время как тем, у кого не слишком много посетителей или животных, фильтр можно менять лишь раз в два-три месяца.

Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович

Для обеспечения лучшей работы вашего кондиционера, советуем вам использовать плиссированные фильтры, которые более эффективно улавливают грязь и пыль.

Для оконного, настенного или переносного кондиционера откройте кондиционер в соответствии с инструкциями производителя и снимите фильтр для очистки. Его лучше чистить каждые две недели. Очистите фильтр от пыли, промойте его теплой мыльной водой. После полного высыхания фильтра поместите его обратно в устройство.

Процессы во внутреннем блоке сплит-системы

На фильтрах и теплообменнике внутреннего блока скапливается бытовая пыль и вредоносные микроорганизмы. Если не чистить кондиционер 1 год, то во влажной среде испарителя начинают размножаться болезнетворные вирусы и бактерии. В случае отсутствия ухода на протяжении 2-3 лет, уже появляется грибок и черная плесень, выделяющая токсичные для человека споры. Причем развитие этой «субкультуры» происходит не только на испарителе, но и на конденсатосборнике (дренажном поддоне), а также на трубке для отвода конденсата.

Если же кондиционер не чистить 5 лет и более — помимо огромного скопления патогенных микроорганизмов и плесени происходит физическое сужение проходного диаметра дренажной трубки, вследствие чего влага не выводится в полном объеме и начинает переливаться внутрь помещения.

Дезинфекция кондиционера

Влажная среда, как известно, является очень комфортной средой для развития болезнетворных микробов. Кроме того, во влажной среде микроорганизмы гораздо дольше сохраняют живучесть. В этом плане основную опасность представляет испаритель и дренажный поддон кондиционера — именно эти элементы внутреннего блока постоянно контактируют с водой, и именно их следует регулярно дезинфицировать.

Периодичность антибактериальной обработки зависит от назначения помещения эксплуатационной нагрузки устройства. Сигналом к тому, что оборудованию нужна срочная дезинфекция, чаще всего служит неприятный запах после включения или видимый налет плесени и слизи на внутренних частях сплит-системы.

Средства для дезинфекции

Бесспорными лидерами в области дезинфицирующих составов сейчас можно выделить антисептики широкого спектра на основе хлоргексидина — медицинского препарата, не имеющего строгих противопоказаний и не вызывающего аллергических реакций.

Хороший эффект дают специализированные жидкости для дезинфекции кондиционеров, такие как «Bon BN-153» и «Suprotec». Сейчас на рынке представлены антисептические средства как в больших объемах для профессионального использования, так и в виде небольших спреев для бытового применения.

Обработка дезинфицирующим составом является завершающей стадией технического обслуживания кондиционера. Её производят после очистки и промывки всех внутренних частей кондиционера.

По завершении антисептической обработки сервисной службой выдается акт дезинфекции, где указана дата производства работ, а также наименование и состав использованного раствора.

Для медицинских учреждений и многоквартирных домов услуги по дезинфекции могут производить только организации, имеющие специальную лицензию на право проведения работ, выданную государственной санитарно-эпидемиологической службой России. Для обработки систем кондиционирования остальных помещений такая лицензия не требуется.

Дезинфекция кондиционера своими руками

В промежутках между ежегодным профессиональным ТО кондиционера желательно производить дезинфекцию кондиционера в квартире самостоятельно во время чистки фильтров.

Проще всего это сделать спреем — он выпускается с оптимальной концентрацией действующего вещества. Продаваемые гранулы или концентрат необходимо растворить в воде в соответствии с инструкцией. Слишком большой процент химии может нанести вред защитным покрытиям и впоследствии вызвать коррозию металлических элементов устройства. Наносить приготовленный раствор можно с использованием пульверизатора.

В качестве дополнительного средства обеззараживания рекомендуется положить в дренажный поддон таблетированное дезинфицирующее средство, которое поможет очистить изнутри трубку слива конденсата.

Как разобрать компрессор кондиционера

Демонтаж компрессора на разных марках машин проходит в ином порядке. Но когда деталь уже на верстаке, переборку делайте по такой схеме:

  1. Очистите узел от грязи.
  2. Отсоедините провода электромуфты.
  3. Открутив центральную гайку, снимите приводной шкив (нужен удерживающий спецключ).
  4. Снимите диск сцепления (примените универсальный съемник).
  5. Удалите стопорное кольцо, удерживающее подшипник шкива.
  6. Трехпалым съемником стяните шкив с подшипником с компрессора.
  7. Удалите стопорное кольцо, которым удерживается электромагнит муфты.
  8. Снимите электромагнит.
  9. Перед вами сам компрессор. Открутите болты передней крышки – она отойдет от корпуса.
  10. Извлеките крышку с валом, выньте опорный подшипник и его нижнюю обойму.
  11. Извлеките поршневую группу, опорный подшипник и седло.
  12. Снимите пружину и шпонку.
  13. Переверните деталь, открутите крепежи задней крышки компрессора.
  14. Обнаруженную прокладку выкиньте: ее нужно будет заменить.
  15. Снимите клапанный диск и уплотнитель под ним.


Как разобрать компрессор кондиционера

Теперь вам осталось разобрать крышку с валом. Вытаскивайте по порядку: пылезащитное и стопорное кольца, шпонку, вал с подшипником

Теперь важно не потерять детали

Чистка от пыли – работаем с химией

Берем ранее купленный баллончик с химической жидкостью, встряхиваем его несколько раз, подключаем небольшой удлинитель к выпускному клапану и приступаем к работе. Процесс заключается в том, чтобы провести опрыскивание из баллончика между всеми «ребрами» испарителя. Чистку нужно произвести в два этапа, с интервалом в 20–30 минут. Первый раз опрыскивание из баллончика преследует цель смочить всю пыль, а во второй раз – выдуть то, что само не отпало.

Чтобы химическое средство максимально подействовало на ваш испаритель и убило все микробы и грибки, советуем только через час приступить к обратной сборке панели автомобиля. Этого времени хватит, чтобы система просохла, и остатки химии улетучились. После очистки кондиционера от пыли рекомендуется заменить фильтр салона, если такой имеется в вашем автомобиле, и провести чистку воздушных каналов в торпеде.

Машина – роскошь или необходимость? Этот вопрос в развитых странах не стоит достаточно давно. А вот что касается его оснащения, здесь мнения автомобилистов могут сильно различаться – и во многом по причинам финансового характера. Но в вопросах комфортных условий нахождения в салоне в жаркое время года большинство водителей единодушно – без кондиционера не обойтись. Именно поэтому многие автопроизводители начали оснащать этим устройством даже модели начального уровня. Климатический контроль или система кондиционирования действительно здорово выручает, когда на улице шкала термометра переваливает за отметку +30 градусов, а таких дней с каждым годом становится всё больше. Единственный недостаток автокондиционеров – со временем становятся причиной появления в салоне транспортного средства неприятного запаха, который пропадает после выключения устройства.

В подобных ситуациях единственный выход – дезинфекция/чистка системы кондиционирования. Но перед тем как приступать к выполнению этих процедур, желательно ознакомиться с теорией: как работает кондиционер, какие функции выполняет испаритель, почему в салоне появляются отнюдь не ароматные запахи. Всё это поможет понять, как почистить испаритель кондиционера с минимальными расходами или как уменьшить временные и трудозатраты на выполнение этой операции. Нелишними будут и советы относительно того, какими средствами можно отсрочить рецидив «болезни».

Читать дальше: Поло седан в беларуси отзывы

Работа кондиционера

Все компоненты агрегата соединяются друг с другом трубками из меди и тем самым формируют холодильный контур. Внутри его циркулирует фреон с небольшой толикой компрессионного масла.

Устройство кондиционера позволяет совершать следующий процесс:

  1. В компрессор из радиатора поступает хладагент под низким давлением в 2-4 атмосферы и температурой около +15 градусов.
  2. Работая, компрессор сжимает фреон до 16 — 22 очков, в связи с этим он нагревается до +75 — 85 градусов и попадает в конденсатор.
  3. Испаритель охлаждается потоком воздуха, имеющим температуру ниже, чем у фреона, вследствие чего хладагент остывает и преобразуется из газа в водянистое состояние.
  4. Из конденсатора фреон попадает в терморегулирующий вентиль (в бытовых приборах он выглядит в виде спиральной трубки).
  5. При прохождении через капилляры, напор газа понижается до 3-5 атмосфер, и он остывает, при этом часть его испаряется.
  6. После ТРВ жидкий фреон поступает в радиатор, обдуваемый воздушным потоком. В нем хладагент полностью преобразуется в газ, забирает тепло, в связи с этим температура в помещении понижается.

Затем фреон с низким давлением двигается к компрессору, и вся работа компрессора, а значит и бытового кондиционера, повторяется вновь.

Работа кондиционера на холод

Когда нужна чистка


До такой степени мы не дойдем, но почистим кондиционер капитально

Пыль, которая скапливается в вашем ере, может стать не только причиной ухудшения качества его работы, но и причиной поломки. О том, что сплит-системе нужна очистка, говорит следующее:

  • Микроклимат в помещении значительно ухудшился – особенно остро это заметят люди, страдающие аллергией на пыль. Происходит это из-за того, что система раздувает по помещению скопившиеся в ней частички грязи.
  • Устройство стало гораздо медленнее охлаждать воздух в комнате – от того, что пыль обволокла теплообменник.
  • Чувствуется, как кондиционеру тяжело работать – он может гудеть, скрипеть, с большим шумом прогонять воздух.


Причина плохой работы – в скоплении пыли

Несвоевременная чистка или ее отсутствие приведет и к серьезным проблемам в работе устройства:

  • загрязнению внутреннего модуля;
  • снижению обдува радиатора;
  • затруднительной очистке шибко загрязненных фильтров;
  • загрязнению дренажной системы, неизбежным следствием чего становится утечка фреона.


Так выглядит вентилятор…

Профилактика появления неприятного запаха из кондиционера

Любую проблему легче предупредить, чем исправлять. Это аксиома. Чтобы не доводить до появления неприятного запаха их кондиционера, следует выполнять несколько простых правил:

меняйте салонный фильтр не реже 1 раза в год;

за 10 минут до окончания поездки выключайте автокондиционер и включайте вентилятор, чтобы просушить испаритель от конденсата;

при появлении первых признаков, что климатическая система автомобиля неисправна, принимайте меры.

В ухоженной машине чистка автокондиционера потребуется гораздо реже, чем в запущенном транспортном средстве. Помните об этом и хороших вам дорог.

Принцип действия автокондиционера

Автомобильную систему кондиционирования воздуха условно разделяют на две стороны: всасывающую и нагнетающую. Граница проходит через компрессор и расширительный клапан. Если нагнетатель не функционирует, давление в обеих частях устройства будет постоянной величиной, но зависимой от температуры окружающей среды (подкапотного пространства).

Давление в обеих частях системы измеряют, подключая дополнительное оборудование с сервисным штуцером. Оно будет зависеть от количества вещества внутри системы. На всасывающей стороне располагается испаритель и трубопровод, посредством которого хладагент поступает на всасывание. На компрессоре находится датчик низкого и высокого давления.

После включения электромагнитной муфты газ сжимается, температура возрастает, а потом он поступает в конденсатор, где происходит переход из газообразной фазы в жидкую. В тёплом виде компонент поступает в осушитель, где проходит очищение и фильтрация, далее по схеме идёт расширительный клапан (фреон охлаждается и превращается обратно в газ) и испаритель. Именно в испарителе тёплый воздух входит в контакт с холодными трубками, охлаждается и возвращается обратно в салон авто. Затем происходит всасывание фреона через компрессор для повторной цикличной работы.

Область от компрессора до расширительного клапана находится под высоким давлением со значением от 5 до 30 бар.

Несмотря на некоторые отличия в строении замкнутой цепи, охлаждение воздуха происходит одинаково, процесс запускается после включения кондиционера. Правильную работу контролирует бортовая сеть – специальные датчики, которые в случае неисправности обеспечивают отключение.

Чистка катушек конденсатора переменного тока

Чтобы очистить змеевики кондиционера, снимите боковые и верхние панели, также известные, как защитные решетки, с конденсаторного блока.

Катушки помогают перемещать горячий и холодный воздух, поэтому убедитесь, что они не забиты грязью и пылью. В центральной системе кондиционирования воздуха вы можете легко очистить наружный конденсаторный блок, прежде чем нанять профессионала для осмотра остальных деталей.

Взгляните на устройство и посмотрите, есть ли грязь, обрезки травы или другие обломки, блокирующие внешние панели

Выключите прибор и осторожно опрыскайте его из шланга, чтобы не намочить электрическую коробку. Дайте ему полностью высохнуть, прежде чем снова включить его.

Для оконных и переносных блоков откройте кондиционер, чтобы добраться до змеевиков внутри. Смахните любую грязь с катушек кондиционера мягкой щеткой или тряпкой, а затем очистите поверхность распылителем, наполненным слегка мыльной водой. Попробуйте добавить немного мягкого моющего средства или мыла для посуды в бутылку, если грязь трудно удалить. Оконные блоки также имеют наружные ребра в задней части, которые вы можете очистить таким же образом.

Процессы во внешнем блоке сплит-системы

Внешний блок кондиционера постоянно обдувается наружным воздухом. Вследствие этого копоть, пыль, насекомые, листья, семена и тополиный пух образуют плотный налет на всех частях наружного блока любого кондиционера. С течением времени этот слой становится толще и плотнее, что препятствует нормальному отводу избыточного тепла от конденсатора.

Такая ситуация приводит к перегреву компрессора, возникновению аварийной ситуации и срабатыванию автоматики защиты. Возможности любого устройства не безграничны — рано или поздно компрессор выйдет из строя. Замена компрессора технически сложная и дорогостоящая процедура, по цене порой сопоставима с половиной стоимости нового кондиционера.

Принцип работы чиллера

цикл Ренкинацикла Карноиспарении

Промышленный чиллер состоит из трех основных элементов: компрессора, конденсатора и испарителя. Основная задача испарителя – это отвод тепла от охлаждаемого объекта. С этой целью через него пропускаются вода и хладагент. Закипая, хладагент отбирает энергию у жидкости. В результате этого вода или любой другой теплоноситель охлаждаются, а холодильный агент – нагревается и переходит в газообразное состояние. После этого газообразный холодильный агент попадает в компрессор, где воздействует на обмотки электродвигателя компрессора, способствуя их охлаждению. Там же горячий пар сжимается, вновь нагреваясь до температуры в 80-90 ºС. Здесь же он смешивается с маслом от компрессора.

В нагретом состоянии фреон поступает в конденсатор, где разогретый холодильный агент охлаждается потоком холодного воздуха. Затем наступает завершающий цикл работы: хладагент из теплообменника попадает в переохладитель, где его температура снижается, в результате чего фреон переходит в жидкое состояние и подается в фильтр-осушитель. Там он избавляется от влаги. Следующим пунктом на пути движения хладагента является терморасширительный вентиль, в котором давление фреона понижается. После выхода из терморасширителя холодильный агенент представляет собой пар низкого давления в сочетании с жидкостью. Эта смесь подается в испаритель, где хладагент вновь закипает, превращаясь в пар и перегреваясь. Перегретый пар покидает испаритель, что является началом нового цикла.

Работа кондиционера

  1. В компрессор из радиатора поступает хладагент под низким давлением в 2-4 атмосферы и температурой около +15 градусов.
  2. Работая, компрессор сжимает фреон до 16 — 22 очков, в связи с этим он нагревается до +75 — 85 градусов и попадает в конденсатор.
  3. Испаритель охлаждается потоком воздуха, имеющим температуру ниже, чем у фреона, вследствие чего хладагент остывает и преобразуется из газа в водянистое состояние.
  4. Из конденсатора фреон попадает в терморегулирующий вентиль (в бытовых приборах он выглядит в виде спиральной трубки).
  5. При прохождении через капилляры, напор газа понижается до 3-5 атмосфер, и он остывает, при этом часть его испаряется.
  6. После ТРВ жидкий фреон поступает в радиатор, обдуваемый воздушным потоком. В нем хладагент полностью преобразуется в газ, забирает тепло, в связи с этим температура в помещении понижается.

Затем фреон с низким давлением двигается к компрессору, и вся работа компрессора, а значит и бытового кондиционера, повторяется вновь.

Работа кондиционера на холод

Особенности работы кондиционера

Обозначенные в паспорте технические характеристики любой климатической техники соответствуют значениям, полученным при определенных тестовых условиях. Поэтому кондиционер не будет выдавать лабораторную мощность при любой погоде. Так, когда за окном температура составляет +50 OC, а змеевик уличного блока выдает +90 OC, то в этом случае эффект от техники будет в 2 раза меньше, если ее использовать в средних широтах при +10 OC. То же самое происходит при использовании охлаждающего режима.

Важно! Чем ниже температура уличного воздуха, тем тепло труднее передается в помещение. Производители создают кондиционеры, нормальный режим работы которых предусматривает отсутствие минусовых температур на испарителе

По этой причине происходит конденсация влажной среды. Однако вода не превращается в иней. Такой принцип функционирования приборов лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать поочередно устройства или на нагрев, или на охлаждение воздуха в помещении. За рабочий цикл оборудования температура воздушной среды не меняется. При этом влажность воздуха уменьшается. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров

Производители создают кондиционеры, нормальный режим работы которых предусматривает отсутствие минусовых температур на испарителе. По этой причине происходит конденсация влажной среды. Однако вода не превращается в иней. Такой принцип функционирования приборов лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать поочередно устройства или на нагрев, или на охлаждение воздуха в помещении. За рабочий цикл оборудования температура воздушной среды не меняется. При этом влажность воздуха уменьшается. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров.

Типичные неполадки

Если вы заметили, что ваш автомобильный кондиционер, принцип работы которого мы только что рассмотрели, стал хуже охлаждать салон, это может говорить о многом.

Частой поломкой считается вентилятор. Он может просто выйти из строя, а в результате салон будет недостаточно охлаждаться и обдуваться.

Во время эксплуатации уровень фреона уменьшается естественным путем. В современных марках автомобилей производители предусмотрели специальное смотровое окно. Через него можно наблюдать за состоянием и уровнем хладагента. Также вы всегда можете оценить эффективность работы вашего прибора, если потрогаете трубки, выходящие из конденсатора. Они должны быть буквально ледяными.

Еще одна распространенная проблема – это неприятный запах. Причина в том, что на испарителе скапливаются полчища самых разных вредных бактерий. Для избавления от этой напасти достаточно просто время от времени очищать деталь антибактериальным средством.

Промывка и чистка компрессора кондиционера автомобиля

В замкнутую систему не проникают пыль и влага. Но такое случается:

  • кондиционер может разгерметизироваться, тогда внутрь попадает грязь;
  • поршни изнашиваются, стружка начинает циркулировать по контуру;
  • владелец дозаправил неправильное масло, оно вступило в реакцию с рабочей жидкостью, образовались хлопья.

В перечисленных случаях нужно промыть и почистить климатическую технику.

Простому автолюбителю делать это не стоит по нескольким причинам:

  • нет необходимого оборудования;
  • не каждый знает сложнейшую технологию чистки узла;
  • можно отравиться токсичными веществами разложения фреона.

Оцените свои возможности, отгоните машину в автомастерскую.

Вопросы и ответы

Можно ли чиллером охлаждать жидкость на проток более, чем на 5 градусов?

Ответ:

Чиллер можно использовать в замкнутой системе и поддерживать заданную температуру воды, например, 10 градусов, даже если возврат будет с температурой 40 градусов.

Есть чиллеры, которые охлаждают воду на проток. Это в основном используется для охдаждения и газирования напитков, лимонадов.

Вопрос:

Что лучше чиллер или драйкулер?

Ответ:

Температура хладоносителя при использовании драйкулера зависит от температуры окружающей среды. Если, например, на улице будет +30, то хладоноситель будет с температурой +35…+40С. Драйкулер используют в основном в холодное время года для экономии электроэнергии. Чиллером можно получать заданную температуру в любое время года. Можно изготовить низкотемпературный чиллеры для получения температуры жидкости с отрицательной температурой до минус 70 С (хладоносителем при такой температуре является в основном спирт).

Вопрос:

Какой чиллер лучше — с водяным или воздушным конденсатором?

Ответ:

Чиллер с водяным охлаждением имеет компактные размеры, поэтому могут размещаться в помещении и не выделяют тепло. Но для охлаждения конденсатора требуется холодная вода.

Чиллер с водяным конденсатором имеет более низкую стоимость, но может дополнительно потребоваться сухая градирня, если нет источника воды — водопровод или скважина.

Вопрос:

В чем отличие чиллеров с тепловым насосом и без него?

Ответ:

Чиллер с тепловым насосом может работать на обогрев, т.е не только охлаждать хладоноситель, но и нагревать его. Необходимо учитывать, что с понижением температуры нагрев ухудшается. Наиболее эффективен нагрев когда температура опускается не ниже минус 5.

Вопрос:

На какое расстояние можно выносить воздушный конденсатор?

Ответ:

Обычно конденсатор можно вынести на расстояние до 15 метров. При установке системы отделения масла выснок конденсатора возможен до 50 метров, при условии правильного подбора диаметра медных магистралей между чиллером и выносным конденсатором.

Вопрос:

До какой минимальной температуре работает чиллер?

Ответ:

При установке системы зимнего пуска работа чиллера возможно до окружающей температуры минус 30…-40. А при установке вентиляторов арктического исполнения — до минус 55.

Заключение

Система климат-контроля автомобиля напрямую влияет на комфорт и видимость для водителя за рулем, так что ее влияние на активную безопасность является важным и должно быть учтено. Наиболее распространенной причиной неисправности системы кондиционирования, являются утечки в цепи. Чтобы устранить проблему, необходимо найти место потери газа с надежной системой обнаружения, а затем ее устранить. Желательно заменить поврежденные части.

Кроме того, системы кондиционирования в легковых автомобилях склонны генерировать запахи и накапливать множество бактерий и микробов, поэтому настоятельно рекомендуется использовать чистящие средства, дезинфицирующие средства, чтобы улучшить атмосферу в салоне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий