Как устранить течь в батареях отопления

Что делать, если потекла батарея отопления или труба

Зимой во время отопительного сезона разгерметизация системы происходит крайне редко. Чаще всего это случается во время гидравлических испытаний, когда напор рабочей среды повышается. Слабые или изношенные соединения начинают протекать, иногда при этом на трубах или секциях образуются трещины. Когда из сантехнического прибора начинает капать вода, это тревожный сигнал. Главное знать, что делать, если потекла батарея отопления. Но многие теряются, не понимают, куда звонить, какие меры предпринять. Если не хотите затопить соседей, нужно действовать последовательно и быстро.

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Основные причины неисправностей чугунных радиаторов отопления

Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.

Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.

Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:

  • Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
  • Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкость приобретает огромную скорость и устремляется в область наименьшего давления. Мощь гидроудара в отопительном контуре превосходит силу от удара молотком. Внезапная смена давления или его высокие показатели угрожают разгерметизацией отопительной системы — чаще течи возникают на стыках соединения частей радиатора.
  • Грязь и мусор. Элементы отечественных чугунных батарей производятся методом литья. Технология такова, что поверхность остаётся шероховатой, что исключено в импортных аналогах.

За счёт зернистости, на стенках оседают частицы ржавчины и взвеси, которыми наполнен теплоноситель. Постепенно каналы забиваются, не выдерживают напора воды — батарея может лопнуть от давления или гидроудара. Для предупреждения ремонта, требуется регулярная промывка системы.

Фото 1. Засоренные ржавчиной и мусором элементы чугунной батареи, из-за этого радиатор не справляется с напором воды.

Износ межсекционных прокладок. Прочность разборных соединений всегда уступает монолитным конструкциям. Межсекционные прокладки и резьбовые ниппели батарей изнашиваются быстрее чугуна, больше подвержены действию температуры и давления. Чтобы избежать течей и экстренного ремонта — не забывайте о профилактике: после отопительного сезона проверяйте места соединений, и меняйте прокладки.

Инструменты и материалы для устранения дефектов своими руками

Мелкий ремонт чугунных радиаторов возможен без привлечения мастеров-сантехников, своими руками. В зависимости от способа восстановительных работ вам понадобятся:

  • металлический трос или наждачная бумага — для чистки места дефекта;
  • для ремонта стыков секций: хомут — крепёжное изделие, состоящее из двух прорезиненных изнутри пластин, соединённых болтами;
  • для устранения свищей: холодная сварка для радиаторов — пластичная масса, предназначенная для фиксации металлических деталей без термонагрева;
  • растворитель для обезжиривания: бензин, ацетон, уайт-спирит и другие;
  • один из герметиков: порошковый железный, полимерный, холодная сварка, эпоксидная смола;
  • бинт или полоски ткани;
  • гаечный ключ под размер крепежей хомута, пассатижи;
  • ветошь, клеёнка, ёмкость для сбора воды.

Внимание! При экстренном ремонте вместо хомута используется кусок тонкой резины, вырезанный из автомобильной камеры или эластичного резинового бинта и проволока для фиксации. Для промывки чугунных батарей готовят разводной трубный ключ, растворы каустической соды 10%, лимонной кислоты (50–60 г на литр) или специальную жидкость для теплообменников

Для промывки чугунных батарей готовят разводной трубный ключ, растворы каустической соды 10%, лимонной кислоты (50–60 г на литр) или специальную жидкость для теплообменников.

Фото 2. Приготовление раствора для промывки чугунного радиатора, в него добавляются сода и лимонная кислота.

Почему батареи в квартире холодные, выясняем причины

Сначала нужно убедиться в том, что отопление действительно дали, и в систему обогрева квартиры поступает теплоноситель нужной температуры. Стоит начинать беспокоится если:

  • стояки горячие, а радиаторы нет,
  • у соседей есть тепло, а у вас нет,
  • батарея прогревается не полностью (только снизу или сверху, или с одной из сторон),
  • радиатор слегка теплый, а стояк кипяток,
  • трубы сильно шумели более двух дней, но тепло так и не поступает в квартиру,
  • вам в ЖЕК сказали, что в вашем доме уже более недели назад дали отопление, а батареи и стояки холодные.

При отсутствии проблем с центральной сетью среди причин холодных радиаторов выделяют:

  • наличие воздушных пробок в системе;
  • засор батарей;
  • неправильное подключение элементов сети обогрева.

В каждой ситуации потребуется сделать определенный объем работ, чтобы холодные радиаторы стали горячими.

Законодательное решение вопроса собственности

Являются ли общедомовым имуществом батареи или это частная собственность, за которую отвечает владелец?

Правительством утверждено Постановление №491 от 13.08.06, в котором приводится список имущества, общего для жильцов многоквартирного дома. В этом списке:

  • стояки;
  • запорная и регулирующая арматура;
  • приборы учета коллективные, обогревающие элементы.

Согласно этому постановлению конструкции радиаторов официально можно считать собственностью общего пользования, общедомовым имуществом.

Но управляющие компании и предприятия ЖЭК, обслуживающие дом, предпочитают скрывать эту информацию. И в результате жильцы, собственники квартиры, когда течет батарея, ремонтировать ее пытаются сами.

Проводят замену на аналогичную или более совершенную, улучшенную конструкцию. Управляющие компании экономят на ремонтных работах, перекладывая свои обязанности на потребителей.

Что делать, если потекла батарея отопления или труба

Зимой во время отопительного сезона разгерметизация системы происходит крайне редко. Чаще всего это случается во время гидравлических испытаний, когда напор рабочей среды повышается. Слабые или изношенные соединения начинают протекать, иногда при этом на трубах или секциях образуются трещины. Когда из сантехнического прибора начинает капать вода, это тревожный сигнал. Главное знать, что делать, если потекла батарея отопления. Но многие теряются, не понимают, куда звонить, какие меры предпринять. Если не хотите затопить соседей, нужно действовать последовательно и быстро.

Виды и причины протечек

Как правило протечка бывает в межсезонье, когда выключают отопление, поскольку происходит остывание металл сужается и в местах резьбовых соединений начинает  прокапывать вода.

Если радиатор отопления течет, то необходимо определить причину и место поломки. Каждая сантехническая точка состоит из батареи отопления и примыкающего трубопровода. Соединения этих элементов могут нарушаться под воздействием следующих факторов:

  • Длительный срок эксплуатации, как причина износа;
  • Некачественная установка системы отопления;
  • Механическое воздействие, грубая сила;
  • Коррозированный метал.

В зависимости от того, между какими элементами возникла утечка теплоносителя, выделяются следующие виды поломок:

  • Нарушения герметизации между трубами стояка и патрубками батареи;
  • Частичное разрушение магистральных труб, которые соединяют радиатор и стояк;
  • Протечка в районе межсекционных соединений;
  • Образование свища или трещины на одной из секций радиатора.

Для каждого их этих случаев существует свой способ устранения аварии. Если капает батарея, чем замазать не спешите узнавать. Возможно, мазать не нужно будет вовсе.

Капает между патрубком и магистральной трубой

Автомобильный хомут с резинкой

Течь на стыке часто является следствием неправильной установки, или бытовой ситуации, когда батареи использовались как опора для тяжелых предметов или жильцов. Для совершения ремонта понадобится:

  • Автомобильный хомутик или проволока;
  • Кусок тонкой и гибкой резины.

Порядок действий:

  • Нарезать из резины полоски размером 5х35 см. либо использовать бинт резину из аптеки;
  • Обмотать полоской поврежденную зону;
  • Закрепить резину проволокой или хомутиком.

В данной ситуации хомут станет более подходящим вариантом, так как он стоит недорого, а фиксирует поврежденный стык надежно, равномерно, без риска перетяжки.

Пропускает магистральная труба

Таких трубы всегда две. Одна для подачи теплоносителя в радиатор, а вторая для отвода остывшей воды. Они изготовлены из стали и имеют свойство коррозироваться и изнашиваться изнутри с течением времени по двум причинам:

  • Заполнение водой в межсезонье;
  • Примеси в воде, поступающей по теплотрассам.

Чаще всего вопрос о том, что делать если радиатор отопления течет возникает в самый разгар отопительного сезона. В случае аварии на прямом участке трубы используется цементно-гипсовая повязка. Для ее приготовления потребуется:

  • Нестерильный бинт;
  • Цемент;
  • Алебастр;
  • Емкость для замешивания смеси.

Порядок действий:

  • Замесить цемент с водой до консистенции жидкой сметаны;
  • Приготовить полоски длинной 25-30 см;
  • Вымочить полоски бинта в смеси;
  • Обмотать ими поврежденный участок слой за слоем;
  • Проводить действия до получения плотной повязки.

Если струя воды хлещет фонтаном

Деревянный клин в трубу

Если образовался свищ и вода течет струёй, то можно забить до прихода слесарей деревянный клин. Дерево размокает и хорошо удержит воду.

Течет резьбовое соединение

В случае, когда течь в батарее отопления образовалась в районе резьбы вновь используется повязка, но на этот раз соляная:

  • Намочить бинт;
  • Обвалять полоски в соли;
  • Обмотать повреждения;
  • Наложить цементную повязку.

Течет между секциями чугунного радиатора

Если между секциями капает батарея отопления что делать разобраться не сложно. Стык представлен небольшим прямолинейным участком, временно отремонтировать который можно просто. Необходимые материалы:

  • Автомобильный хомутик с соответствующей направлению винта затяжкой;
  • Прокладки из гибкой резины;
  • Эпоксидный клей;
  • Кусочек ткани.

Порядок действий:

Холодная зварка

  • Пропитать клеем ткань;
  • Обмотать по периметру стыка;
  • Закрепить резиновую прокладку и наложить хомутик.

Течет из стенок радиатора

Резонный вопрос когда течет батарея – чем замазать? Если авария произошла в стенке одной из секций, то замазать придется холодной сваркой. Более эффективного способа еще нет. Шарик «холодной сварки» нужно плотно прижать к месту протекания и держать в таком положении 3-5 минут

Через пол часа смесь полностью отвердеет, а еще через сутки батарея будет готова к выполнению своих функций.В качестве заключения, важно отметить следующее. Все выше указанные меры – действия «скорой помощи». Если система отопления дала сбой один раз – это значит, что пора готовится к капитальному ремонту

Вызов мастера станет лучшей профилактикой серьезных проблем

Если система отопления дала сбой один раз – это значит, что пора готовится к капитальному ремонту. Вызов мастера станет лучшей профилактикой серьезных проблем

https://youtube.com/watch?v=N8q7haSut7M

Видео:

Холодная сварка для больших пробоин

Если радиатор пробит и появились крупные трещины, отверстия, то решить данную проблему можно с помощью пластичного однородного или двухкомпонентного средства, известного под названием «Холодная сварка». Это незаменимое средство экстренной помощи, старайтесь, чтобы оно всегда было с вами в машине.

Наши действия:

  1. Перед применением этого средства необходимо добросовестно очистить и обезжирить поврежденную область.
  2. Тщательно размятый герметизирующий состав нужно намазывать по окружности вокруг отверстия, постепенно закрывая его.

Уже через час выполненная заплата приобретет наибольшую прочность. Это обеспечивается тем, что коэффициент температурного расширения материала сварки соответствует металлу.

Просто добавь воды

Если утечка антифриза из системы охлаждения минимальна, а в машине ничего полезного для ремонта нет вообще, то можно доехать до автомобильной мастерской, просто восполняя утечку водой:

Чтобы двигатель не перегревался, важно поддерживать достаточный уровень охлаждающей жидкости. При этом доливать ее лучше через расширительный бачок

В горловину радиатора добавлять воду можно исключительно при холодном силовом агрегате.

При этом рекомендуется использовать дистиллят, в таком случае накипь внутри системы будет образовываться минимально. Но если такой роскоши тоже нет, то обычная вода тоже сгодится

Во время движения автомобиля важно контролировать уровень жидкости внутри системы радиатора

Что делать с самого начала

Если повреждение достаточно серьезное, то необходимо сразу же вызвать аварийную бригаду. В любом случае у профессиональных сантехников будут хотя бы все необходимые инструменты и материалы для локализации аварии.

Если из батареи во все стороны хлещет кипяток, то лучше набросить на него что-либо типа одеяла. Протечку это не ликвидирует, но зато позволит подойти к отопительному прибору без риска получить термическую травму.

Набрасывание одеяла на батарею

Перекрывание воды

Вспомните, есть ли возможность перекрыть подачу воды в систему отопления в квартире? Если воду можно перекрыть краном или вентилем, то это дает возможность, по крайней мере, спасти имущество.

Обычно кран для отсечения теплоносителя в систему отопления находится на магистральной трубе недалеко от входа этой трубы в подвал.

Обычный вид крана на трубе системы отопления

Если же течь не очень сильная ее можно устранить своими руками.

Устранение течи с помощью болта-самореза

Если течь образовалась на чугунном радиаторе, то ее можно устранить с помощью саморезного болта, который закрепляется в отверстии на секции батареи или на отрезке трубы отопления.

Устранение незначительной течи с помощью цементно-гипсовой повязки

Перед тем, как устранить течь в радиаторе отопления необходимо подготовиться.

Для того чтобы «победить» незначительную течь, понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • обыкновенный медицинский бинт;
  • цемент;
  • гипс (алебастр);
  • соль;
  • емкость с водой.

Течь устраняется наложением специальной повязки на место повреждения.

Если удалось перекрыть воду, то дальнейшие действия таковы:

  1. В емкости с водой разводится цемент до консистенции негустой сметаны;
  2. Нарезается бинт полосками около 25-30 см по длине;
  1. Полоски бинта тщательно пропитываются цементной смесью;
  2. Пропитанными полосками обматывается место повреждения;
  3. Процесс повторяется до образования прочной повязки.

Устранение протечки цементной повязкой

Если протечка образовалась на месте резьбового соединения, то следует использовать обычную поваренную соль таким образом:

  1. Полоски бинта или материи намочить в воде;
  2. Намоченные полоски обильно обвалять в соли;
  3. Обмотать место протечки.

Соль, растворяясь в воде закоксовывает щель. Поверх следует наложить цементную повязку так, как описывает инструкция выше.

Схема устранение протекания

Устранение течи с помощью хомута или резины

Если место повреждения находится на соединении радиатора и магистральной трубы, то приостановить течь на какое-то время возможно, если использовать резиновый бандаж и проволоку (автомобильный хомутик). Кусок резины обматывается вокруг поврежденного места и закрепляется проволокой.

Куски резины можно нарезать из велосипедной камеры. Для этого необходимо заготовить полоски по 4-5 см в ширину и 30-35 см в длину.

При наличии хомута течь на какое-то время можно полностью приостановить. Поэтому полезно иметь пару хомутов дома под рукой на всякий случай, тем более что их цена невысока.

Фото наложенного хомута

Устранение течи с помощью влагостойкого клея

Если батарея течет на стыке между секциями, то устранить проблему можно с помощью ткани, пропитанной влагостойким и термостойким клеем. После того, как клей высохнет, течь будет, по крайней мере, надежно законсервирована.

Для устранения течи подходит эпоксидный двухкомпонентный клей.

Устранение течи с помощью герметичной пломбы

При небольшом повреждении можно использовать специальный герметик на полимерной или порошковой основе. Такие составы продаются в хозяйственных магазинах, и они предназначены именно для такого ремонта.

При контакте с воздухом материал полимеризируется. При затвердевании получается прочная пломба, которая даст время для более существенного ремонта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий