Прочистка батарей своими руками
Радиаторы, работающие в системе отопления долгие годы, неизменно загрязняются. Этот факт нужно принять и действовать профилактическими методами. Ведь чем чище оборудование, тем оно мощнее, соответственно, в доме будет теплее и комфортнее. Процедура самостоятельной очистки не представляет собой ничего сложного и выполняется в несколько этапов.
Подготовка и демонтаж радиатора
Для качественной прочистки «внутренностей» радиатора его отсоединяют от коммуникаций и снимают с кронштейнов. Лучше всего вынести оборудование на улицу, иначе процесс может несколько осложниться, к тому же, запахи будут не из приятных.
При централизованном отоплении нужно убедиться, что в системе нет воды. Если отопление автономное, понадобится слить теплоноситель.
На батарее откручиваются резьбовые зажимы, для чего понадобится разводной ключ. Под места соединений труб с радиатором лучше что-то подставить, так как внутри может оставаться жидкость.
Чистка батарей
Для начала нужно решить, каким методом будет очищаться радиатор — химическим или механическим. Что касается первого, обычно применяют бытовые чистящие средства.
Загрязнения удаляются с помощью:
- бытовых чистящих средств, содержащих каустическую соду;
- лимонной кислоты;
- уксусной кислоты.
Чугунные радиаторы отлично чистятся этими средствами, но эффективность может отличаться. Уксусная кислота, например, легко справляется с солевым налетом, но значительные отложения ей не по силам. Лимонная кислота, будучи более химически агрессивной, эффективнее против соли. Что касается каустической соды, то она содержится во многих средствах для мытья посуды. Для удаления солевых отложений средство слабовато, а вот с другими загрязнениями справится.
Чтобы добиться качественной очистки чугунной батареи, рекомендуют чередовать химический и механический методы.
Процедура состоит из следующих этапов:
- Отворачиваются заглушки, в них по очереди вставляют шланг и подают воду. Эта простая манипуляция позволит неплохо прочистить внутреннюю часть труб, что будет заметно по вытекшей жидкости.
- Далее глушатся три отверстия, а через оставшееся радиатор заполняется водой, в которую предварительно нужно добавить средство для мытья посуды. Насколько позволяют силы, батарею нужно пошевелить. Каустическая соль удалит органическую грязь, освободив тем самым путь более серьезному средству — лимонной кислоте.
- Откручиваются пробки, жидкость сливается, а внутрь снова заливается вода, разбавленная лимонной кислотой. Затем нужно закрыть все пробки и оставить оборудование на пару часов. По возможности, воду с кислотой рекомендуется подогреть, что активизирует химические процессы.
- Спустя два часа вода сливается. Далее по корпусу батареи нужно постучать чем-то деревянным или молотком с резиновым бойком. Это делается, чтобы с внутренних поверхностей оборудования отстал размягченный налет соли. Теперь в радиатор вновь набирается вода, чтобы смыть остатки.
- Батарею очищают от пыли и загрязнений снаружи и подключают к трубопроводу.
Процесс самостоятельной очистки не такой уж сложный и не требует особых знаний. Единственная трудность, с которой придется столкнуться — большой вес оборудования. Поэтому хорошо, если рядом будет помощник.
Как разбирают чугунный радиатор
Стыки старой батареи являются достаточно прочными. Во многих случаях они так «срастаются», что одной силы не хватает. Поэтому перед тем, как разобрать батарею, ее следует поставить на доски и подготовить должным образом.
Наиболее простая подготовка предусматривает прогрев стыка. Для этого используют строительный фен или паяльную лампу. Последняя способна сжечь старую краску. Однако это не страшно.
Более серьезная подготовка предусматривает разогрев металла до такой степени, что он начинает светиться. После этого пытаются открутить ниппель. Это можно делать как тогда, когда сплав становится очень горячим, так и тогда, когда он заметно остыл. Второй вариант даже лучше, ведь во время охлаждения прокладка покрывается трещинами и прочность соединения становится слабой. Часто его показывают в видео.
Чтобы разобрать батарею, сделанную из чугуна, нужно выполнить следующие действия:
- Открутить пробки (заглушки).
- Приложить к устройству радиаторный ключ сверху так, чтобы расплющенный конец приходился на ниппель. На ключе в месте, где завершается батарея, делают отметку, используя мел или изоленту.
- Вставить ключ внутрь нижнего отверстия.
- Покручивая им вдоль оси вправо и влево, вставить его в изделие до нарисованной отметки .
- Определить, в какую сторону закручивается ниппель. Для этого наживляют его правой и левой стороной. Если получилось наживить его правой стороной, то откручивать нужно против часовой стрелки.
- Если удалось сдвинуть ниппель, то делают один оборот. Далее аналогичную процедуру делают с ниппелем на другом конце секции.
- Оба ниппеля-гайки откручивают по очереди. Иначе секция треснет.
- Аналогичным образом надо открутить все секции.
Если разобрать батарею отопления таким способом не удалось, придется распиливать секцию, которая протекает. При этом пилят ее по центру ниппеля. Работу выполняют, взяв в руки болгарку или ножовку по металлу .
Другой вариант заключается в разбивании плохой секции кувалдой. Разбить нужно среднюю часть секции. Ниппель, который остался невредимым, откручивают, используя сантехнический ключ. Также его можно выбить с помощью молотка и зубила. После надо прочистить резьбу в целых секциях.
Бытовые приборы для мытья батареи
Если хозяйку интересует, как лучше помыть батарею от пыли и загрязнений, то ответ будет следующий: с бытовыми устройствами. Ведь уборка пройдет куда быстрее, если использовать пылесос или парогенератор.
Какие же домашние «помощники» эффективны:
- Фен. Всё логично – частички пыли хорошо сдуваются потоком воздуха. А для того чтобы они затем не разлетались по помещению, стоит повесить позади отопительного прибора влажную ткань. Тогда на неё и осядет весь сор.
- Пылесос. Довольно полезное устройство. Всего несколько минут и результат готов: батареи внутри чистые. А для удобства можно использовать маленькую насадку, которую практически каждый производитель добавляет в комплектацию к пылесосу или сделать такую из подручных средств, например, втулки от туалетной бумаги.
- Пароочиститель. Наверняка о нём мечтает любая чистюля. В данном приборе пар нагнетается за счёт высокого давления. По итогу струя получается мощная и очень горячая. Поэтому если вы недоумеваете, как помыть батарею гармошку, то пароочиститель однозначно поможет вам в этом нелёгком деле. Однако следует помнить о безопасности во время работы с ним. Необходимо избегать попадания струи на кожу, иначе ожога не избежать.
- Электрочайник. Если облить кипятком из чайника чугунную батарею, то большинство мусора смоется. Но при этом под отопительный прибор стоит подставить поддон для сбора воды – противень или большой таз.
Признаки загрязнения чугунной батареи
Так как после окончания отопительного сезона вода из системы сливается, и все лето она стоит сухой, это вызывает образование коррозии даже у самого устойчивого к ней металла. Долгие годы небольшие образования ржавчины не причиняют вреда теплосети и ее элементам, но со временем слои ржавчины становятся толще, изменяя качество и эффективность работы радиаторов.
Заметить, что требуется промывка чугунных батарей можно по нескольким признакам:
- Если в отопительный сезон обнаруживается, что одна из секций или весь радиатор холоднее, чем остальные приборы, то это явный признак, что каналы в нем замусорены или сужены налетом ржавчины.
- Когда температура стояка превышает нагрев батареи, это еще один признак, что горячая поступает в нее не в полном объеме.
- В том случае, если во всей квартире батареи чуть теплые, не следует сразу ругать «нерадивых» работников теплосети. Нужно узнать у соседей, насколько горячие батареи у них. Если в их в квартире тепло, то следует подумать о том, как промыть чугунные батареи в условиях работы теплосети.
- Еще одним явным признаком засорения может быть неравномерный нагрев батареи. Если это не воздушная пробка, что легко проверить, открыв кран Маевского, то значит, это накипь или мусор.
- Случается так, что в одном радиаторе одна секция холодней другой. Это означает, что канал в этом месте засорен. Так как промывка чугунных радиаторов по отдельным секциям невозможна, то придется демонтировать всю конструкцию.
Это основные признаки, указывающие на то, что батареи нуждаются в чистке. Чтобы не доводить дело до таких крайностей, лучше проводить профилактическую промывку обогревателей, хотя иногда можно доверить этот процесс работникам теплосети перед началом нового отопительного сезона.
Признаки загрязнения чугунной батареи
Так как после окончания отопительного сезона вода из системы сливается, и все лето она стоит сухой, это вызывает образование коррозии даже у самого устойчивого к ней металла. Долгие годы небольшие образования ржавчины не причиняют вреда теплосети и ее элементам, но со временем слои ржавчины становятся толще, изменяя качество и эффективность работы радиаторов.
Заметить, что требуется промывка чугунных батарей можно по нескольким признакам:
- Если в отопительный сезон обнаруживается, что одна из секций или весь радиатор холоднее, чем остальные приборы, то это явный признак, что каналы в нем замусорены или сужены налетом ржавчины.
- Когда температура стояка превышает нагрев батареи, это еще один признак, что горячая поступает в нее не в полном объеме.
- В том случае, если во всей квартире батареи чуть теплые, не следует сразу ругать «нерадивых» работников теплосети. Нужно узнать у соседей, насколько горячие батареи у них. Если в их в квартире тепло, то следует подумать о том, как промыть чугунные батареи в условиях работы теплосети.
- Еще одним явным признаком засорения может быть неравномерный нагрев батареи. Если это не воздушная пробка, что легко проверить, открыв кран Маевского, то значит, это накипь или мусор.
- Случается так, что в одном радиаторе одна секция холодней другой. Это означает, что канал в этом месте засорен. Так как промывка чугунных радиаторов по отдельным секциям невозможна, то придется демонтировать всю конструкцию.
Это основные признаки, указывающие на то, что батареи нуждаются в чистке. Чтобы не доводить дело до таких крайностей, лучше проводить профилактическую промывку обогревателей, хотя иногда можно доверить этот процесс работникам теплосети перед началом нового отопительного сезона.
Как часто нужно промывать батареи
В случае неравномерного прогрева батареи отопления или их более длительного разогрева, требуется очистка радиаторов или всей системы.
Загрязнение системы отопления в многоквартирных домах происходит значительно чаще, так как имеется в данном случае большое расстояние для прохода теплоносителя по всему трубопроводу. Происходит сбор различных частиц по всей системе, они оседают на стенках радиаторов и труб. КПД системы отопления уменьшается.
При автономном теплоснабжении избежать загрязнения легче. В систему подается профильтрованный теплоноситель, а из-за небольшой протяженности трубопровода загрязнение происходит значительно реже.
В среднем промывать радиаторы отопления требуется раз в пятилетку.
Не знаете, как и чем производится чистка батарей отопления Читайте
В том случае если в отопительный сезон радиатор стал холодным, тогда необходимо его промыть, так как за время эксплуатации в нем накопился мусор и теплоноситель перестал циркулировать по системе. Но перед тем, пока выясним, как производится чистка батарей отопления, разберемся, почему забивается чугунный радиатор.
Как и чем засоряется отопительный прибор?
Так как качество циркулирующей жидкости иногда меняется, это приводит к тому, что в отопительной системе оседают механические частички, которые передвигаются вместе с теплоносителем. А после сезона воду сливают, и в трубах возникает коррозия.
При подаче горячей воды, так как она под определенным давлением, то частицы коррозии отшелушиваются и тоже оседают внутри радиатора. А с годами такого мусора накапливается так много, что он, циркулируя вместе с теплоносителем, забивает отопительную батарею. Все это приводит к тому, что устройство перестает качественно работать, и даже при горячем стояке радиаторы остаются теплыми, а это первый сигнал к тому, что батарею необходимо прочистить.
Советы от специалистов
Если нет навыка, работать с гаечными ключами, тогда самостоятельно не следует промывать обогревательный прибор. Рассмотрим, как почистить батарею отопления правильно.
Для этого:
- В местах, где на радиаторе имеется сгон (сверху и снизу) отворачивают контргайку;
- Придерживают муфту одним ключом, а другим вкручивают в отопительную батарею сгон. Это делают до тех пор, пока он не выйдет;
- Освобождают радиатор от труб и снимают с держателей;
- Механическим путем очищают батарею от мусора и отложений, но если это не получится, тогда для удаления накипи применяют различные химические средства;
- После того, как внутренняя часть радиатора очищена от мусора, ее продувают сжатым воздухом;
- Если батарея алюминиевая, тогда необходима гидродинамическая промывка;
- После очищения отопительный прибор монтируют обратно на свое место. Для этого подвешивают его на кронштейны. Выкручивают сгоны, очищают резьбы от уплотнителей. На длинную резьбу наматывают каболку или уплотнительную ленту и вворачивают в радиатор. До этого до конца резьбы накручивают контргайку. Такое же действие производят со вторым сгоном;
- Одновременно с выкручиванием сгона, вкручивают его в кран или муфту, а на его конце должен быть уплотнитель;
- Также перед контргайкой наматывают уплотнитель.
Несколько рекомендаций о том, как промывать радиаторы
Это важно! Рассмотрим способы очистки чугунных отопительных приборов, это работа не сложная. Промывать радиатор, можно применив кальцинированную соду, молочную сыворотку, уксусную эссенцию и другие препараты
- Демонтируют радиатор;
- В горячую воду засыпают соду и заливают в отопительную систему;
- С обоих концов батареи закручивают заглушки;
- Через некоторое время (1 час) радиатор взбалтывают, и для того чтобы ржавчина отсоединилась, постукивают по корпусу деревянным молотком;
- Открывают заглушки и подводят шланг и открывают кран, при этом напор должен быть большим, чтобы вышла вся ржавчина;
- Для того чтобы создать высокое давление можно воспользоваться компрессором.
Очистка жидкостью для автомобильного радиатора
- Читают ее инструкцию и соответственно ей делают необходимую дозировку;
- Данное средство вливают в радиатор и заливают горячей водой, но не до конца;
- С интервалом в 10 мин, отопительный прибор поворачивают (в течение двух часов);
- После этого под большим напором воды промывают батарею до полного исчезновения частичек коррозии.
Как очистить радиатор молочной сывороткой?
- Ее заливают в батарею и так же, как при применении кальцинированной соды, систему поворачивают, постукивают, так как сыворотка должна взболтаться;
- В данном веществе содержится кислота, которая разъедает ржавчину и очищает отопительный прибор.
Заключение
В статье рассмотрено, как почистить чугунную батарею отопления, но чтобы этого не приходилось делать, можно сделать небольшой отвод с заглушкой и к нему приставить магниты, которые будут притягивать ржавчину.
А для снятия частичек коррозии необходимо открывать заглушку и снимать остатки.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
santehkrug.ru
Ответы знатоков
-Галина-:
Ну если все так сложно, стоит ли мыть? ))))
ТАЛДОМЧАНКА:
я мыла таким длинным ершиком, подстелив под батарею клеенку
Елена Прекрасная:
Ёршиком для бутылочек….
Ирина Резугина:
если только снять их
sitora:
Купите малярную кисточку . Она спец. для батарей. Длиння и плоская. Стоит рублей 35.
ЦИНИК:
ершиком… как для посуды
nadya vaertunc:
просто прокочайте через них воду под напором и нестоит хитрить всесложное на самом деле просто
Елена Калмыкова:
А я мою таким методом: Беру кисточку на длинной ручке, загнутая, в магазинах специально продается для окраски батарей. И ею мою или просто сметаю пыль достает все ребрышки, Очень удобно.
jess:
Приходят в голову только совершенно невероянтые советы. Ну сначала всё-таки пылесосом, потом из леечки душиком с каким-нибудь Фейри, ну под батарею само-собой лоточек подставить, можно кошачий. Потом электрической зубной щеткой, а когда уж это всё просохнет просто заново покрасить аэрозольной краской для авто — какая пыль не смоется — похоронится под краской. )))))
КОмочка-в полете):
нужно купить — волшебную гадость — называется «Шуманит» — в черной баклажке. очень едкая и ядовитая — надо в перчатках и стараться не нюхать — НО! творит чудеса. Короче — брызгаешь туда, где грязь и пыль и уходишь на 10 минут — потом остается только нежно смыть и протереть длинной тряпкой, просунутой между ребрами — ОТТИРАТЬ с усилием не придется! можно зубной щеткой старой) ) краску — не смоет — только грязь — главное — подождать после опрыскивания. если паркет -то застелить, конечно. если плитка или линолеум — то после того, как с батареей будет покончено — пол под ней тоже будет сверкать (после протирки, конечно) )Пы. Сы. эта гадость и плиту нежно моет, и раковину, и мебель пластиковую на кухне, и стены кафельные))))
Nаташkа:
Кисть для покраски радиаторов купите
Наташа:
Кисточкой, палочкой с тряпочкой….
Alina Malina:
щетокой, зубной щеточкой, а под батарею поставьте противень и потом можно обильно облить водой
Андрей Шмаков:
попробуй зубную щетку и средство для мытья унитазов
Татьяна:
сверху помойте, ну и слегка внутри там где рука достает, и тюль повесьте, и забудьте, что она там не до конца вымыта, у меня именно так)
Ольга Штро:
Возьмите старую ( или все равно какую) пушистую метелочку для мебели и сначала тщательно удалили всю пиль с ребрышек вашей батареи, затем протрите мокрой тряпочкой. Поверьте это значительно упростит задачу . Можно применять любые моющие средства
Волчица Одинокая:
Ёршиком для мытья бутылок
Аша:
Обычно, ершиком для мытья посуды, а если есть ударный парогенераттор — вообще супер.
Татьяна:
Эти батареи моются рукой, на которую одевают старый носок (достанете везде)
Промывка чугунных радиаторов отопления: особенности и способы прочистки
В этой статье поговорим о том, какими способами можно выполнить промывку старых чугунных батарей отопления. Одним из достоинств качественных чугунных радиаторов является долговечный срок службы. Однако такое обстоятельство, как закупорка радиаторов, приводит к худшему обогреву помещения.
На загрязнение батарей влияет несколько факторов. Но главным из них праву считается появление коррозии из-за сливания воды из системы отопления в летний сезон и низкого качества теплоносителя.
Если температура прогревания отопительных труб достаточно высока, критически загрязненные радиаторы будут выдавать чрезвычайно низкий показатель теплоты. Для предотвращения этого необходимо в 15-20 лет провести профилактические меры, чтобы очистить радиаторы от различных загрязнений.
Выполнить профилактические работы по очищению многосекционного чугунного радиатора не сложно, но не каждый сможет поднять и демонтировать самостоятельно отопительный прибор. Лучшим вариантом будет выполнение подобной работы с сантехником или помощником.
Другой выход из ситуации: разобрать радиатор чугунный секционный на мелкие секции. В таком случае очистка отопительного прибора не создаст проблем.
Если очистительные работы будут проходить в многоквартирном доме с центральным отоплением, нужно удостовериться, что в процессе выполнения профилактических мер отопительную систему не включат. В частном загородном доме достаточным условием будет ознакомление с метео-прогнозом на ближайшие несколько часов-суток.
Как правило, для очищения батареи используют кальцинированную соду, растворенную в горячей воде. Чтобы раствор не выливался из радиатора, требуется установить специальные заглушки на концах отопительного прибора. Кроме того, необходимо чуть-чуть потрясти батарею и оставить ее примерно на час.
Следующий этап заключается в простукивании деревянным молотком (киянкой) по всем секциям радиатора. Это необходимо для отсоединения ржавчины и наростов, отслоившихся благодаря воздействию кальцинированной соды, от внутренней поверхности отопительного агрегата. Затем необходимо снять одну из заглушек-футорок и прикрепить на ее место резиновый шланг, подключенный к водопроводу. Далее нужно снять вторую заглушку. Кран водопровода нужно полностью открыть, чтобы создать мощный моток воды, который будет вымывать весь мусор из радиатора.
Если воспользоваться компрессором для проведения данной процедуры, то эффективность работы будет увеличена. Раствор кальцинированной соды можно с уверенностью заменить на обычную молочную сыворотку, также способствующей отслоению различных загрязнений внутри радиатора.
Кальцинированную соду также можно заменить жидкостью или средством для промывания автомобильного радиатора. Однако в таком случае придется тщательным образом изучить инструкцию, дабы правильно рассчитать необходимую дозировку согласно объему радиатора.
Изначально в отопительный прибор заливается жидкость для промывания чугунных радиаторов отопления, затем туда же добавляется горячая вода. Батарею необходимо продержать в таком состоянии около двух часов, однако каждый 10 минут придется волшебным образом шевелить секции. По истечении двух часов радиатор чугунный секционный необходимо тщательным образом промыть посредством гибкого шланга и проточной воды.
Чтобы сохранить радиатор чистым, можно пойти на хитрость и установить отвод с заглушкой перед входным отверстием. В таком случае частички ржавчины будут присоединяться к магниту, установленному снаружи. Смотрим видео.
https://youtube.com/watch?v=ar6PptotMN8
Благодаря таким действиям вся грязь и ржавчина будут притягиваться к определенному месту и не будут попадать в батарею. Конечно, подобную заглушку нужно периодически очищать и устанавливать обратно. Но предпринятые мероприятия в будущем оградят от очищения всей батареи.
Способы промывки
Очень важно понять, в каком состоянии находится ваш отопительный прибор. То есть насколько он забит донными отложениями, каковы шансы пробить грязь и вытащить ее изнутри радиатора
Чем больше массы отложений, тем труднее будет с ними справиться, тем активнее придется проводить процесс промывки.
Промывка с помощью воды
Это самый простой вариант, который не требует больших усилий. То есть степень загрязнения в данном случае не самая большая. Что для этого нужно сделать:
- Закрываем отсекающие вентили. Если таковых нет, то придется полностью слить теплоноситель из системы отопления.
- Демонтируем радиатор: откручиваем американки и снимаем его.
- Если в вашем доме или квартире установленная чугунная ванна, то промывку можно проводить в ней. Если это сантехнический прибор из другого материала, тогда весь процесс придется проводить на улице. В чугунную ванну укладываются старые тряпки в несколько слоев, на них и будет уложена батарея.
- С радиатора снимаются все четыре заглушки.
- С душевого шланга снимается лейка.
- Радиатор ставится на торец.
- В него вставляется шланг, и открывается горячая вода. Обычно такого давления хватает, чтобы удалить небольшие отложения. Промывку проводите сначала с одного патрубка, затем с другого.
- Для того чтобы быть уверенным в конечном результате, переверните радиатор отопления и поставьте на другой торец. И весь процесс повторите только с другой стороны.
Химические средства для промывки
Этот способ промывки можно также использовать, если загрязнения очень большие. Правда, водой их не размягчить и не удалить. Поэтому приготовьте кусок металлической арматуры длиною чуть больше длины самого радиатора. Вставляете железный стержень в патрубок прибора и проталкиваете его внутрь до того момента, пока он не покажется с другой стороны. Иногда грязь настолько плотная, что вручную стержень не протолкнуть. Здесь вам поможет только молоток, но будьте очень осторожны. После чего можно действовать водой.
Промывка химикатами
В настоящее время на рынке достаточно большой выбор различный химических препаратов, которые используются для разложения грязевых пробок канализационных систем. Использовать для промывки радиатора отопления их тоже можно
Для этого вам придется нижние заглушки установить на место, важно, чтобы они были установлены герметично
Теперь ставите радиатор на торец, открытыми патрубками вверх, и заливаете внутрь батареи промывочную жидкость.
Вместо готовых бытовых химических средств можно использовать каустическую или кальцинированную соду. Правда, не в сухом виде, а их раствор.
Способы очистки
На данный момент существует несколько методов, с помощью которых можно очистить батареи из чугуна от загрязнений. Некоторые умельцы делают все работы в домашних условиях, а кто-то предпочитает обращаться за помощью к работникам теплосети.
Каждый вариант промывки имеет свои особенности.
Химический
При желании, очистить коммуникации можно и самостоятельно. Но это достаточно трудоемкая работа, сложность которой определяется, в первую очередь, весом отопительного оборудования.
В ходе работ при химическом способе очистки не нужно нарушать целостность системы — разбирать батареи на секции. Он больше всего подходит, когда коммуникации установлены в автономной системе отопления, то есть частном доме, коттедже или квартире.
Сама очистка чугунных радиаторов отопления производится с помощью химических элементов — реагентов, которые продаются во многих магазинах. При желании, могут быть использованы и подручные средства, например, кальцинированная или каустическая сода.
Промывать чугунные радиаторы допускается также композиционными растворами, щелочами, органическими и минеральными кислотами в небольших пропорциях. На каждой упаковке с химикатами есть четкая инструкция, которой нужно следовать в ходе очистки. Дело в том, что эти элементы, при помощи которых чистятся батареи — агрессивные вещества. Они оказывают воздействие не только на накипь и отложения, но и на сам материал, из которого сделан радиатор.
Для продления срока службы оборудования очистку достаточно проводить раз в 3-4 года.
Нередко при самостоятельной промывке пользователи допускают грубую ошибку — готовят слишком концентрированный раствор кислоты. Большая концентрация промывочного раствора с легкостью «съест» загрязнения, а вместе с ними и уплотнительные элементы прибора. Это может стать причиной течи батарей. Химические жидкости ни в коем случае не должны применяться для прочистки алюминиевых радиаторов, если только это не специально предназначенный препарат.
При недостатке навыков не рекомендуется проводить работы самостоятельно, иначе есть вероятность окончательно испортить оборудование. Лучше всего обратиться к специалистам, у которых есть все необходимое.
Если все же хочется выполнить чистку самостоятельно, то не рекомендуется пользоваться слишком сильнодействующими веществами.
Оптимальные варианты — соль этилендиаминтетрауксусной кислоты или более щадящий вариант в виде лимонной кислоты.
При помощи специального оборудования
На данный момент существует несколько видов специальной аппаратуры, используемой для прочистки батарей.
Для бытовых целей это следующая техника:
- пневмопистолет «Тайфун»;
- прибор для электрогидроимпульсного воздействия ЗЕВС-24;
- аппарат Крот-Мини.
Тайфун
Пневмопистолет — это компактное и простое в использовании устройство. Благодаря точечному воздействию на засорения им можно прочищать водопроводные и канализационные трубы диаметром не больше 150 мм.
Суть чистки заключается в гидравлическом таране, который, двигаясь со скоростью 1,5 км/ч, удаляет со стенок оборудования затвердевшие отложения. Максимальное расстояние ударной волны достигает 60 метров. Применение пневмопистолета актуально, если обычная гидравлическая промывка не дает результатов.
Цены на пневмопистолеты
пневмопистолет
ЗЕВС-24
Несмотря на небольшие размеры, это оборудование обладает достаточной мощностью, чтобы разрушить затвердевшие, крепко прилипшие к внутренним стенкам труб отложения. С его помощью можно очищать изделия диаметром от семи до 150 мм.
Рабочий принцип таков: аппаратом создается электрический разряд, в результате чего возникает ударная волна и мощные гидродинамические потоки. Установка ЗЕВС-24 позволяет очищать труднодоступные гнутые и спиралевидные трубы.
Крот-Мини
Этой установкой прочищаются коммуникации диаметром от 20 до 150 мм — внутридомовые канализационные сети и другие трубопроводы. Благодаря спирали, установленной в барабане, облегчается очистка труднодоступных мест.
Аппарат используется во многих отраслях человеческой деятельности: начиная от служб жилищно-коммунального хозяйства, гостиниц, автозаправок и заканчивая промышленными предприятиями.
Цены на устройство Крот-Мини
Крот-Мини
Причины и необходимость чистки
Зачем же необходимо прикладывать усилия для чистоты отопительных приборов? Как и любые предметы в жилом помещении, батареи отопления загрязняются, причем не только снаружи, но и изнутри. На поверхности приборов скапливается пыль, что может негативно отразится на самочувствии жильцов. Помимо пыли, такие приборы зачастую имеют жирные загрязнения, устранить которые сложно.
Тщательно промыть отопительные батареи необходимо если:
- батарея нагревается неравномерно — одна часть отличается по температуре от другой даже на ощупь;
- увеличилось время прогрева квартиры по сравнению с предыдущими сезонами;
- радиаторы холоднее термомагистрали;
- для жителей частных домов характерным признаком необходимости промывки является факт увеличения энергоресурсов для обогрева при условии снижения или сохранения на прежнем уровне теплоотдачи.
Загрязнение отопительных батарей происходит по причине изменений в качестве жидкости. Этот факт способствует оседанию механических частиц, передвигающихся совместно с теплоносителем. После завершения сезона воду сливают, а внутри трубы часто начинает развиваться коррозия. При возобновлении отопительного сезона, под напором горячей воды коррозийные частицы начинают движение и оседают в радиаторе. Со временем мусора становится все больше, что может привести к закупорке и ухудшению качества работы. Таким образом, отсутствие чистки может привести к снижению теплоотдачи батарей при сохранении прежних затрат.
Заключение
Нет ничего сложного в том, как прочистить чугунные батареи в домашних условиях. Единственное, что может стать препятствием, это вес отопительных устройств, не позволяющий проводить подобную работу в одиночку. Демонтаж, энергичная встряска каждые 10-15 минут, пока радиатор наполнен химраствором и последующая установка на место требует присутствия как минимум двух работников. В остальном, это несложный процесс, для которого не нужны специальные навыки, а только инструменты и средства для очистки.
Специалисты рекомендуют проводить подобную профилактику чугунным батареям раз в 3-4 года, тогда это продлит срок их эксплуатации на десятилетия. Это касается того, как промыть старые чугунные батареи отопления, так и их новые аналоги.
Видео
Далее представлено видео легкой промывки теплообменника без снятия в домашних условиях.
Заключение
Нет ничего сложного в том, как прочистить чугунные батареи в домашних условиях. Единственное, что может стать препятствием, это вес отопительных устройств, не позволяющий проводить подобную работу в одиночку. Демонтаж, энергичная встряска каждые 10-15 минут, пока радиатор наполнен химраствором и последующая установка на место требует присутствия как минимум двух работников. В остальном, это несложный процесс, для которого не нужны специальные навыки, а только инструменты и средства для очистки.
Специалисты рекомендуют проводить подобную профилактику чугунным батареям раз в 3-4 года, тогда это продлит срок их эксплуатации на десятилетия. Это касается того, как промыть старые чугунные батареи отопления, так и их новые аналоги.
Чугунные радиаторы считаются классикой водяного отопления: с момента изобретения в 1857 году по настоящее время они используются во многих домах и квартирах.
Коррозионная стойкость, высокая теплопередача, небольшое гидравлическое сопротивление, тепловая инертность — качества, обеспечивающие спрос на эти изделия.
Радиаторы из чугуна имеют секционную конструкцию. Оснащаются запорными устройствами, заглушками, пробками, ниппелями, прокладками.
Изделия отличаются большим весом, крепятся на специальные настенные кронштейны, но выпускаются и напольные батареи на ножках. Нагреватели обеспечивают комфортный режим: до 35% тепла передаётся способом излучения, остальное — конвекцией.