9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

Развитие строительства в 30-е года

Все изменилось в 30-х годах, когда первые пятилетки набрали обороты, и в стране появилось множество своих собственных молодых и одаренных специалистов-строителей. Приток рабочей силы в города все усиливается, и проблема жилья уже не позволяет этот вопрос игнорировать. По всей стране появляется множество проектных бюро и строительных трестов, в первых разрабатываются новые типовые проекты, во вторых осуществляется проверка и внедрение самых разных строительных технологий. Так, появились технологии каркасного и сборного строительства жилых домов, весьма кстати подоспела технология монолитного железобетонного строительства, которая позволила значительно повысить скорость возведения зданий.

Постепенно вырабатывается единый стандарт дешевой, но комфортной квартиры. Таким образом к концу 30-х годов количество построенного жилья возросло до 80 миллионов кв. м – это был своеобразный рекорд, столько жилья не строилось даже в индустриальной Америке. В каждом промышленном городе возникают целые жилищные кварталы, и даже районы, застроенные типовым жильем. Общая технология строительства с общим архитектурным стилем и унифицированным набором стройматериалов позволили значительно расширить государственную программу жилищного строительства. Мало того – в колхозах и совхозах также стали массово строиться целые поселки по типовым проектам, включающим жилые дома высотой до 3-х этажей.

№ 7 — Башня Никитина — Травуша

Башня Никитина — Травуша

Идею проекта придумали инженеры Никитин и Травуш в 60-е годы прошлого столетия. Башня представляла собой небоскреб, который стал бы самым высоким в мире: 4 км. Строение было бы жилым, и в нем смогли бы проживать 500 тысяч человек. В башне планировалось сделать 4 секции, каждая длиной в 1 км и диаметром 800 м в основании. Интересно, что возводить его собирались в Японии.

Проект активно разрабатывался до 1969 года, но затем его остановили из-за требования снизить высоту до 600 м. А после и вовсе передумали строить Никитинскую башню. Кстати, Никитин также сконструировал Останкинскую башню.

Ядерная война с Ледовитым океаном

Как известно, приносить деньги освоение Арктики может даже за рамками добычи полезных ископаемых. Одна из потенциальных «золотых жил» – Севморпуть. Проходящий через Северный Ледовитый океан, он труден и тернист. Виной всему – арктические льды. Но если бы их не было…

Во-первых, наша страна получила бы отличные порты: быть может, не из статуса «незамерзающих», но замерзающих позднее. Во-вторых, мы бы получили много денег, организовав привлекательный транзитный путь, который был бы в 1,6 раза короче, чем морская трасса через Индийский океан даже с использованием Суэцкого канала. Да и доставка грузов с одного конца страны на другой вышла бы дешевле – ведь морской транспорт всегда выгоднее наземного.

Нет, конечно, доставлять грузы можно и при наличии льдов, но для этого надо или ждать 2 года (пока растает то, что вы не успели проскочить), или использовать ледоколы, которые потребляют ресурсы и стоят денег.

]]>]]>

Это ледокол «Адмирал Макаров», построенный в 1940 году. Но он не понадобится, если разнести северные льды атомными бомбами

Сталин идею, судя по всему, оценил, и отправил эту записку в Арктический институт. Там ничего против использования ядерного оружия в мирных целях не имели. «…испытание действия атомной бомбы на льды полярных морей, несомненно, очень желательно, и здесь можно ожидать весьма значительного эффекта», – гласил официальный ответ академика Визе. Но следом же обозначалась главная проблема – на 1946 год СССР не имел атомной бомбы.

Спустя несколько лет её удалось создать. Но полным ходом шла холодная война, и требовалось производить ядерное оружие для достижения паритета. А когда его стало достаточно, человечество уже живо интересовалось проблемами радиации. Поэтому льды Северного Ледовитого океана избежали сомнительной чести познакомиться с массированной атомной бомбардировкой.

Дом «Аэрофлота»

Сейчас площадь перед Белорусским вокзалом воспринимается как коктейль из разных эпох: дореволюционный Тверской путепровод соседствует со старообрядческой церковью 1910-х, венчается всё бизнес-центром «Белая площадь». Но в 1934 году здесь хотели возвести невероятный по масштабам Дом «Аэрофлота». Как раз в то время в Советском Союзе наблюдали за операцией по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин».

Архитектор Дмитрий Чечулин следит, куда дует ветер времени, и располагает на семи арках здания фигуры летчиков — от Михаила Водопьянова до Анатолия Ляпидевского. На крыше — огромные крылья со звездой. Примечательно, что Дом «Аэрофлота» на Ленинградке должен был стать началом огромного кластера: шоссе хотели назвать проспектом Авиации, здесь располагались конструкторские бюро, первый московский аэропорт на Ходынском поле, Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского.

№ 1 — Поворот рек в Сибири

Поворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах

На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.

Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.

Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.

Реки, где планировалось вести работы

№ 3 — База «Звезда» на Луне

Каким представлялся проект «Звезда»

Именно советский человек первым отправился в космос, потому не удивительно, что ряд грандиозных проектов советских ученых и архитекторов планировалось не ограничивать масштабами Земли, а реализовать на других планетах и космических спутниках. Первая советская космическая база «Звезда» должна была появиться прямо на поверхности Луны. 

Это был бы беспилотный модуль, питаемый ядерным реактором. Внутри как в небольшом городке находились бы автоматизированные исследовательские аппараты. Они бы помогли детально изучить поверхность спутника Земли. А затем планировалось создать и жилые зоны прямо внутри главного беспилотного модуля. Постепенно, передвигаясь по поверхности Луны, удалось бы узнать все тайны спутника.

От реализации идеи отказались: слишком дорого. Проект требовал огромную сумму в размере 50 млрд рублей. Во время его разработки шла «холодная» война, и государство не могло быть настолько расточительным в тот период времени.

После войны Сталин был готов возвести десятикилометровый тоннель в Японском море

Сахалин мечтали соединить с «большей землей» еще во времена существования Российской империи. Каждый раз проекты сворачивались из-за невозможности их реализовать за приемлемые средства. В 1950-м году, немного оправившись от разрушительных последствий Великой Отечественной войны, в Советском Союзе решили все же построить тоннель на Сахалин. Проект курировал лично генсек Иосиф Сталин. Специальная комиссия была отправлена на остров, и было принято решение – лучше всего будет соединить материк и остров подземным туннелем.

Реализация идеи осуществлялась под грифом секретности, и в официальных сводках здесь сооружалась железнодорожная ветка «Комсомольск-на- Амуре – Победино». В реальности у советского руководства были грандиозные планы возвести целую сеть подземных тоннелей, в том числе, с ложными направлениями. План работ был утвержден в сентябре 1950-го года, и все было готово к стройке.

Предполагалось, что протяженность железнодорожных путей составит триста двадцать семь километров, начиная от сахалинского мыса Погиби. Они должны были простираться от мыса Лазарева до станции «Селихин» недалеко от города Комсомольск-на-Амуре. Конечно же, по Японскому морю тоннель планировали проложить кратчайшим путем, и его длина составила бы десять километров.

Укрощение Берингова пролива

Берингов пролив относительно невелик – всего 86 километров. Идея построить через него тоннель или мост, и соединить Евразию с Северной Америкой родилась ещё в XIX веке. Скорее всего, этот проект рано или поздно будет реализован.

Но пытливость человеческого ума шла, конечно, намного дальше. Например, железнодорожный инженер Воронин в конце 20-х хотел улучшить климат восточного побережья страны. Для этого он предлагал просто засыпать Берингов пролив. Тогда бы холодные воды Арктики не текли на Дальний Восток, и там стало бы значительно теплее. Правда, ему резонно возразили, что тогда они потекут в Европу, а там у Советского Союза гораздо более населенные города, и страна больше потеряет, чем выиграет.

Более изящная идея была предложена в 1970 году – автором был ученый-географ Петр Борисов. Считалось, что, если бы кто-то «изъял» течение с поверхности океана, то его бы тут же заменили воды поглубже, текущие уже по-своему. «Проблемой» Арктики же было то, что теплый Гольфстрим на каком-то этапе оттеснялся холодным течением, отличавшимся другой степенью солености, а, значит, и иной плотностью. И становился тем самым «более глубоким» течением.

]]>]]>

Идея города-плотины была бессмысленной с практической точки зрения, но отражала свойственное эпохе романтическое восприятие науки и техники

Борисов предлагал ликвидировать верхние холодные воды, после чего бы последовало их замещение теплым Гольфстримом. Что тут же привело бы к резкому улучшению климата в Арктике.

Но как аккуратно изъять верхнее течение из Арктики? Борисов предлагал построить плотину через Берингов пролив. Она была бы в 80 раз длиннее Саяно-Шушенской ГЭС, строившейся почти 40 лет – с 1963 по 2000 годы. Но самое интересное предполагалось поставить внутрь. Это были бы работающие на ядерном топливе насосы, откачивающие воду из Чукотского моря в Берингово – 140 тысяч кубических километров. Или минус 20 метров к уровню Чукотского моря в год. Автор проекта подсчитал, что «поднятие» Гольфстрима в Арктику займет не более 6 лет работы такой суперплотины.

Идею, конечно, зарубили, причем не только из-за космической стоимости: поведение глубинных течений было изучено далеко не полностью. И ученые благоразумно боялись разного рода непредвиденных последствий.

Впрочем, в 70-е годы рождались и еще более странные предложения. Так, архитектору Казимиру Луческому, видимо, не давала покоя слава Ле Корбюзье. Поэтому он, взяв за основу идею с плотиной через Берингов пролив, предлагал её улучшить. Например, путем постройки на плотине города – с эскалаторами, автомагистралью, домами и террасами для любования морем. Мысль, в какой-то степени, ещё более странная, нежели сама плотина. Как будто вокруг совершенно нет свободной земли. А еще, во избежание грандиозных пробок в будущем, каждый квадратный сантиметр такой плотины лучше бы использовать под транспортные, а не жилые нужды.

Впрочем, кто знает? Быть может, лет через 50-100 человек, используя, скажем, растущие вычислительные мощности, создаст подробную модель течений, соберет данные, и изучит поведение Арктики настолько хорошо, что и вправду сможет менять климат без особой опаски. И тогда раскинутся пляжи для загорающих на Обской губе.ссс

№ 6 — Терра-3

«Терра-3» в СССР

В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.

Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.

То, что осталось от «Терра-3»

№ 2 — Главный Туркменский канал

Сейчас читают

Канал Туркменский

Еще один проект, который позволил бы спасти засушливые районы, но в Туркмении. Его реализация дала бы возможность увеличить площади посевов хлопка, а также организовать судоходство между Амударьей и Волгой. Длина запланированного канала — 1,2 км, глубина — 7 м, ширина — 100 м. Заодно создали бы и ирригационные каналы (около 10 тысяч км протяженностью в целом), 2000 единиц водоемов и сразу три ГЭС. Примерно 25% стока Амударьи хотели провести по высохшему руслу бывшей реки Узбоя.

Стройка началась в 1950 году. В ней участвовали и местные жители, и заключенные. Количество строителей в 1953 году достигло почти 7300 рабочих и 10 тысяч заключенных. Количество работающей на проекте техники измерялось тысячами единиц: например, самосвалов было около 5000. Огромное количество грузов, необходимых для реализации Туркменского канала, направлялось сюда со всего СССР.

К сожалению, строительство канала было остановлено после смерти Сталина. Инициатор прекращения работ — Берия. Затем определенные расчеты показали, что проект нерентабельный, и его вовсе закрыли. На момент полного окончания работ на строительство Туркменского канала уже было потрачено более 21 млрд рублей, в переводе на современные рубли — 2,73 трлн.

Туркменский канал на почтовой марке

Сталинское Великое преобразование природы

После окончания советско-немецкой войны, к разрухе и упадку экономики прибавилась еще одна проблема — массовый голод.

Отстройка городов после войны

Привела к нему политика партии, которая запасала в своих закромах зерно на случай новой войны(привет обострению отношений с США) и даже могла его экспортировать в соседние страны, чтобы получить нужное политическое влияние в появившемся после заключения мира так званом социалистическом лагере. Однако! Но также одной из причин голода считается засуха, которая существенно сократила количество собранного урожая по сравнению с довоенными годами. Ее вызвали жаркие юго-восточные ветра, которые и до этого время от времени негативно влияли на урожайность как зерновых, так и овощей с фруктами. И Сталин решил бороться с этой проблемой в своем стиле — глобально и с размахом! В 48-ом году Совет Министров СССР ввел в действие постановление, которое было в прессе и народе окрещено “Сталинским преобразованием природы”.

Какая стройка по вашему мнению была масштабнее?

Днепровской ГЭСБайкало-Амурской магистрали

Оно предполагало проведение работ невероятных, гигантских масштабов. До сих пор в мировой истории не зафиксировано подобных прецедентов, когда под засев деревьями(в основном — дубом и сосной) планировали отдать около 120 миллионов гектаров земли!!! что равно примерно 1/9 всей площади Европейского континента!

Посевы молодых деревьев

Таким образом планировались преградить путь так званым суховеям, от которых сильно пострадал урожай в 46-47-ых годах. Всего общая протяженность засаженных лесополос должна была достигнуть длины в 5300 км!, а ширина составляла примерно 50-120 метров. Также собирались построить около 4000 водохранилищ различных размеров и объемов, для улучшения орошения многочисленных полей и садов. Еще их могли и использовали для получения электричества с помощью массового строительства ГЭСов различных размеров и масштабов.

К реализации плана приступил 1949-ом году и рассчитывали закончить к 1965-ому. Были задействованы множество сельскохозяйственных университетов и учебных заведений со всех уголков необъятной страны. Массовая агитация в виде плакатов, статей в СМИ и объявлений на радио призывала все колхозы, принимающие участие в работах, делать все возможное и трудиться на пределе сил.

Как обычно, требовали “пятилетку в три года” и так далее. Многие тысячи аграриев, выжившие после войны, были приглашены(считай — согнаны) на работы в районы, которые нужно было засеять. Специально высчитывали и прикидывали, какие сорта деревьев, в каком количестве и каком порядке нужно высаживать, чтобы достигнуть максимального эффекта защиты от горячих ветров. Массово внедрялись более современные и эффективные способы обработки посевных полей, создавались новых культуры злаковых, более пригодных к данным климатическим изменениям.

Плакат сталинского преобразования

Был создан институт “Агролеспроект”. Его единственной задачей была координация усилий огромного количества специалистов различных направлений, от инженеров, создающих новые, более эффективные механизмы посева, до обычных работяг, занимающихся посадкой деревьев и рытьем водоемов. Также массово восстанавливали леса, уничтоженные во время войны.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Такие масштабные работы начали приносить свои плоды уже в первые года действия программы. Урожай зерновых вырос на треть, овощей стали собирать в полтора-два раза больше. К сожалению, после смерти Сталина программу начали сворачивать, а через некоторое время Хрущев приказал уничтожить часть высаженных лесополос и вырытых водоемов. Вместо этого он решил реализовать свой план по обеспечению продовольствием СССР, который сейчас известен как “освоение целины”.

Но он провалился, что вылилось в массовый неурожай в начале 60-ых годов. В дальнейшем план преобразования природы не реализовывался ни при одном из последующих правителей Советского Союза. В лучшем случае, занимались только работами по поддержанию текущего состояния высаженных лесов.

Работы проводились за счет физической силы заключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли от болезней

Воодушевленные и полные надежды, советские лидеры принялись реализовывать намеченный грандиозный проект. С государственной казны было выделено более семисот миллионов рублей – немыслимая на то время сумма. Но дело было не только в деньгах, а в использовании огромного количества человеческих ресурсов и техники. Стройку решили выполнить за счет ссылаемых на Сахалин преступников и политических заключенных, также сюда принудительно направлялись военные и профессиональные инженеры.

Но поспешность сыграла со строителями злую шутку. В месте строительства не успели организовать нормальные условия труда, работникам приходилось жить в непонятных, возведенных на скорую руку бараках. Из-за этого люди начали болеть, среди них активно распространялась цинга и другие недуги. В таких условиях не могло быть и речи о том, чтобы эффективно выполнять положенные работы. Кроме того, к отдаленному региону Советского Союза было трудно доставить строительные материалы и снаряжение.

Партийная элита и начальники

Начальников предприятий, ценные кадры вроде ученых и инженеров тоже оставляли трудиться в тылу / Фото: i0.wp.com

Также на фронт не призывали мужчин, чей профессионализм был важен в тылу, чтобы обеспечивать армию и гражданских всем необходимым. К ним относились представители партийных органов и высших руководящих чинов как в крупных городах, так и на периферии. Начальников предприятий, ценные кадры вроде ученых и инженеров тоже оставляли трудиться в тылу.

В случае, когда немцы подходили к промышленным городам, в первую очередь эвакуировали заводы и их директоров. Если вывезти предприятия не удавалось, начальство присоединялось к партизанам и возглавляло отряды в тылу врага. Хотя бывали и прецеденты, когда бывшее руководство переходило на сторону оккупантов.

В первый год на фронт также не призывали учителей, комбайнеров и трактористов, собиравший урожай, студентов, участвовавших в таежных лесозаготовках.

Заключенные

Государство считало бывших зеков неблагонадежными, поэтому опасалось давать им оружие и отправлять в тыл врага / Фото: upload.wikimedia.org

К началу Великой Отечественной многие люди успели отсидеть срок по политической 58-й статье УК СССР как враги народа. Государство считало таких граждан неблагонадежными, поэтому опасалось давать им оружие и отправлять в тыл врага. Также не призывали бывших заключенных, сидевших за тяжкие правонарушения.

Лишь в 1943 году, когда ситуация на фронте накалились еще жестче, на фронт начали брать воров в законе и зеков, осужденных по статьям небольшой тяжести.

2.


Дворец Советов — пожалуй, самый грандиозный проект в СССР 1920-х годов.

Одним из самых известных неосуществленных проектов советских архитекторов по праву считается здания Дворца Советов, которое планировалось сделать местом проведения заседаний Верховного Совета СССР и других массовых мероприятий. Огромное здание в стиле ар-деко должно было стать венцом так называемой «Сталинской реконструкции Москвы», и его даже начали строить. Для строительства нужно было освободить место, и власти решили уничтожить храм Христа Спасителя.

Вскоре, в 1939 году, работы были начаты. Однако начало Великой Отечественной войны не только заморозило стройку на неопределенный срок, но и в дальнейшем поставила крест на проекте: все, что могли приспособить из уже собранных конструкций для Дворца, разобрали на нужды обороны столицы. А после войны была предпринята вторая попытка завершить проект, но и она закончилась ничем. В конце-концов, в 1960 году на месте, где должен был Дворец Советов, был отстроен открытый зимний бассейн «Москва», а после его закрытия был восстановлен взорванный большевиками храм.

Закат планового строительства СССР

Однако в наше время традиции панельного домостроения возродились, и появилось много современных проектов таких зданий. Хоть строительством и занимаются частные компании, но заказчиками строительство все чаще выступают муниципальные городские власти. Однако такого размаха, как в 50-80-е годы, типовое строительство уже не имеет и вряд ли когда-то эта практика возродится. Это было требование социалистической эпохи, и в других, капиталистических странах, таких требований просто не было. Конечно, и в них строились и строятся жилые многоэтажные дома по типовым проектам, но такие проекты не настолько массовые, какими они были во времена СССР, когда регулированием строительства занималось исключительно государство. Тогда только государство могло создать мощную научно-техническую и промышленную базу, обеспечивавшую строительную индустрию стройматериалами в необходимых размерах.

Когда воду превратили в электричество

С началом эпохи индустриализации и первых пятилеток в СССР усиленно занялись вопросом по обеспечению электроэнергией больших населенных территорий. Все это входило в план электрификации Советского Союза, принятый на вооружение еще в 1920-ом году. Для его реализации было решено построить гидроэлектростанции на украинской части Днепра.

Постройка ГЭС на Днепре

После долгих споров и дискуссий, на которых также решалось, строить станцию самим или поручить работы иностранным специалистам был выбран компромиссный вариант — строим, в общем, сами, но и помощи со стороны чураться не будем. Торжественная закладка грандиозной постройки произошла 8-го ноября 1927-го года. В отличие от Беломорканала, на строительстве Днепрогэса не использовали заключенных, приоритет отдавали высококвалифицированным рабочим. Было много крестьян-сезонников, которые отрабатывали несколько месяцев и в начале августа возвращались на сбор урожая. Быт был ужасающим — не хватало еды, чистой посуды, одежды, жилья, в бараках больно кусались клопы, а единственным развлечением было распитие водки да танцульки в клубах неподалеку. Но постепенно жилищные условия улучшились, и на конец строительства, в 31-32-ых годах городки, в которых обитали рабочие, не стеснялись показывать иностранной прессе.

Последние работы по сооружению Днепровской ГЭС завершились в 32-ом году. Семнадцатого сентября состоялось торжественное открытие, на котором всем руководителей стройки и наиболее высокопоставленных иностранных специалистов наградили орденами Трудового Красного Знамени.

В дальнейшем Днепрогэс взрывали во время советско-немецкой войны, потом восстанавливали после ее окончания. Сейчас, по наличию финансирования, на станции проводят масштабные работы по модернизации оборудования.

«Днепрогес» в наше время

Следующая масштабная стройка гидроэлектростанции была начата практически через три десятилетия после закладки Днепрогэса — в 1952-ом году. Назвали ее Сталинградской, а потом переименовали в Волжскую. Решение о ее строительстве приняли на два года раньше, в августе 1950-го. Во время строительства было введено ряд инноваций, которых до того не знала мировая история. Всего на сооружение сего масштабного проекта ушло 9-ть лет, в эксплуатацию объект приняли осенью 61-го. Тогда же было решено переименовать ее в Волжскую ГЭС. В течение нескольких последующих лет она считалась самой большой станцией на воде как в Европе, так и в мире. Пока в работу не была введена другая аналогичная постройка, во все том же СССР.

Ей была Братская ГЭС, которая своей мощностью в итоге обеспечивали электроэнергией чуть ли не всю Сибирь! Работы по ее возведению начались в 1954-ом году, событие массово освещали в газетах и на радио. Как принято, всех желающих и заинтересованных в строительстве “великого будущего великой страны” созывали внести свою лепту в это самое “будущее”.

«Братская» ГЭС

Последний, так сказать, кирпичик был заложен спустя 13-ть лет, в 67-ом. На тот момент она была самой большой ГЭС в мире. Правда свое гордое звание хранила недолго — до 71-го. Вырабатывает электроэнергию ударными темпами и сейчас.    

• Грандиозные проекты СССР, которые сейчас заброшены

Во времена Советского Союза было создано немало удивительных, грандиозных и очень масштабных вещей. Подобные суперпроекты можно считать настоящими Чудесами света своей эпохи, воплощением военной и научной мощи государства. Все они стоят до сих пор, пускай (по большей части) и были забыты. Впрочем, о большинстве подобных вещей рядовые граждане Союза никогда не знали, ведь они были строго засекречены.

1. РЛС «Дуга»

Вплоть до середины 1980-х годов данный объект оставался полностью секретным. «Дуга» – это советская загоризонтная радиолокационная станция, которая использовалась в комплексе систем раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. Интересно, что во время работы в эфире станция издавала характерный стук, за что американская разведка прозвала ее «Russian Woodpecker» («Русский дятел»).

2. Город Нефтяные Камни

Поселок городского типа, который был построен прямо в Каспийском море на металлических эстакадах. Появление города было обусловлено началом добычей нефти в этих местах. Построили комплекс в 1949 году, после чего он неоднократно разрастался. На воде были установлены добывающие и перерабатывающие установки, здесь же находились жилые дома, магазины, школы, больницы и все остальное, что необходимо для жизни людей. Сейчас здесь проживает около 2 тысяч человек.

3. Семипалатинский испытательный полигон

Первый и один из крупнейших ядерных полигонов Советского Союза. Первое испытание ядерной бомбы было проведено здесь 29 августа 1949 года. Создание комплекса было частью ядерной программы СССР. Место выбрали не просто так, а благодаря невероятно удачному рельефу, которые позволял проводить разнообразные подземные испытания в штольнях и скважинах.

4. Ускорительно-накопительный комплекс

В Советском Союзе мог быть свой собственный протонный коллайдер. Реализацией проекта занимался Институт физики высоких технологий. Комплекс начали строить в 1983 году в Подмосковье, однако уже в 1994 году его заморозили. Распад СССР и последующий экономический кризис не лучшим образом сказались на научной отрасли. На сегодняшний день инициатива почти закрыта из-за отсутствия финансирования.

5. Объект 825ГТС

База подводных лодок в Балаклаве, которая сегодня является «Музеем холодной войны». Создавалась для хранения, обслуживания и ремонта субмарин в условиях ядерной войны. Комплекс был построен с расчётом на то, чтобы выдерживать падение ядерной бомбы. Строили подземный комплекс на протяжении 8 лет с 1953 по 1961. Закрыта база подводных лодок была в 1993 году.

6. СПРН Дарьял-У

«Дарьял» – передовая на момент создания РЛС Советского Союза, которая использовалась в первую очередь для обнаружения (и последующего перехвата) баллистических ракет. Проект появился в 1964 году. Первую станцию сдали в эксплуатацию в 1984 году. Всего в оборонной инициативе предусматривалось создание 7 подобных комплексов. Как и многие другие подобные проекты, «Дарьял» похоронил распад СССР.

7.РЛС Лена-М

Еще один интересный проект советской РЛС, главной особенностью которого была возможность достаточно оперативного развертывания станции, при условии того, что Лена-М была вовсе не мобильной установкой. Разработана станция была в 1968 году.

Нравится? Жми:

Исторический очерк

Развитие советской архитектуры прошло несколько этапов. Зарождение этого феномена связывают с периодом 20 – началом 30-х годов, когда идут активные поиски новых форм, переосмысливаются классические приемы зодчества. В это время складывается два основных авангардных направления советской архитектуры: конструктивизм и рационализм. В конце 30-х годов становится понятно, что авангарду не по пути с идеологической советской культурой. Начинает формироваться новая архитектура, цель которой прославлять величие и достижения социалистической идеи. Реализации идей этого периода помешала Вторая мировая война, после которой начинается новый период в архитектуре. Он связан не только с восстановлением разрушенных городов, но и созданием нового пространства, которое бы поддерживало в человеке ощущение гордости за свою страну. Именно на этой идеологической основе формируется сталинский ампир, с его тягой к масштабности. Начало 60-х годов обострило проблему жилой архитектуры. Люди жили в нечеловеческих условиях, и это уже нельзя было списать на послевоенное восстановление. Необходимо решать проблему постройки массового жилья. Эта задача решалась за счет максимального удешевления проектов. Это обернулось трагедией для советской архитектуры. которая выбрала не самый лучший путь развития и пошла вслед за французами в их функциональном типовом строительстве.

Все творческие попытки архитекторов признавались избыточными и вредными. Что заставило творцов заниматься «бумажной архитектурой», т. е. создавать проекты без надежды на воплощение. В 80-х годах советские зодчие остро ощущают надвигающийся кризис. В это время господствует типовой, безликий проект. Архитектура превращается из искусства в простое чертежное мастерство. Из этого кризиса она очень медленно стала выходить только к концу 90-х годов, но это уже постсоветский период.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий