“Бурдж-Халиф”
Наиболее известная рукотворная достопримечательность не только Эмиратов, но и мира находится в фешенебельном новом районе Downtown Dubai г. Дубая. Это самое высокое сооружение и самое многоэтажное здание в мире – небоскреб “Бурдж-Халифа”, названный так в честь президента ОАЭ шейха Халифы ибн Заида ан-Нахайяна (до открытия проект носил название “Бурдж-Дубай” – “Дубайская башня”).
“Бурдж-Халифа” имеет 163 этажа (жилых, деловых, рекреационных и технических) и два подземных этажа для парковки. Она напоминает по форме гигантский спирально закрученный сталагмит с трехлопастным сечением, имеет высоту 828 м и ширину в нижней части 175 м (рис. 3). Крыша последнего населенного этажа располагается на высоте 648 м, остальные 180 м приходятся на самый длинный в мире шпиль, оборудованный к тому же телекоммуникационной техникой и имеющий внутри 46 обслуживающих уровней. Самая высокая в мире смотровая площадка находится на 148-м этаже на высоте 555 м; и еще одна расположена на уровне 452 м (рис. 4).
Рис. 3а. Здание “Бурдж-Халифа”
Внутри комплекса башни и окружающего ее подножие подиума размещены квартиры, рестораны, отель, тренажерные залы, бассейны, спортивные залы, клубы, смотровые площадки, офисы, торговые центры, мечеть и даже небольшие парки и бульвары. Общая площадь внутренних помещений – около 344 тыс. квадратных метров. Одновременно там могут находиться 35 000 человек. Их перевозят 57 лифтов со скоростью 10 м/с, а также 8 эскалаторов. Обзорные лифты имеют двухэтажные кабины.
Рис. 4а. Виды со смотровых площадок здания “Бурдж-Халифа”
Рис. 4б. Виды со смотровых площадок здания “Бурдж-Халифа”
Поскольку жаркий и влажный климат обуславливает образование значительного количества конденсата при кондиционировании помещений внутри башни, там имеется система сбора воды из этого конденсата, которая используется для орошения зеленых насаждений на парковой территории вокруг комплекса c прудами и музыкальным фонтаном.
Кроме всего прочего, “Бурдж-Халифа” является энергонезависимым зданием. Его снабжение электроэнергией происходит за счет комплекса солнечных панелей на стенах башни (15 тыс. кв. м) и ветровой турбины высотой 61 м. И, конечно же, имеется самая современная громоотводная система (рис. 5.).
Рис. 5. Молния, ударившая в вершину здания “Бурдж-Халифа” и никому не навредившая за счет молниеотводной системы
Это знаковое здание, видное в ясную погоду даже за 95-100 км, представляет собой чудо инженерной и архитектурной мысли, не имеющее себе равных
В ОАЭ оно считается символом материального процветания и стремления арабского народа к прогрессу и международной кооперации, что особенно важно в период мирового экономического кризиса. Оно привлекает в ОАЭ туристов со всей планеты, особенно в новогодние праздники, чтобы увидеть фейерверки по всей высоте башни (рис
6) .
Рис. 6. Новогодний фейерверк в комплексе “Бурдж-Халифа”
Общая стоимость реализации проекта составила примерно 1,5 млрд долларов, так что “Бурдж-Халифа” – еще и самое дорогое здание в мире. Однако благодаря высокой престижности комплекса эти затраты окупились в первый же год, так как его помещения были проданы за общую сумму 4,1 млрд долларов и продолжают приносить огромную прибыль инвесторам.
Это грандиозное строительство было начато по приказу эмира Дубая Мохаммеда ибн Рашида не только чтобы повысить доверие к Дубаю в период мирового экономического кризиса, но и чтобы в целом переориентировать экономику Эмиратов с нефтегазового бизнеса на финансирование, торговлю, обслуживание, туризм и высокие технологии.
Возведение комплекса “Бурдж-Халифа” велось с 2004 по 2009 год (рис. 7), хотя официальное открытие состоялось в начале 2010 года. Ежедневно на строительстве работало до 12 000 рабочих – в основном из Южной и Юго-Восточной Азии (их труд, к сожалению, очень низко оплачивался).
Рис. 7а. Строительство небоскреба “Бурдж-Халифа”
Рис. 7б. Строительство небоскреба “Бурдж-Халифа”
Самая высокая башня в мире
Небоскреб Бурдж Халифа официально признан самым высоким зданием в мире. Внешне башня напоминает огромный сталагмит. Она имеет неровные линии, но это было сделано не с целью украшения, а для того, чтобы защитить здание от ветров. Стоит также отметить, что небоскреб построен из высокопрочных материалов, которые устойчивы к любым погодным условиям.
Изначально было запланировано построить здание, которое вмещало бы в себя офисные помещения, жилые квартиры, магазины, отели, рестораны. То есть, можно сказать, что Burj Khalifa – это целый город, в котором есть абсолютно все необходимое для жизни. Кроме того, территория вокруг полностью облагорожена. Здесь есть и великолепный парк, и тенистый сад, и даже огромный фонтан, который заслуживает отдельного внимания.
Вид на поющие фонтаны с высоты смотровой площадки
Что внутри Бурдж Халифа
Небоскреб Бурдж Халифа роскошен не только снаружи, но и внутри. Над интерьерами работали именитые дизайнеры, для отделки использовали самые современные и дорогие материалы. Инженерные системы и техническая оснащенность здания поражают воображение не меньше его оформления.
Функциональные зоны
В башне есть три крыла, каждое из которых разделено на отдельные функциональные зоны.
На огромной площади Бурдж Халифа можно найти:
- Смотровые площадки на 124 и 148 этажей — подъем к ним на скоростных лифтах занимает около минуты, после чего посетителям открывается удивительная панорама Дубая (обзор 360 градусов); билеты приобретают на специализированных сайтах или в кассе молла.
- Ресторан высокой кухни «Атмосфера» — чек выше среднего, 80 посадочных мест, роскошный интерьер; концепция — «яхта в небе».
- Отель Armani — уникальные интерьеры, разработанные Джорджио Армани, украшает дорогостоящая дизайнерская мебель. Регистрация посетителей происходит в номерах, индивидуально; в распоряжении гостей спа-центр, рестораны, деловые залы, магазины-бутики, открытая терраса на 600 человек.
- 900 жилых апартаментов с уникальным дизайном интерьера, полным комплексом услуг, системами «умный дом» и стоимостью в несколько миллионов евро.
- Офисные помещения на 37 этажах.
- Спортивно-оздоровительный клуб (тренажерные залы, бассейны, спа-центр).
Также есть библиотека, магазин с изысканными продуктами, сигарный клуб, парковка.
Инженерные решения
Чтобы сделать Бурдж Халифа комфортным и максимально безопасным, проектировщики внедрили самые современные инженерные решения.
Некоторые из них называют «зелеными», так как они направлены на сбережение окружающей среды, сокращение потребления природных ресурсов. Это:
- высокотехнологичная система остекления, поддерживающая определенный микроклимат в помещениях;
- «утилизация» теплоты для работы системы вентиляции;
- применение морской, а не пресной воды в системе охлаждения здания.
30 000 термопанелей на фасаде многофункционального центра препятствуют проникновению ультрафиолета внутрь, сокращая расходы на охлаждение помещений.
Семь сдвоенных технических этажей, равномерно распределенных по высоте, и специальные решения для расстановки оборудования позволили нивелировать колоссальные перепады давления в инженерных системах.
Тщательно продумана и система скоростных лифтов. Чтобы сократить время их ожидания, на высокие этажи приходится подниматься с пересадкой. Самый большой лифт вмещает 60 человек! Система аварийного торможения способна остановить кабину за 1-2 секунды.
Лифты и смотровые площадки башни Бурдж Халифа
Расчетное максимальное количество находящихся в здании людей – 35 тысяч человек, небольшой город или средний стадион. Понятно, что организовать вход и выход в условиях высотного здания – задача не из легких. Поэтому в Бурдж Халифа более полусотни лифтов, устойчиво работающих непрерывно, параллельно и с подстраховкой. При этом на все 162 этажа, это 624 метра, ходят только технический и пожарный лифты. При возгорании или иной тревоге все кабины работают на эвакуацию, пожарная рассчитана на 60 человек.
Именно на случай непредвиденных обстоятельств вестибюли и холлы в Бурдж Халифа необычно просторны. Дай Бог (Аллах), чтобы не пригодились эти площади, пусть лучше пустуют, для подстраховки. Крупная надпись на английском означает символичное – К вершине, это обычный режим работы обширного подъемного хозяйства. В подборке еще несколько фото, которые пояснений не требуют, иллюстрируют состояние и оформление пассажирских лифтов. Скорость перемещения кабин в штатном режиме – 10 метров в секунду, минуты на подъем лишку.
Как уже сказано, в Бурдж Халифа отдельные входы и лифты для туристов, постояльцев отеля и квартиросъемщиков. Это разумно, с точки зрения постоянных жильцов, которым пересекаться с праздными путешественниками ни к чему. В ресторан или на смотровую площадку они при желании попадут, не встречая туристов и без толчеи. Беспокойная часть временных посетителей только и интересуется этими объектами, это вполне объяснимо. Обзор с высоты Бурдж Халифа ограничивается только линией горизонта, то есть кривизной планеты.
Обзорные смотровые площадки небоскреба
Предоставить недостижимый нигде в мире, широчайший обзор окрестностей – одна из задач, решаемых башней Бурдж Халифа. Самое комфортабельное место для обозрения – ресторан Атмосфера на 122-м этаже, на высоте 422 метра. Очередной рекорд мира, еще не побитый – самый высокий ресторан мира, стилизованный под судовую кают-компанию. Двумя этажами выше – первая смотровая площадка, на уровне 452 метра. Примерно часовое пребывание позволяет досыта насладиться круговым обзором.
Еще одна смотровая площадка, с билетами более чем вдвое дороже, находится на высоте 555 метров (148 этаж). Билеты в башню Бурдж Халифа можно заказывать на сайте, желательно заранее, желающих посетить очень много. Если визит спонтанный, попытаться купить можно внизу самой башни либо на нижнем уровне Дубай Молла, вдруг повезет. Довольно просторно на смотровых площадках в дневное время, когда большинство путешествующих посещают другие приметные места. К вечеру народу добавится, но и виды станут разнообразнее.
Вечернее посещение Бурдж Халифа станет более живописным, кроме дневной панорамы, можно застать вечерние виды. Темнеет в Эмиратах довольно рано, включается иллюминация на большинстве зданий, особенно красочная на высотных. Главное, включится светящийся фонтан Дубаи, одна из лучших достопримечательностей страны. Увидеть водную феерию в музыкальном сопровождении с высоты небоскреба само по себе – шанс уникальный. Можно еще и спуститься вниз, чтобы насладиться и наземным зрелищем.
Колизей
Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.
Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее.
Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима.
Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.
В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части.
Внутреннее убранство
Бурдж Халифа (вид из комнаты)
Башня оснащена с учетом последних технических инноваций. В ней есть не только комфортабельные рабочие офисы, ресторанный комплекс, торговые ряды, но и огромные смотровые площадки, жилые апартаменты, тренажерный зал, и даже джакузи. Благодаря специальным мембранам, установленным в небоскребе, систематически происходит ароматизация здания. Уникальность этой задумки в том, что для Бурдж Халифа был специально разработан аромат. Интерес представляют и стеклопакеты, использованные при строительстве этого сооружения.
Они имеют следующие отличительные характеристики:
- не пропускают внутрь помещения пыль;
- отражают ультрафиолетовые лучи;
- способствуют нормализации в помещении температурного режима
Для того чтобы возводимое здание было безопасным, инженерами-технологами был разработан вариант специфической марки бетона. Отличительной чертой созданного строительного материала стала способность выдерживать скачки температур до +50 градусов. Готовили его в ночное время, добавляя к цементу не только воду, но и лед.
Дубайский небоскреб оснащен 57 современными лифтами, развивающими скорость движения до 10 м/с. Но только один из них позволяет подниматься на все этажи. Этот служебный вариант закрыт для посетителей, пользоваться им могут только сотрудники башни.
Строительство здания[править]
Последняя фотография исчезнувшего главного инженера здания
На месте ранее засыпанного котлована был вырыт новый котлован, по площади равный соседнему эмирату. Котлован так и назвали — Бурдж-Эмират (дословно — «личный эмират Его Углеводородного Превосходительства Луноликого Шейха Бурджайского»). Столицей эмирата впоследствии стала небольшая кладовая комната в апартаментах владельца башни, шейха Бурджайского, расположенная на 404 этаже здания.
Строительство башни велось вначале с помощью подъёмных кранов, затем с помощью высоких подъёмных кранов, затем с помощью сверхвысоких подъёмных кранов, затем с помощью очень сверхвысоких подъёмных кранов, затем с помощью вертолётов, затем с помощью реактивных самолётов и, наконец, с помощью космических кораблей. Шпиль здания устанавливали с помощью Аллаха. Для нужд строительства были закуплены производственные мощности всех сталелитейных и бетонных заводов мира. Этих мощностей хватило только до 666 этажа, после чего в ход пошло всё подряд — глина, солома, кирзовые сапоги, опилки, генномодифицированный плутоний. Строительство верхних этажей осуществлялось исключительно гастербайтерами из Центральной Азии, отбор которых осуществлялся по религиозному критерию, наличию бороды и, конечно, по деньгам.
За время строительства этого грандиозного объекта погибло более 15 тыс. мусульманских рабочих и исчез главный инженер проекта Усама Бен Ладен, которого последний раз видели на крыше здания с рулоном чертежей и логарифмической линейкой в руках.
Строительная отрасль ОАЭ
Одной из самых приоритетных сфер бизнеса в ОАЭ в настоящее время является строительная отрасль. Она работает с упором на ряд очень крупных проектов и на дальнейшее развитие социальной инфраструктуры. После принятия законов, разрешающих иностранным гражданам и компаниям покупать землю в специально выделенных районах ОАЭ или оформлять долгосрочную аренду сроком до 99 лет, в стране начался и продолжается настоящий строительный бум. Большие средства вкладываются в возведение современных зданий и заводов по опреснению морской воды, необходимой не только для непосредственного использования людьми, но и для полива сельскохозяйственных культур и растений в зеленых зонах городов.
В течение 1970-2016 годов среднегодовой оборот в строительной отрасли увеличился в текущих ценах с 0,17 до 35,7 млрд долларов (почти в 211 раз) при среднегодовом приросте 12,3% .
Рентабельность проектов и востребованность недвижимости в Эмиратах привлекает застройщиков со всего мира. Но для ведения там строительства зарубежные компании по закону должны объединяться с местными во временные корпоративные структуры, зарегистрированные именно в ОАЭ. Такой способ сотрудничества обеспечивает эффективное управление рисками прежде всего потому, что каждая договаривающаяся сторона (включая подрядчиков, субподрядчиков, архитекторов, инженеров-строителей, руководителей проектов и инженеров-консультантов) должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности в соответствующем эмирате и городе ОАЭ. Причем для получения лицензии необходимо соответствовать ряду требований в отношении образования, квалификации, опыта работы, количества сотрудников, уставного капитала, банковских и страховых гарантий, наличия офиса, техники и пр. Может быть, именно благодаря таким высоким требованиям к участникам строительства и жесткому контролю их выполнения большинство проектов в стране являются весьма успешными, а для недобросовестных компаний выход на строительный рынок Эмиратов практически недоступен.
Городская инфраструктура наиболее активно расширяется в Дубае и Абу-Даби, на что особенно большое влияние оказывает приближение времени проведения в Дубае Всемирной выставки “Экспо-2020”. Небоскребы вырастают там как грибы, при этом почти каждый из них является уникальным, а не типовым (рис. 2). К ним прилагаются искусственные острова, торговые центры, парки, новые дороги, развязки, станции метро и многое другое. При этом технологии строительства, которые используются в ОАЭ, не изобретены там и не всегда уникальны, но благодаря хорошему западному образованию эмиратских государственных менеджеров и отсутствию присущих Западу финансовых и психологических ограничений там удается не просто строить грандиозные объекты, но и удивлять всех жителей планеты .
Рис. 2. Небоскребы Дубая
3. Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
Разработанный американским архитектором Фрэнком Гери, Музей Гуггенхайма представляет собой великолепный пример самых новаторских идей архитектуры 20-го века. С 24000 м2, из которых 11 000 посвященные выставочной площади, музей представляет собой архитектурную достопримечательность дерзкой конфигурации и инновационного дизайна, обеспечивая соблазнительный фон для произведений искусства, выставленных в нем. Это здание изменило взгляд мира на современную архитектуру и музеи, и стало символом возрождения промышленного города Бильбао. Изготовлен музей из титана, с волнистыми линиями, которые на лучах солнца меняют свой цвет.
Храм Геры
Фото:Wikimedia
Согласно археологическим данным культ Геры на Самосе существовал с бронзового века, в частности в микенский период. Вначале это был небольшой каменный алтарь и здание для защиты деревянной статуи.
В VII веке храм был перестроен.
При тиране Поликрате был заложен новый Герейон, больше прежнего, по словам Геродота «величайший из известных нам храмов». Это был диптер, размеры храма 55,16×108,63 метров. Перед пронаосом храм имел три ряда колонн, число их достигло 155.
Из них сохранилась только одна с южной стороны храма. По оценке исследователей высота колонн была 20 метров. Колонны были из мрамора, храм из травертина.
Учёные считают, что храм не был завершен, потому что после смерти Поликрата в 522 году до н. э. начались внутренние конфликты между наследниками и Самос пришел в упадок. Возможно строительные материалы храма были использованы для строительства стен и других зданий.
Раскопки свидетельствуют, что Герейон имел не только общегреческое значение, но и мировое. Найдены приношения из всех частей тогда известного мира: Египта, Сирии, Ассирии, Вавилона, Месопотамии, Персии, Финикии, Лаконии, Аттики, Крита и Кипра.
Среди них настоящие произведения искусства. Обнаруженные при раскопках многочисленные изделия из мрамора, глины, стекла, меди, дерева, слоновой кости и золота ясно показывают мировое значение Герейона.
Интересные факты[править]
Спутниковая фотография небольшой квартирки для немалоимущих на 1110 этаже, сделанная врезавшимся в башню спутником
- Монетка, сброшенная с верхнего этажа Бурдж-Халифы, сгорает при входе в нижние слои атмосферы.
- Бурдж-Халифа — самое высокое изделие на Земле, включая Эверест.
- Чтобы Земля не сошла с орбиты во время строительства здания, на обратной стороне планеты в качестве баланса на материке Америка были в темпе возведены высотные здания, которые своим весом придавливают континент к океанскому дну (например Всемирный торговый центр).
- Лифт Бурдж-Халифа приводится в действие ручной силой белых рабов и занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстроходное канатно-колесное транспортное средство в мире.
- Стёкла небоскрёба покрыты мазутом российского производства, который предотвращает образование масляных пятен от врезавшихся в здание мух, птиц, самолётов, космических кораблей и астероидов.
- Полезная площадь здания в несколько раз превышает площадь России вместе с прилегающим к ней Северным Ледовитым океаном.
- Сразу после открытия башни по ней поползла экспедиция альпинистов, которая стремилась дойти до вершины башни, но через месяц связь с экспедицией пропала. Вторая экспедиция, снаряженная для поиска и спасения пропавших альпинистов, смогла подняться только до 666 этажа и была вынуждена вернуться обратно из-за снежных лавин и сильнейших морозов. Судьба первой экспедиции до сих пор неизвестна.
- В интервью телеканалу LifeNews архитектор здания Усама Бен Ладен заявил, что Бурдж-Халифа является всего лишь макетом здания в масштабе 1:10. Макет был сделан по требованию представителя застройщика, который не умеет читать чертежи и у которого отсутствует пространственное воображение. Предполагается, что макет будет демонтирован после расчистки территории Дубая под строительство самого здания. Представитель застройщика уклонился от комментариев, но подчеркнул, что на время строительства население Дубая будет переселено в лагеря для беженцев на территории Израиля.
- Главными заказчиками строительства являются Аллах и его друг Мухаммед.
Бурдж Халифа во всем великолепии мирового рекордсмена
Начинает смеркаться, на набережных вокруг фонтана стартует захват выгодных ракурсов любителями запечатлеть яркие зрелища. Бурдж Халифа, едва уместившись в габариты кадра, вынуждает обрезать скопившуюся публику. Некоторые терпеливые индивиды умудрились даже сидячие места застолбить, рассчитывая на комфортное созерцание представления. Оказавшись на этом месте в столь подходящее время, включения воды и музыки надо обязательно дождаться. Светящийся фонтан не может надоесть, не каждому вообще удается его увидеть.
Справа от немного мрачноватого в сумерках небоскреба Бурдж Халифа виден характерный закругленный фрагмент другого гиганта. Часть торгового центра Дубаи Молл, уже с потушенным освещением залов, все-таки попала в пределы кадра. Чуть не упустил набившее оскомину определение — крупнейшего в мире, однако это именно так.
И океанариум внутри Дубаи Молла побывал рекордсменом, там 10 миллионов литров воды и 33 тысячи видов морских обитателей. Однако многие его уже переплюнули, в том числе наш Москвариум с 25 миллионами, и это не рекорд. Но центр центром, взгляды притягивает Бурдж Халифа.
Сколько времени еще останется Бурдж Халифа в Дубае высотным рекордсменом, пока точно неизвестно. Но известно предварительно, — в 2020 году должны достроить первое здание, превысившее километровую высоту. Строительство здания Джидда Тауэр в Саудовской Аравии проектировал тот же Эдриан Смит, что и нынешнего обладателя рекорда. Наработки, полученные здесь, позволили снизить затраты, по предварительным расчетам, с 1,5 миллиарда американских на Бурдж Халифа до 1,23 миллиарда. Архитектор хотел построить еще выше, превзойдя милю, но грунты позволили только 1008 метров при 167 этажах.
Соревнование кошельков нефтяных королей должно скоро завершиться, пока скорее всего в пользу саудитов. Остальные, начатые строительством, небоскребы в Китае, малазийском Куала-Лумпуре и Джакарте (Индонезия) ниже. Все-таки есть предел нагрузке на нашу планету, но люди стремятся ввысь. В Дубае его эмир, шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, премьер ОАЭ, заложил Dubai One Tower с жильем до 711-го метра. Хотя бы этот рекорд Эмираты вернут, но жизнь продолжается и готовит новые замыслы.
Афинский Акрополь
Фото:Wikimedia
Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. На сегодняшний день – это памятник древнего архитектурного искусства.
В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турок взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Костас Хормовитис, имя которого дано одной из центральных улиц.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п.
Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее(Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.