Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Виды бордюров

Благодаря современным материалам и инновационным технологиям, отечественные производители изготавливают бортовые камни разного назначения, формы, цвета. В зависимости от технологии производства бордюры делятся на:

  • вибролитые;
  • вибропресованные.

При изготовлении вибролитых бордюров из бетона формируют детали, которые затем подвергаются сушке. Для придания материалу большей прочности его армируют щебнем. Вибролитой бордюр широко используется для обрамления пешеходных зон, площадок и отмосток вокруг здания.

Вибропрессованные бордюры производители изготавливают из износостойкого мелкозернистого бетона. Этот стройматериал прочнее и долговечнее. Он широко используется для четкого отделения проезжих дорог от тротуаров или для ограничения садовых участков, ландшафтных композиций и газонов.

По способу применения бортовые камни подразделяются на несколько видов:

  • тротуарный;
  • дорожный;
  • магистральный;
  • дорожный криволинейный.

Тротуарный бордюр изготавливается в виде прямолинейного бортового камня, имеет размер 1000х200х80 мм. Используется при укладке плитки для четкого разграничения тротуара. Часто применяется в декоративных целях, например, для обустройства клумбы или сада. Главная задача тротуарного бордюра – предотвращение деформации и укрепление мощеного участка.

Дорожный бордюр по сравнению с тротуарным имеет более габаритные размеры – 1000х300х150 мм. Этот стройматериал широко используется для отделения проезжей части дороги от пешеходной зоны. Дорожный бордюр может иметь ребристую или криволинейную поверхность.

Магистральный бордюр – востребованный строительный материал, отличающийся увеличенными размерами (1000х300х180 мм), повышенной прочностью и износостойкостью. За счет повышенных прочностных характеристик магистральный бордюр оптимально подходит для скоростных магистралей и загруженных дорог.

Дорожный криволинейный бордюр в отличие от остальных типов бортовых камней имеет уникальную закругленную форму. Он широко применяется для разграничения любых радиусных дорог со сложным рельефом и крутыми поворотами. Криволинейный бордюр предназначен для закругления дорог с радиусом 5 м, при этом он отличается устойчивостью к любым погодным условиям.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра

Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

  • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
  • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
  • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
  • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
  • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)

Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть.
Устройство бетонной подушки.  Как приготовить раствор для установки бордюров?  1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды. Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня.
Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня. 
Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром

Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная.
Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы.
После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см.
Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью.
После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная.
Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы.
После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см.
Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью.
После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

5.4. Обязательные организационно-технологические правила

1. Покрытия из цементобетона
класса по прочности на сжатие ВЗО и В27,5 устраиваются на магистральных улицах
и дорогах, класса ВЗО и В25 на внутриквартальных дорогах и проездах.

2. На объект литая бетонная
смесь с ОК = 16 – 18 см доставляется в автобетоносмесителях.

3. Для покрытий дорог различного
назначения применяются также литые дисперсно-армированные бетонные смеси и, в
том числе, декоративные литые смеси.

4. Строительство дорог с
покрытием из литых бетонных смесей включает следующие этапы: подготовительные
работы; возведение земляного полотна; устройство дренажа мелкого заложения;
устройство песчаного подстилающего слоя; установка бордюрных камней; установка
технологического слоя; устройство оснований; устройство покрытий.

5. При возведении земляного
полотна производится послойное уплотнение грунта. Количество проходов катка по
одному следу зависит от вида грунта, толщины уплотняемого слоя, веса и основных
конструктивных особенностей катка, с целью получения заданного коэффициента
уплотнения грунта.

6. В отдельных проектах
предусматривается строительство дренажей мелкого заложения. Технологический
процесс устройства дренажа мелкого заложения состоит в следующем: рытье
траншеи, устройстве ровика, его уплотнении, укладке трубофильтров, сопряжении
их с водоприемниками, заполнении песком траншеи и его уплотнении.

7. Устройство подстилающего слоя
можно выполнять по двум вариантам:

Первый вариант: подвозка песка
автотранспортом; разравнивание первого слоя песка грейдером или бульдозером;
установка рельс-форм; послойное разравнивание и уплотнение песка профилировщиком
с поливкой водой.

Второй вариант: подвозка песка
автотранспортом; послойное разравнивание песка грейдером или бульдозером и
укатка с поливкой водой.

8. Бордюрные камни
устанавливаются бордюроукладчиком, чаще всего вручную с применением приспособлений.
По уплотненному песчаному слою устраивают бетонное основание толщиной 10 см, на
которое устанавливается бордюрный камень по шнуру, натянутому между
металлическими штырями на высоте, соответствующей верхней кромке камней. С двух
сторон бордюрного камня устраивают бетонную обойму высотой 10 см в опалубке,
затем производится расшивка швов между установленными камнями.

9. По песчаному подстилающему
слою устраивается технологический слой из известнякового щебня марки не ниже
400. Технологический уплотненный слой толщиной 15 см позволяет пропустить по
нему машины и механизмы для устройства основания дороги.

10. Основание дороги
устраивается из укатываемой щебеночной смеси заводского изготовления или из
укатываемого малоцементного бетона. В отдельных проектах в качестве основания
применяются дисперсно-армированные бетонные смеси.

11. Строительство покрытий из
литых бетонных смесей, в том числе из дисперсно-армированных смесей,
производится при помощи оборудования для распределения смеси, выравнивания
поверхности и уплотнения фирмы «Голдблат».

12. Смесь должна распределяться
и профилироваться против продольного уклона строящейся дороги.

13

Особое внимание должно быть
уделено расположению и конструкциям швов в бетонном покрытии

14. Уход за бетоном нужно осуществлять
сразу после его укладки при помощи полиэтиленовой пленки, водонепроницаемой
бумаги, пергамина, толя, дорнита и других пленкообразующих материалов.

15. Технологическая
последовательность работ по строительству покрытий тротуаров из монолитного бетона,
в том числе и из декоративного бетона, включает следующие этапы работы: рытье и
уплотнение корыта, установку бордюрного камня, устройство подстилающего слоя,
устройство основания и покрытия, нарезка температурных швов в покрытии.

16. К работам по устройству
покрытий дорог из монолитного бетона допускаются лица не моложе 18 лет,
прошедшие медицинский осмотр, обучение по утвержденной программе безопасным
методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте.
Проверка знаний проводится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются
удостоверения.

17. За соблюдением правил
техники безопасности при строительстве покрытий дорог из монолитного бетона
несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель
работ.

18. При производстве работ в
зимний период по строительству покрытий дорог из монолитного бетона несет
ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

Технология укладки садовых и дорожных бордюров

В зависимости от назначения бордюрного камня (поребрика) различается и технология установки бордюра. Ее можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка грунта (выкопка траншеи или выравнивание основания);
  • Основание для установки бордюра (заливка бетонным раствором, для придания прочности);
  • Укладка бордюра для тротуарной плитки (бортового бетонного камня), с натягиванием специальной веревки.

Работу по установке бордюра (поребрика) лучше доверить профессионалам. От установки бордюрных камней зависит правильный уровень уклонов и водоотведение. Укладка тротуарной плитки и брусчатки зависит от правильной установки бордюрных (бортовых) камней. Не говоря о том, что профессионалы будут следовать всем правилам установки бортовых (бордюрных) камней. А также выполнят свою работу быстро и качественно, что позволит Вам сэкономить ваше личное время.

Не знаете, сколько стоит установка бордюров? Прайс-лист на установку бетонных бордюров (бортовых камней БР) находится выше. Цена установки тротуарных бордюров, зависит от объемов и сложности работ. Видео установки бордюров (поребриков) можно посмотреть на главной страничке. Позвонив по телефонам 8-903-968-11-01 или 8-495-968-11-01, Вы сможете заказать выезд специалиста на замеры. Во время выезда мы составим смету на установку бортовых камней и укладку тротуарной плитки и брусчатки в Москве и Московской области и проконсультируем Вас. Также при составлении договора мы даем гарантию на свои работы.

3.4. Обязательные организационно-технологические правила

1. Перед устройством отмосток
следует произвести обратную засыпку пазух, требуемая плотность песчаного грунта
при засыпке пазух должна быть не менее 0,98.

2. Засыпка производится послойно
экскаваторами, бульдозерами, экскаваторами-планировщиками. При этом толщина
слоя песка должна быть не более 70 см, для супеси и суглинка – 60 см, для глины
– 50 см.

3. Уплотнение засыпаемого грунта
в пазухах осуществляется гидромолотами типа СП-62, СП-71, «Раммер», вибромолотами
ДУ-90, ДУ-91. Для уплотнения грунта до К-0,98 время уплотнения грунта по одному
следу должно быть 20 сек.

4. Грунт уплотняют, начиная с
зон возле конструкций здания, а затем двигаются в направлении к краю откоса,
при этом каждый последующий проход трамбующей машины должен перекрывать след
предыдущей на 10 – 20 см.

5. При работе по уплотнению
грунта вблизи конструкций возводимого здания, мест ввода коммуникаций и других
труднодоступных мест должны применяться электротрамбовки типа ИЭ-4505, ИЭ-4501А.

6. Выполненные работы предъявить
авторскому и техническому надзору и составить акт на скрытые работы.

7. Отметки верхнего слоя
уплотняемого грунта должны строго соответствовать проекту.

8. К работам по устройству
отмосток и установки бордюрного камня допускаются лица не моложе 18 лет,
прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным
методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте.
Проверка знаний проводится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются
удостоверения.

9. За соблюдение правил техники
безопасности при устройстве отмосток и установке бордюрного камня несет
ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

10. Отмостки должны устраиваться
у всех возводимых зданий. Ширина отмосток 0,75 м с поперечным уклоном от здания
не менее 2 %.

11. Конструкция отмосток может
выполняться двух типов:

Тип 1. По уплотненному земляному
полотну (Купл.= 0,98 ¸ 1,0) укладывается песчаный подстилающий слой 10
см, полиэтиленовая пленка и слой литого бетона 10 см.

Тип 2. По уплотненному земляному
полотну (Купл.= 0,98 ¸ 1,0) укладывается песчаный подстилающий слой 10
см, и железобетонные плиты следующих типоразмеров 3,0´0,75´0,08;
1,5´0,75´0,08;
0,75´0,75´0,08;
0,30´0,75´0,08
(в м). Указанные типоразмеры плит позволяют устраивать отмостки у возводимых
зданий любой конфигурации.

Вместо железобетонных плит в
покрытие отмосток можно укладывать тротуарные плиты размером 0,75´0,75´0,08м, выпускаемые по ГОСТ 17608-91 «Плиты
бетонные тротуарные».

12. Последовательность работ по
установке бордюрных камней следующая:

– инструментальная разбивка;

– подготовка земляного полотна;

– подготовка бордюрных камней к
установке;

– установка опалубки;

– устройство цементобетонного
основания;

– установка бордюрных камней;

– укладка цементобетона в
опалубку;

– заделка и расшивка швов.

13. При установке длинномерных
бордюрных камней монолитное цементобетонное основание не устраивается.

14. Бордюрные камни доставляют
на объект в специальных контейнерах (поддонах). Разгрузку и установку камней
производят автокраном КС-2561К-1 и погрузчиком ТО-30.

15. Бордюрные камни
устанавливаются при помощи машин или, чаще всего, вручную с применением приспособлений.

16. Перед установкой бордюрных
камней длиной 1 м по тщательно выровненному и уплотненному земляному полотну
распределяют песчаный подстилающий слой толщиной 10 см (подушку). Установку
бордюрных камней производят по шнуру, натянутому между специальными
металлическими штырями на высоте, соответствующей отметке верхней кромки
камней.

17. С двух сторон бордюрного
камня устраивают бетонную обойму высотой 10 см в деревянной или металлической
опалубке.

18. Длинномерные бордюрные камни
из железобетона длиной 3 и 6 м устанавливаются на песчаное основание
автокранами грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т.

19. Гранитные бордюрные камни
устанавливают на бетонную подушку, главным образом при помощи
бордюроукладчиков.

20. Швы между бордюрными камнями
заполняются цементным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементным
раствором состава 1:2.

4. «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ ДОРОГ ИЗ СБОРНЫХ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ»

Чем покрасить?

Если хочется изменить цвет серых бетонных бордюров, их можно облагородить фасадной краской на водной основе. Такие материалы используют для покраски фасадов и иных поверхностей на улице.

В ассортименте строительных магазинов есть специальная краска для бетонного камня. Окрасить поверхность ограждения можно краской на полиуретановой основе. Такие красящие продукты устойчивы к выгоранию и истиранию. Можно облагородить поверхность бордюра специальной краской для тротуарной плитки, дорожным красителем, переносящим любые температурные перепады.

О том, как правильно установить бетонный садовый бордюр на своем участке, вы сможете узнать из видео ниже.

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Типы бордюрных камней для отделения дорожек

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Предназначение и установка дорожных бордюров

Ни одна площади или улица не обходится без бордюра – узкой полоски по краю дороги. Во время строительства его устанавливают первоначально с целью обозначения границ, а затем выполняют укладку покрытия дороги. Дорожный бордюр обеспечивает четкое разделение проезжей части и тротуара. Также он укрепляет и защищает тротуарную плитку от воздействия атмосферных осадков (дождя, снега, града) и механических повреждений.

Бордюры, изготовленные методом «вибропрессования», считаются оптимальными для использования на отечественных дорогах. Им характерна устойчивость к внешним повреждениям и перепадам температур, эстетичность и долговечность. Бордюры этого вида гармонично впишутся в архитектурный интерьер любого стиля. Такие характеристики не свойственны бордюру, произведенному на основе обычного литого бетона.

Основное предназначения дорожного и тротуарного бордюра:

  1. Разграничение зон для пешеходов от проезжей части. Бордюр предотвращает выезд транспортных средств на пешеходные дорожки.
  2. Наличие бордюра сохраняет целостность и привлекательность городского тротуара. Он эффективно удерживает плитку на пешеходных дорожках, не допуская ее расползания.
  3. Бордюр играет роль не только стройматериала, но и является декоративным украшением местности.

Устанавливают бордюры ниже уровня подстилающего слоя, за счет этого они поддерживают тротуарную плитку. Если основание не железобетонное, то подстилающие слои делают из распространенных сыпучих материалов – щебня и песка. В этом случае нет четкой привязки к местности и возможны сдвиги отмостки.

Если плитку кладут не на цементный раствор, а на песок, тогда она тоже не привязана к конкретной местности. Из-за постоянного передвижения транспорта и людей возникает механическая вертикальная и горизонтальная нагрузка на плитку и подстилающие слои.

Бордюрный камень устанавливается ниже основания мощения на 10-20 см, образуя прочный и надежный барьер. Он эффективно защищает подстилающие слои дорожного полотна и элементы мощения от возможного сдвига

Это важно при мощении любых наклонных поверхностей

Схема установки бортового камня

На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи

. По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни . Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.

Фото: Установка садового бордюра

Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь

, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня

В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.

Рис: Схема установки бортового камня:

Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм

. По окончанию проверки,расшиваются швы между бортовыми камнями .

Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя.

Расшиваются швы в два этапа

: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).

Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8

(только для тротуаров и садовых дорожек).Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки: Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании

, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.

Обратите внимание! Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку

Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик

То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

Высота бордюра по ГОСТу является одним из немаловажных факторов в конструкции дорожных и тротуарных покрытий. Установка бордюров производится для укрепления самой дороги, для разделения пешеходных зон и прежде всего для визуального определения проезжей части лицами, которые управляют транспортными средствами.

Строительством, реконструкцией и соблюдением норм возведения занимаются дорожные службы, которые относятся к Администрации населенного пункта, в котором были произведены данные работы. На основании многочисленных жалоб и обращений приняты соответствующие изменения в законодательстве РФ.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать,

Что нужно подготовить до начала выполнения работ

Чтобы качественно уложить каменный бордюр из камня своими руками, потребуется набор инструментов и оборудования. Подготовительный этап работ включает в себя выравнивание территории, на которой проводятся монтажные работы.

Для этого снимают дерновый шар грунта и переносят в другое место. Толщина слоя составляет 50-100 мм. Снимать растительный слой нужно аккуратно, чтобы не повредить основной грунт.

Основание под установку камня

Поребрик из бордюрного камня устанавливается на основание из щебня, песчано-цементную смесь, бетонную подушку. Выбор технологии устройства бордюрного камня зависит от требований, предъявляемых к конструкции и долговечности покрытия.

Технология укладки основания и устройство подушки предусматривают поэтапное ведение работ, которые включают в себя:

  • разметку линии прокладки ограничивающего камня и определение глубины заложения;
  • земляные работы, связанные с выравниванием поверхностного слоя грунта и устройства траншей;
  • обустройство основания;
  • установку камня;
  • закрепление бордюра и заделку швов между элементами кладки.

Разметку линии установки конструкционных элементов осуществляют с помощью шнура, натянутого между колышками. На этом этапе работ можно проконтролировать качество выравнивания поверхности.

Глубина траншеи зависит от способа установки конструкционных элементов, их габаритов и требуемой высоты над уровнем полотна. При укладке тротуарного полотна высота установки бордюра равняется 15-20 см с учетом габаритов материала.

На въездах и входах бордюрный камень укладывают на большую глубину, что исключает создание препятствия. На дорогах конструкционный элемент устанавливают на высоту камня. Ширина траншеи должна быть на 5-7 см больше основания бордюра.

При обустройстве щебеночного основания на дно подготовленной траншеи засыпают слой песка, проливают водой для уплотнения, трамбуют и устанавливают камни. Этот способ рекомендуется применять для ограждения садовых насаждений и тротуарных полотен.

Укладка конструкционных элементов на бетонную подушку отличается высокой стоимостью и прочностью. В процессе обустройства на дно траншеи насыпают слой песка и щебня мелкой фракции. Бордюр устанавливается на бетонную смесь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий