Почему подъезды в основном красили в синий и зеленый цвета
В советские времена, да и в современной России, подъезды принято красить в 2 основных цвета: синий и зеленый. Существует несколько версий, объясняющих, почему она начала широко применяться при оформлении лестничных площадок.
Зеленая краска в СССР в основном применялась в качестве камуфляжной. В нее часто окрашивали военную технику, а также железнодорожные вагоны для пассажирских перевозок. В синий цвет выкрашивали кабины грузовых автомобилей. Поэтому государство выпускала оба цвета в большом количестве. Находился и объем который использовался для окрашивания подъездов.
Предполагается также, что большое количество зеленной краски осталось после ВОВ. После войны началось восстановление жилищного сектора, а после того, как к власти пришел Хрущев и вовсе начался настоящий строительный бум.
Стоит отметить, что в это время синие и зеленные панели начали появляться не только в подъездах, но и в квартирах. Как правило, встретить их можно на кухнях и в туалетах. Они даже сохранились под обоями и плиткой современных квартирах. Такая покраска, была наиболее дешевым способом сделать ремонт в помещении.
В середине 50-х годов даже вышли рекомендации, в которых говорилось о том, что красить стены стоит в цвета светлого зеленого и синего оттенков. Это поможет зрительно расширить помещение и создать уют, а советские граждане слепо верили советам.
Цвет защищал от грязи и скрывал строительный брак
В советские времена стены в подъездах, больницах и квартирах стали красить в две горизонтальные полосы. Нижнюю часть стены, до плеча взрослого человека, покрывали краской, а верхнюю, до потолка — побелкой. Краска защищала стены от плесени и грязи, а зеленый и синий цвета лучше всего скрывали царапины, надписи и рисунки, которые появлялись в подъездах.
Кроме того, на зеленом или синем фоне сложнее различить неравномерно прокрашенные участки, поэтому подъезды выглядели аккуратно даже при некачественной работе маляров.
Подъезды в две горизонтальные полосы красят до сих пор — в пятиэтажках и некоторых современных домах. Жильцы сами могут определить, какого цвета будут стены, и сообщают об этом управляющей компании. Если же вопрос решается без участия собственников квартир, в 90% случаев подъезд покрасят в зеленый или синий цвет — по негласной традиции.
Версия №3. Расширение пространства и создание уюта
В 1957-м году была издана книга «За здоровый быт», автор которой рекомендовал делать стены светлыми зелеными или синими (окрашивать их или выбирать соответствующие обои) для создания уюта и визуального расширения пространства. В книге говорилось, что эти цвета успокаивающе действуют на психику. Чтобы добиться требуемого цвета, жители, делающие ремонт, смешивали синюю и зеленую краску с другими цветами (к примеру, с белым). А стены подъездов окрашивали краской, выделенной государством, потому в большинстве случаев получались слишком яркие или, напротив, слишком темные оттенки данных цветов.
Подъезды окрашивали краской, выделенной государством
Что характерно, рекомендации советских дизайнеров актуальны и по сей день: современные специалисты также рекомендуют визуально расширять пространство холодными оттенками зеленого или голубого. С помощью различных оттенков этих двух цветов создается спокойный дизайн в скандинавском стиле или же яркие акценты в интерьере.
Версия №1. Избыток зеленой и синей краски
При помощи зеленой краски окрашивались пассажирские вагоны поездов, также ее применяли для камуфлирования военной техники. Что касается синего цвета, то он использовался на автозаводах: кабины грузовиков ГАЗ и ВАЗ были именно синими. На все это правительство не жалело денег, а потому краски было в избытке; следовательно, найти эти два цвета в продаже не составляло труда.
Синий подъезд и синяя кабина ЗИЛа
Зеленой краски тоже было в избытке
Есть версия, что после Второй мировой зеленой краски осталось так много, что во времена Хрущева и его строительного бума выдали даже распоряжение: оформлять новостройки военными запасами. Синими и зелеными были не только подъезды, но и стены санузлов, кухонь. Данные пигменты были не только очень доступными, но и самыми концентрированными: краска, изготовленная на их основе, медленно расходовалась и стоила дешевле остальных.
Синяя и зеленая краски медленнее расходовались
Версия 2: Практичные расцветки
Темное покрытие отлично маскирует плесень и грязь на стенах — гораздо лучше, чем это могла бы сделать краска светлых оттенков. На нем были не так заметны сколы, царапины, рисунки, надписи и другие признаки вандализма, которыми изобиловали советские подъезды.
Однако практичность заключалась не только в борьбе с хулиганскими проявлениями. Темная краска облегчала работу самим малярам, поскольку на покрытых ею поверхностях было невозможно заметить дефекты их работы. Свет тусклых лампочек дополнял «маскировку» и стены казались аккуратными, даже если были прокрашены неравномерно.
Еще один довод в пользу «практичной» версии: зеленый и синий пигменты имеют высокую концентрацию, что удешевляло производство краски на их основе. К тому же она обладает отличной укрывистостью при малом расходе. Если же требовалось обновить интерьер, то достать эту краску не составляло никаких проблем.
Почему лестничные площадки выкрашены наполовину
Лестничные пролеты 9-ти и 5-ти этажек, выстроенных в советские времена похожи друг на друга словно братья близнецы. Представляют собой они панель, выкрашенную в определенный цвет, высота которой составляет примерно половины высоты стены. Выше нее, как правило, наносится побелка.
Тенденция к подобному оформлению подъездов в России сохраняется уже на протяжении нескольких десятилетий, и даже прогресс и изменение в сфере оформления интерьеров не могут оказать влияние на это.
Такое типичное для российских домов дизайнерское решение в сфере оформления подъездов на самом деле является не пережитком прошлого, а требованием условий пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм. К тому же государство тратит на покраску и побелку подъездов совсем немного средств, так что экономичность можно назвать в числе плюсов, подобного оформления лестничных площадок.
Краска защищает стены от плесени, и не позволяет размножаться микроорганизмам. Во время уборки с нее проще убирать грязь и пыль. К тому же, окрашивание стен производится еще во многих странах, помимо России.
Зачем в СССР красили уголки лестниц и края ступенек в подъездах и другие особенности убранства советских домов
Зачем в СССР красили уголки лестниц в подъездах и края ступенек — частый вопрос, возникающий у тех, кто хотя бы раз бывал в домах старого образца. Такую «диковинку» в новостройках уже не увидишь, а вот в зданиях времён советской эпохи «метки» ставят до сих пор.
Окрашенные уголки лестниц в подъездах и края ступенек есть в каждом советском доме
Традиция окрашивать уголки лестниц в подъездах и края ступенек пошла из СССР. Многое люди ее соблюдают и до сих пор, но лишь в домах старого образца.
Традиционный советский ремонт в подъездах выглядел очень скромно. Его выполняли из достаточно недорогих материалов в целях экономии.
Благодаря такому ремонту уборка не занимала много времени поэтому несмотря на всю скромность, в советских домах всегда было очень чисто. Люди, жившие во времена СССР, убирались в подъездах по графику и старались поддерживать порядок.
Возможные причины, по которым красили в СССР уголки лестниц и края ступенек в подъездах
Традиционное окрашивание уголков лестниц и краев ступенек производили по нескольким причинам
- Для того, чтобы скрыть огрехи работы маляра
Считалось, что при окрашивании стен краска капала на пол, поэтому ступени окрашивали по бокам. Эта версия имела бы право на жизнь, если бы краску не наносили и с противоположной стороны.
- Ранее в подъездах стелили ковровые дорожки, а краска делала общий вид более аккуратным
Ровные полосы делали по обе стороны от напольного покрытия, таким образом визуально создавая более аккуратный вид.
- Уборку в окрашенных таким образом подъездах производить легче
Каменные или бетонные лестницы порой убирать нелегко. Для того чтобы облегчить такой процесс, края и углы ступеней окрашивали краской. Таким образом пыль в этих местах не скапливалась.
- Маляры корректировали так визуально неровности стен
Как известно, ранее все стены в домах выравнивали «по шпателю». То же самое производили и со ступенями. Порой они выходили разной ширины и высоты. Чтобы скрыть это, строители начали закрашивать края ступеней. Такая манипуляция визуально устраняла дефекты.
Все причины конечно же прозаичны, а некоторые и вовсе бессмысленны. К примеру, не все маляры были настолько неумелыми, что не могли нормально окрасить стены, не запачкав все вокруг. То же самое касается и строителей, ведь в СССР было достаточно много отличных мастеров.
Более правдоподобно звучит версия с уборкой, ведь мыть лестницу, на которой нанесена масляная краска в углах, намного проще. Но истинная причина кроется не в этом.
Все дело в том, что ранее ступеньки в советских домах делали из бетона вперемешку с крошкой мрамора. После полировки они выглядели серыми, в крапинку. По факту у людей, имеющих плохое зрение, все это сливалось в одно сплошное серое пятно. Именно поэтому в целях безопасности строители красили углы ступенек краской, чтобы можно было различать их.
Несколько интересных нюансов устройства советских домов
Советские дома, особенно традиционные «хрущёвки», имели некоторые особенности обустройства. Зачастую все то, что кажется на первый взгляд странным, на самом деле делали исключительно с практичной целью.
Окно в ванной комнате
В старых домах можно заметить, что окно из ванной установлено в смежной с кухней стене. Такая нехитрая конструкция помогала жильцам экономить электричество. Благодаря тому, что сквозь окно проникал естественный свет, искусственным не пользовались вплоть до наступления темноты.
Входные двери, открывающиеся во внутрь
Если поинтересоваться этим у великого Google, то можно найти достаточно глупый ответ — якобы это делалось для того, чтобы в квартиру дверь могли выбить работники спецслужб. На самом же так делали по другой причине. Так как во времена СССР строго следовали технике безопасности, эту меру применяли с для того, чтобы пожарные в случае необходимости имели возможность зайти в квартиру.
Ниша под кухонным окном
Современному человеку не понять, как можно прожить без холодильника. То же самое нельзя сказать о советском человеке. Многие семьи не могли себе позволить такую роскошь. Вместо холодильника под окном на кухне устанавливалась ниша, стены которой были более тонкими, чем в квартире.
Таким образом, советские люди ничего «просто так» не делали. Во всем был тайный смысл, который не совсем понятен в современности.
Версия 1: Излишки производства
Зеленая краска темных тонов применялась при покраске военной техники с целью маскировки. В такой же цвет обычно красили железнодорожные вагоны. На автомобильных заводах самым популярным был синий цвет — именно такой краской покрывали кабины грузовиков ГАЗ и ЗИЛ. Поскольку промышленность находилась на подъеме, краска для этих отраслей производилась в огромных количествах и не являлась дефицитом. Отсюда и возможность широкого применения ее, в том числе в строительстве.
Эту версию поддерживает легенда о том, что якобы сам генсек Хрущев отдал указание красить новостройки зеленой краской, которая осталась в избытке после войны.
• Почему поезда в СССР красили в зеленый цвет
Все, кто жил в Советском Союзе, помнят внешний вид вагонов поездов, а точнее то, что окрашены они были неизменно в зеленый цвет. Почему выбор был сделан именно в пользу этой краски и имеет ли этот факт какое-то особое значение? Этот момент, скорее всего, большинству людей неизвестен, хотя и достаточно интересен.
Так было не всегда. Во времена Царской России вагоны поезда имели цвет в соответствии со своим классом. Все вагоны, относящиеся к первому классу, были окрашены синей краской. В них передвигались высокопоставленные чиновники и богатые, знатные люди. Второй класс был немного попроще и предназначался, как правило, для граждан со средним достатком. Красились такие вагоны в желтый цвет. Для обычных, небогатых людей предназначались зеленые железнодорожные вагоны.
1. Версия выбора цвета для пассажирских вагонов
Уже при советской власти концепция изменилась и все вагоны стали зелеными, но их верхняя часть, крыша, отличалась по цвету. Здесь для окрашивания использовалась серая краска. По одной из версий изменения произошли во время войны (Второй мировой). Цель – обеспечить составу надежную маскировку.
Зеленый цвет, особенно за чертой города среди зелени деревьев, действительно мог сделать передвигающийся поезд менее заметным. Но почему тогда еще и серый на крыше? Когда вагоны стоят на станции, то матовый серый цвет, практически идентичный окрасу серого бетона или асфальта на ЖД станции и платформах. Соответственно, ориентиры для самолетов-разведчиков и бомбардировщиков сбиваются, становятся неточными.
Ну а когда состав с пассажирскими вагонами в количестве от десяти до пятнадцати единиц идет за пределами станций, то с определенной высоты визуально он становится похож на участок дороги, покрытой асфальтом или бетоном.
Преобладающими эти цвета остались и в послевоенный период. Чтобы парк поддерживать в отличном состоянии, необходимо было огромное количество краски. И здесь сыграл свою роль экономический фактор. Минеральные зеленые пигменты были очень устойчивы к солнечным лучам, поэтому не выгорали, к тому же имели невысокую цену.
2. Что происходит сегодня
В настоящее время ситуация несколько изменилась, хотя экономию никто не отменял, правда на грузовых коричнево-красных вагонах. Краска «железный сурик», которой большинство из них окрашиваются, из этой цветовой палитры является наиболее дешевой и, в то же время, прочной. Для покрытия пассажирских вагонов она не используется, так как цвет сложно назвать привлекательным.
Все изменилось, когда в эксплуатацию были введены фирменные составы. На поездах появились рисунки и надписи, а сами вагоны начали окрашивать в разные тона синего и голубого цветов. Сегодня цветовой диапазон железнодорожного транспорта стал еще шире.
Нравится? Жми: