Как сделать смотровую яму в гараже

Как сделать овощную яму в гараже

Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:

  • длина – 2,5-3 м;
  • ширина – 2-2.5 м;
  • глубина – примерно 1,7 м.

Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:

  • защиту от влаги;
  • вентиляцию;
  • засыпной пазух.

Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:

  • нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
  • грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.

Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:

  • на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
  • укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
  • заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
  • заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
  • даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены — заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).

Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.

Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.

В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.

Дизайн кухни 12 кв. м. с выходом на балкон

Любую хозяйку порадует дополнительная площадь. Балкон используют как продолжение кухни. В нем ставят обеденный стол. Если воплотить в реальность затею не получается, нужно позаботиться об оформлении выхода с помощью драпировок, стеклянных дверей.

Дизайн кухни 12 кв. м. с балконом выбирают, изучив фото проектов. Если расширить полезное пространство, то в нем окажется больше солнечного света. Для разработки оригинального варианта убирают перегородку. Не всегда это осуществимо по техническим причинам, поэтому владельцам недвижимости требуется официальное разрешение на такую перепланировку.

Строительство смотровой ямы

Процесс строительства смотровой ямы не растянется на длительный срок, но окажется весьма трудоёмким. В первую очередь это касается земляных работ, то есть рытья котлована. Он рассчитывается с учётом глубины самой ямы, толщины пола, стен и гидроизоляции. К ширине придётся добавить ещё 50 см, которые уйдут на стены.


гидроизоляция, опалубка и армирование


заливка бетона с вибрированием

Теперь, когда котлован вырыт, приступаем к полу. На дно необходимо насыпать 10 см слой щебня и хорошо утрамбовать. Поверх него насыпаем вдвое меньший слой песка и также утрамбовываем. Этот «пирог» нужно застелить гидроизоляционной плёнкой, на которую затем положится армирующий каркас. Всё готово, можно смело заливать бетон. На этапе его приготовления нужно добавить специальное средство, которое придаст высохшему полу гидроизоляционное свойство. Раствор заливается в опалубку слоем 10 см, выравнивается, и оставляется до полного высыхания. Как правило, при благоприятных погодных условиях на это уходит порядка 3 дней.

После того, как пол окончательно высох, настал черёд стен. Для них также сооружается опалубка, укладывается гидроизоляционная мембрана и устанавливается армирующий каркас, который добавит стенам прочности. На данном этапе можно подогнать толщину стен под готовые размеры смотровой ямы в гараже.

По высохшим стенам проводится финишная обработка. Их можно оштукатурить, отделать плиткой или плитами из гипсоволокна. На края ямы устанавливается каркас, сваренный из металлических уголков, и закрепляется. В последствии он послужит опорой для досок или других панелей, закрывающих яму. Их можно накрыть плёнкой, что послужит дополнительной защитой от конденсата.

Обустройство

Для нормального обустройства смотровой ямы необходимо выполнить несколько условий. Для создания нормальных условий, обеспечения целостности строительных конструкций и предотвращения промерзания выполняется гидроизоляция. Для удобства работ в яме должна быть выполнена стационарная подсветка.

Лестница изготавливается путем кладки, из металлических элементов или дерева. Выбор материалов зависит от возможностей и предпочтений владельца. Но конструкция обязательно должна быть надежно закреплена.

Гидроизоляция

Гидроизоляция достигается путем закладки в вырытый и подготовленный котлован полимерной пленки или рубероида. Если грунтовые воды залегают намного дальше максимальной глубины ямы, гидроизоляция не обязательна, но лучше перестраховаться и выполнить это условие, чтобы обеспечить сухость внутри.

Если полностью изолировать от воды яму не удается, с одной стороны выполняются приямок и дренажная система, позволяющие удалить скопившуюся воду в канализационную систему. Если присутствует данная проблема, чтобы обеспечить максимальное удобство использования дренажа – установите датчики и насос, автоматически включающийся при достижении определенного уровня воды в приямке. Альтернативный, но дорогостоящий вариант – изготовить кессон из цельнометаллического сварного короба по размерам котлована.

Нормализация уровня влажности достигается устройством вентиляции, для этого используются капроновые канализационные трубы, предварительно проложенные от нижней части стены с выводом из помещения наружу.

Утепление

Утепление выполняется с использованием рубероида и пенополистироловых плит. Рубероид укладывается внахлест на стены и пол, затем конструкции покрываются плитами утеплителя, фиксирующимися специальным клеем. В результате этого предотвращается промерзание элементов и скопление конденсата в зимнее время.

Подсветка

Для устройства подсветки, при выполнении облицовки стен, прокладывается электропроводка, затем устанавливаются осветительные лампы. В целях обеспечения безопасности осветительные элементы выполняются с закрытыми плафонами и защитой от механических повреждений.

Из каких материалов делают


Ямы из бетона наиболее прочные

Выбор материала в основном определяется размером углубления, его конфигурацией и свойствами грунта. Если уровень залегания подземных вод находится глубже 250 см без тенденции к поднятию, можно сэкономить, воспользовавшись недорогим сырьем и относительно простой в выполнении технологией. Если земля сырая, необходимо делать водонепроницаемую конструкцию с достаточным запасом прочности.

Для изготовления смотровой ямы могут использоваться такие материалы:

  • Бетон. Это наиболее прочный и долговечный вариант, который подходит к любым условиям эксплуатации. Готовая чаша отличается высокой прочностью, крепостью и герметичностью. Сооружение отливается в монолитном исполнении, может дополняться полками и нишами. Метод создания аналогичен изготовлению заглубленного ленточного фундамента с подвалом.
  • Стальные листы (кессон). Резервуар нужной конфигурации сваривается из металла толщиной от 10 мм. Конструкция абсолютно водонепроницаема, для придания устойчивости в грунте снабжается бетонными якорями, с которыми фиксируется закладными деталями. Чем толще железо, тем лучше оно выдерживает внешнее давление. Защита от коррозии обеспечивается применением грунтовок, рулонной и обмазочной изоляции.
  • Деревянные доски. Как правило, делается на настиле из аналогичного покрытия. Доски вставляются за вертикальные опоры, которые крепятся на растяжках из металлической проволоки. Учитывая гигроскопичность и свойство древесины к гниению, подобные ниши могут устанавливаться только в сухом песчаном грунте или супеси.
  • Кирпичи. Для создания прочной, стабильной и ровной основы предварительно делается бетонная стяжка, усиленная прутами арматуры. Для предотвращения выдавливания стенок внутрь, каждые 3-4 ряда и обязательно сверху, устанавливаются рамки, сваренные из уголка 40х40 мм.

Из каких материалов делают

Смотровая яма в гараже (ее стенки) выкладывается кирпичом, тяжелыми строительными блоками, делают из монолитного бетона. Если говорить о кирпиче, то лучше использовать керамический кирпич: он не боится влажности. Стенки делают в полкирпича или в кирпич. Толщина стенка в зависимости от способа кладки получается 12 см или 25 см. Это необходимо учесть при разметке котлована.

Использовать кирпич можно на сухих, плотных грунтах. Уровень подземных вод должен быть низким. Если вода подходит высоко, лучше стенки  ямы делать из армированного бетона.

Кирпичная смотровая яма в гараже

Строительные блоки также необходимо выбирать те, которые не боятся повышенной влажности. Это бетонные блоки. Остальные если использовать, то с обязательной наружной гидроизоляцией, и то это не гарантия того, что они не рассыпятся, особенно если грунтовые вода располагаются близко.

С бетонной смотровой ямой все проще: бетон влаги не боится, от нее он только крепче становится. Для заливки стен используют бетон марки М 250, для пола достаточно М 200. Почему так? Потому что при зимнем пучении основная нагрузка приходится именно на стенки. Чтобы они не «сложились» требуется запас прочности, что достигается армированием и использованием бетона высокой прочности. Кстати, чтобы избежать пучения грунта под гаражом, надо хорошо сделать отмостку, чтобы вода уходила, а не впитывалась в грунт.

Толщина стенки при заливке смотровой ямы бетоном от 15 см. Стеки должны армироваться. Для этого используют готовую сетку с толщиной проволоки 5-6 мм и шагом 150 мм (если подземные воды глубоко) или вяжут каркас из арматуры диаметром 10-12 мм. Шаг установки арматуры — 20 см. Для большей прочности делать можно единый прут на дно и стены, изогнув его соответствующим образом.

Неприятный момент, который можно предотвратить

Помимо очевидных преимуществ, перечислять которые нет смысла, смотровая яма может нанести вред вашему авто. В низине влажность чрезмерно повышена, и если машина постоянно стоит над неприкрытой ямой, то это может стать причиной коррозии днища. Проблема высокой влажности и образования конденсата встречается повсеместно, и это никак не зависит от размера смотровой ямы в гараже.

Решить эту проблему можно с помощью качественной гидроизоляции, о которой необходимо позаботиться в процессе строительства. Первоначально необходимо выяснить уровень залегания грунтовых вод. Если он не превышает глубину 2,5 метра, то придётся обустраивать дренажную систему, которая будет отводить воду в специально предусмотренный колодец. При заливке стен обязательно добавляйте в бетон гидроизоляционный состав, который будет препятствовать образованию конденсата. Также можно изолировать наружную сторону стен гидроизоляционной мембраной, но это необходимо сделать на этапе монтаже опалубки.


чертеж смотровой ямы


схема смотровой ямы с нишами

Отливка дна и ступеней

Подсыпка для пола ямы включает глиняный замок толщиной 10 см и 20 см слой керамзита, который трамбуется, просыпается песком и проливается водой. По углам вдоль ямы укладываются две дюймовые трубы, сквозь которые пропущены шнуры, концы которых выведены из ямы и временно связаны. Трубы устанавливаются в нулевой плоскости пола, вымащиваются на цементном растворе.

Заливка пола: 1 — глина; 2 — керамзит с песком; 3 — арматурная сетка; 4 — бетонная стяжка; 5 — дюймовая труба 

Котлован под заходную часть откапывается с довольно крутым (45–60°) наклонным дном, покрытым двумя слоями рубероида с подворотом на боковые стены. Поверх гидроизоляции на пробках монтируются прутья 14 мм профильной арматуры с нижним защитным слоем в 40 мм, боковыми в 70 мм и шагом установки 150 мм. Ступени формируются опалубкой из ОСП или сбитых дощатых щитов высотой до 30 см. Лестница имеет всего 7–8 ступеней по 20–25 см, таким образом, в проекции длина заходной части составляет 150–180 см. Нижняя ступень имеет неполную высоту и часто делается немного шире остальных. Детали опалубки скрепляются общими продольными тетивами и дополнительно упрочняются прямоугольными косынками между собой.

Заливка лестницы ведется в два этапа. На первом заливается ложе: бетон медленно подается с верхней части, пока не достигнет нижней ступени. Пока состав еще «живой», в опалубку ступеней вставляются согнутые буквой Г отрезки штукатурной сетки так, чтобы наружный защитный слой составлял 15–20 мм. Заливка ступеней проводится снизу вверх спустя несколько часов после начала гидратации смеси или на следующий день.

Материалы для крышки

Сразу стоит сказать, что нет каких-либо четко указанных материалов, которые могут использоваться для создания крышки на яму.

Применять можно практически любые достаточно прочные сегменты, а также конструкции в зависимости от наиболее приемлемых инженерных решений. Вполне можно создать секционную конструкцию, состоящую из металлических рам, или набить деревянный щит, состоящий из доски 35 мм толщиной.

Основной сложностью в выборе материала является баланс между легкостью перемещения конструкции и ее прочностью.

Чем больше вы возьмете полотно, тем легче будет поднимать и убирать перекрывающие панели. Разумеется, прочность конструкции также играет большую роль.

Учитывая, что чаще приходится именно убирать и вновь укладывать перекрывающие щиты, чем полагаться на их прочность, специалисты рекомендуют создавать достаточно облегченную конструкцию.

Неплохой вариант щитов можно сделать из деревянных брусьев 4 на 4 см. По длине такие элементы должны соответствовать расстоянию между торцевыми стенами.

Разумеется, размеры самой крышки самым непосредственным образом зависят от установленной уже рамы. Можно просто нарезать подходящие по типу сегменты и уложить их прямо на уголки рамы.

Если вы применяете деревянные конструкции, в обязательном порядке необходимо обработать их антисептическими средствами и покрыть защитным лаком или краской.

Сборку щита можно осуществить при помощи оцинкованных метизов. Для того, чтобы обеспечить наиболее адекватный контакт внешнего края полотна крышки с самой рамой, обычно вся конструкция обшивается пластиковой либо стальной лентой по периметру.

Разумеется, толщина должна обеспечивать свободную, но достаточно плотную укладку щита. Можно снабдить такую конструкцию пола механизированными системами открывания, сдвигать ее в виде шторки или собирать как жалюзи.

Стандартные размеры

Не существует стандартных размеров, которым должна соответствовать данная конструкция. Габариты выбираются, исходя из размеров машины, и составляют:

минимальная ширина свободного пространства – не менее восьмисот миллиметров

Важно правильно рассчитать, на какое расстояние и ширину выполнять канаву при закладке ямы. Итоговые габариты по ширине должны быть меньше размера колеи авто на двести миллиметров (если брать расстояние между внутренними плоскостями ходовых колес). Ширина канавы выполняется на триста миллиметров больше итоговых габаритов, для обеспечения укрепления стенок;
длина определяется размерами помещения, где выполняются работы и должна превышать соответствующие габариты машины не менее, чем на пятьсот миллиметров в каждую сторону

Учитывая изложенные обстоятельства, данный размер колеблется в диапазоне от двух до шести метров. Также необходимо учесть устройство лестницы для спуска в яму. Она выполняется в приставном или ступенчатом исполнении. Приставной вариант позволит сэкономить пространство, но менее безопасен и удобен;
параметр глубины зависит от роста автовладельца. Изначально котлован выкапывается до двух метров, чтобы в готовом виде высота составляла около метра восьмидесяти или немного больше. При выборе глубины необходимо отталкиваться от уровня залегания грунтовых вод.

Ширина канавы выполняется на триста миллиметров больше итоговых габаритов, для обеспечения укрепления стенок;
длина определяется размерами помещения, где выполняются работы и должна превышать соответствующие габариты машины не менее, чем на пятьсот миллиметров в каждую сторону. Учитывая изложенные обстоятельства, данный размер колеблется в диапазоне от двух до шести метров. Также необходимо учесть устройство лестницы для спуска в яму. Она выполняется в приставном или ступенчатом исполнении. Приставной вариант позволит сэкономить пространство, но менее безопасен и удобен;
параметр глубины зависит от роста автовладельца. Изначально котлован выкапывается до двух метров, чтобы в готовом виде высота составляла около метра восьмидесяти или немного больше. При выборе глубины необходимо отталкиваться от уровня залегания грунтовых вод.

Оптимальные габариты определяются особенностями помещения, где оборудуется яма, ростом хозяина машины и размерами автомобиля. Также необходимо заранее предусмотреть место расположения лестницы. Оптимальное решение – разместить ее сзади. Но иногда размеры гаража этого не позволяют, поэтому оптимальный выход – расположение входа сбоку. Перед началом строительства необходимо выполнить чертеж, с отображением фактических размеров помещения и ямы.

Легкового

Для легковых автомобилей размеры ямы будут немного меньше, поскольку это определяется габаритами транспорта. Также меньше внимания может уделяться укреплению стенок. Об основных размерных параметрах говорилось выше.

Грузового

Яма для грузового транспорта выполняется большей длины, но если над ней предполагается выполнение работ как для грузовых, так и легковых автомобилей, ширина подгоняется под колею легковушки.

Учитывая большую массу грузовой машины и возрастание нагрузки на пол, это должно быть учтено при укреплении стенок.

Как пришла идея

Перед началом обустройства ямы у меня было два пути: построить как кум — из кирпича, либо уподобиться брату и залить монолитным бетоном. Учитывая, что делать пришлось все в одиночку я выбрал первый вариант.

Кирпич у меня был разного калибра, новый и б/у, оставшийся от остальных этапов стройки. Я прикинул, кирпича должно хватить.

Отходов от изготовления ямы не планировалось вообще. Чернозем, снятый с верхнего слоя, пошел на подсыпку огорода в низких местах, песок я использовал для приготовления бетона и раствора, осколки кирпича пошли на забутовку пустот между стеной и ямой.


«Фитнес» с лопатой в руках

Из нюансов — после разговора с кумом я усвоил основной принцип устройства смотровой ямы: копать вширь нужно с учетом толщины самого кирпича, и чтобы еще осталась полость для последующей заливки.

Как выкопать смотровую яму в гараже

Часто копать смотровую яму приходиться вручную

Размеры котлована под смотровую яму определяются материалом, из которого вы решите сделать её пол и стены. Кроме того, необходимо обеспечить засыпку наружных стенок ямы песком, глиной или граншлаком, а под заливку пола (или выкладку его из кирпича) обязательно нужно подготовить дно котлована, сначала засыпав его крупным гравием или шлаком, а потом – несколькими слоями утрамбованного песка. Если вы планируете оснастить смотровую яму вентиляцией, во время выкапывания котлована позаботьтесь и об обеспечении места для установки вентиляционных труб. Начало копки может быть осложнено необходимостью удаления покрытия пола гаража (под размер котлована). Наиболее трудным в этом случае представляется удаление бетонного пола – понадобится и отбойный молоток( либо профессиональный перфоратор), и «болгарка» — для резки арматуры. Скорость самой копки, в первую очередь, зависит от свойств грунта. Но перед тем, как перейти к описанию различных способов строительства ям, рассмотрим наибольшее затруднение, могущее стать помехой – это высокий уровень грунтовых вод.

Из каких материалов делают

Смотровая яма в гараже (ее стенки) выкладывается кирпичом, тяжелыми строительными блоками, делают из монолитного бетона. Если говорить о кирпиче, то лучше использовать керамический кирпич: он не боится влажности. Стенки делают в полкирпича или в кирпич. Толщина стенка в зависимости от способа кладки получается 12 см или 25 см. Это необходимо учесть при разметке котлована.

Использовать кирпич можно на сухих, плотных грунтах. Уровень подземных вод должен быть низким. Если вода подходит высоко, лучше стенки  ямы делать из армированного бетона.

Кирпичная смотровая яма в гараже

Строительные блоки также необходимо выбирать те, которые не боятся повышенной влажности. Это бетонные блоки. Остальные если использовать, то с обязательной наружной гидроизоляцией, и то это не гарантия того, что они не рассыпятся, особенно если грунтовые вода располагаются близко.

С бетонной смотровой ямой все проще: бетон влаги не боится, от нее он только крепче становится. Для заливки стен используют бетон марки М 250, для пола достаточно М 200. Почему так? Потому что при зимнем пучении основная нагрузка приходится именно на стенки. Чтобы они не «сложились» требуется запас прочности, что достигается армированием и использованием бетона высокой прочности. Кстати, чтобы избежать пучения грунта под гаражом, надо хорошо сделать отмостку, чтобы вода уходила, а не впитывалась в грунт.

Толщина стенки при заливке смотровой ямы бетоном от 15 см. Стеки должны армироваться. Для этого используют готовую сетку с толщиной проволоки 5-6 мм и шагом 150 мм (если подземные воды глубоко) или вяжут каркас из арматуры диаметром 10-12 мм. Шаг установки арматуры — 20 см. Для большей прочности делать можно единый прут на дно и стены, изогнув его соответствующим образом.

Монтаж стен котлована для проведения будущих работ

Как правило, рабочую площадку внутри смотровой ямы окружают бетонными или кирпичными стенами. Эти материалы обладают достаточной прочностью и долговечностью, чтобы их можно было задействовать. Если вдруг окажется, что для вас такие решения не годятся из-за своей дороговизны, то можно прибегнуть и к более дешёвым вариантам. В частности, подойдут либо доски из натуральной древесины, либо шифер — уменьшение прочности будет не критическим, а вот сэкономить получится неплохо.

Когда вы обустраиваете смотровую яму в гараже своими руками, размеры напрямую влияют на расход материалов, ведь это — длина и ширина монтируемых стен. Чтобы они не промокали, их лучше всего обмазать жирной глиной, а сверху закрепить гидроизоляционный слой. Подойдут, в частности, рубероид или обычная плёнка из полиэтилена.

Если стены котлована бетонные, то нужно будет подумать о том, как установить и зафиксировать опалубку. Дополнительно, заливая бетон для будущих стен, потребуется установить, как и для пола, армирующую конструкцию. В таком случае раствор затвердеет и потом продержится долгие годы, а то и десятилетия. Планировать ремонт придётся ещё очень нескоро.

О защите от внешних факторов всегда лучше подумать заранее. Ведь от того, какая смотровая яма в гараже, зачастую зависит не только комфорт проводимых ремонтных работ. Нередко от созданных условий напрямую зависит и продуктивность труда.

Наилучший конкретный пример — работы по утеплению стен ямы. Ведь если вам удалось их защитить от влаги извне, то это ещё не всё. Некоторые владельцы гаражной территории предпочитают «экономить» и не тратиться на теплоизоляционные работы. Но такая попытка потратить меньше оборачивается дополнительными расходами в дальнейшем. Намного разумнее, один раз выделив деньги на полноценную теплоизоляцию, в дальнейшем меньше тратить на отопление.

Сравнительно недорогим и долговечным материалом среди всего, что способно обеспечить теплоизоляцию, является пенополистирол. С ним удобно работать, даже если глубина смотровой ямы в гараже достаточно велика. К тому же он не оказывает вредного воздействия на здоровье и на окружающую среду. Расходы на него окупятся в первые же зимние недели, во время которых вы будете вести работу в яме.

В качестве материала для финишной отделки используют стекловолоконные панели, плитку или стандартную штукатурку для фасадов. Делать выбор можно, исходя из собственных эстетических предпочтений.

Обустраивая стены котлована, не забывайте сразу монтировать швеллерную раму (можно задействовать и уголок), чтобы она подстраховывала автомобиль и не позволяла ему съехать в углубление, а заодно останавливала воду, которая может стекать с колёс транспортного средства. Помните: от того, насколько правильно мы делаем смотровую яму в гараже, насколько грамотно подходим к реализации планов, зависят комфорт и продуктивность всей будущей работы, которую предполагается проводить.

Подготовка материалов

Для строительства смотрового помещения используется силикатный кирпич, бетонные блоки или монолитные железобетонные конструкции.

Смотровая яма из кирпича

Стены выкладываются толщиной в кирпич или в полкирпича. При разных вариантах кладки толщина стен выходит от 12 до 25 см. Значение толщины понадобится при выполнении разметки котлована. Если в почве наблюдается высокий уровень грунтовых вод, для возведения стен лучше использовать армированный бетон или бетонные блоки. Не забудьте про вентиляцию!  Если в наличие есть блоки другого типа, то им будет необходима качественная гидроизоляция, чтобы избежать рассыпания материала.

Смотровая яма из бетона

При неблагоприятных условиях грунта лучшим вариантом станет бетон. Для заливки стен применяется марка М250, а для пола – М200. Использование бетона ниже марки М250 может привести к деформации стен при нагрузках пучения. Для защиты от пучения можно сделать отмостку или выполнить армирование бетона. Бетонные стены обычно составляют от 15 см и требуют дополнительного усиления. Для получения запаса прочности применяется металлическая сетка или каркас из арматуры.

Возводим стены смотровой ямы

На данном этапе вам уже необходимо точно определиться, как вы собираетесь сделать смотровую яму в гараже? Если быть точнее, то вопрос в материале, который будет использоваться для стен – кирпич или бетон. Вариант смотровой ямы из металла мы не рассматриваем, т.к. в этом случае нужна идеальная гидроизоляция, сделать которую не так уж и просто, в противном случае стены быстро съест коррозия.

Большинство автолюбителей возводят стены из кирпича, однако в этом случае так же совершенной гидроизоляцией приходится пренебречь, т.к. покрыть обратную сторону кирпича через минимальный зазор между стеной и грунтом не представляется возможным.

Для примера мы разместили фото смотровых ям в гараже с различным исполнением стен:

Если вы все-таки решитесь строить смотровую яму из кирпича, вы легко сделаете это своими руками, т.к. о кладке кирпичей мы рассказывали уже не раз. Здесь же мы подробней остановимся на возведении бетонной смотровой ямы в гараже.

Сложности, с которыми можно столкнуться

Автовладельцу необходимо учесть следующие проблемы, которые иногда сопутствуют устройству смотровой ямы:

  • неглубокое залегание грунтовых вод – потребуется выполнять тщательную гидроизоляцию, а если полностью устранить проблему не удается – устроить приямок и дренаж для скапливающейся влаги;
  • недостаточная площадь помещения, где устраивается яма – в этом случае строительство следует выполнять в другом месте. Ни в коем случае котлован не должен повредить фундамент существующих конструкций;
  • ненадлежащее качество материалов – при покупке цемента и других составов следует обращаться в проверенные торговые точки, поскольку, в случае недостаточного качества, выполнение работ значительно затянется и повлечет перерасход средств.

Работы должны быть предварительно организованы, просчитан необходимый объем материалов, подготовлены инструменты и оборудование. Строительство следует выполнить в максимально короткие сроки, чтобы уложиться в подходящие температурные условия сезона и обеспечить качество работ.

Смотровая яма – необходимый элемент гаража любого автолюбителя, но при ее сооружении необходимо обеспечить соблюдение всех требований в плане подбора материалов и разработки проекта.

Это позволит гарантировать удобство работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, с соблюдением требований безопасности.

Размеры смотровой ямы для легкового автомобиля

Создание диагностической ямы в гараже опирается на эскиз, пусть даже не на бумаге, а лишь в своем воображении. Очертания и размеры смотровой ямы зависят от габаритов бокса.

Вначале хочется подчеркнуть, что диагностическую яму лучше разместить вблизи гаража или же в нем, но рядом с местом стоянки автомобиля, потому что пары влаги, скапливающиеся на дне ямы, не лучшим образом воздействуют на состояние днища автомобиля.

В большинстве случаев гараж на даче строится ограниченных размеров, поэтому место смотровой ямы отводится обычно посредине здания, а ее гидроизоляция в некоторой степени ограничивает распространение сырости.

Если же присутствие грунтовых вод близко от поверхности земли, то гидроизоляция сооружения просто необходима, потому что в зависимости от сезона года вместо основного предназначения смотровая яма может оказаться просто водоемом.

К сооружению диагностической ямы уместно приступать сразу же с возведением гаража, но нередко она оборудуется уже в действующем боксе.

Независимо от обстоятельств, размеры смотровой ямы для автомобиля имеют существенное значение, так как она представляет рабочее пространство, которое, наравне с комфортностью, не должно стеснять действия при обслуживании и ремонте автомашины.

Длина диагностической ямы зависит напрямую от длины автомобиля, но для удобства проведения работ эту величину нужно увеличить на 1 м для размещения лестницы.

Ширина смотровой ямы колеблется в среднем вблизи 70-80 см, а ее оптимальная величина соответствует расстоянию между передними шинами автомобиля, значение которого уменьшается на 20 см, чтобы при заезде на конструкцию не проваливалась машина.

Глубина смотровой ямы учитывает рост владельца, когда при работах касание головой днища машины крайне нежелательно. Как правило, этот размер составляет 170-180 см, чтобы руки при работе находились без напряжения в полусогнутом положении и не уставали, например, эта величина может соответствовать росту человека.

При большей глубине создаются условия и возможность использования сооружения для хранения продуктов зимой, а обслуживание автомашины тогда придется проводить с помощью подставки.

Когда размеры смотровой ямы определены, то эти значения надо увеличить на 25-30 см, принимая в расчет толщину стен, а также слоев гидро- и теплоизоляции. Например, для сооружения из железобетона толщина стен диагностической ямы обычно не превышает 15 см, которая немного сужается у дна и в ней создаются ниши для принадлежностей и инструментов.

Сверху в целях безопасности обслуживающего персонала, а также, чтобы автомобиль не соскальзывал, конструкция оборудуется дополнительно четырьмя металлическими опорами-ограничителями, размещаемые по углам, или металлическими уголками, устанавливаемыми по ее сторонам.

После уточнения размеров смотровой ямы для легкового автомобиля создается набросок ее чертежа, согласно которого рассчитывается объем необходимых материалов, определяются размеры котлована и его разметка.

Если почве присуща рыхлость, то края сооружения желательно разместить подальше от колес машины и увеличить размер стен для снижения нагрузки на него.

Как правило, смотровая яма в гараже своими руками оборудуется из кирпича или как единый монолит из железобетона, но также используются и другие материалы, например, деревянные доски или листы металла, поэтому разметка котлована осуществляется с учетом занимаемого объема используемыми строительными материалами.

С одной стороны, железобетонному остову сооружения присуща неплохая прочность и долговечность, но требуются повышенные трудозатраты. С другой стороны, кладка из кирпича не столь обременительна, но по прочности и герметичности она уступает железобетону и требует принятие дополнительных мер.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий